Первый критик истории — иезуит Гардуэн

Игорь Шумах (Цинциннати, США)

Глава 6. Предыстория политического компромисса.

Гардуэн получил заказ на написания истории вселенских соборов от короля-солнца в 1689. Его парижский знакомый, известный книгопечатник и торговец Жан де ла Кайле (La Caille, Jean de, d. 1720) в этом же году напечатал «Историю печатного дела и книжной торговли, в которой видно их происхождение и развитие до 1689» («Histoire de 1'imprimerie et de la librairie. ou 1'on voit son orieine et son orogres jusqu'en 1689», pt. 1-2, 1689). В книге рассказывалось о Гутенберге, Фусте, Геринге. Приводились их портреты. Впервые научный анализ книги сделал Ж.Ш.Брюне во второй половине XIX века, как раз в то время, когда из Гутенберга делали первопечатника латинской библии. Так, Брюне отозвался о книге, что она имеет, конечно, исторический интерес, но очень не точна за вторую половину XV и весь XVI век. (Brunei J. -C. Manuel du libraire et de 1'amateur de livres. P., 1862. Т. 3)

Совпадение получения Гардуэном заказа от короля-солнца и появления мифа о первопечатнике Гутенберга в 1689 году, позволяет предположить, что католическая церковь с самого начала рассчитывала, что первый вариант печатной библии будет латинский.

Посмотрим политическую ситуацию того времени.

Одним из результатов Тридцатилетней войны в области политического мышления, кроме появления теории естественного права, о которой писалось выше, было появление теории полицейского государства во главе с монархом. В.Живов пишет: «выход из непримиримости религиозных раздоров был найден в идее подчинения религии государству, в идее договора подданных с монархом, при котором подданные отрекаются от своей индивидуальной воли (включая религиозное волеизлияние), а монарх возлагает на себя заботы об общественном благе. Отмену Нантского эдикта и преследование католиков в Англии можно рассматривать именно как практическое следствие этого нового политического мышления». (Живов, 441-442) Теория полицейского государства во главе с монархом служила основой религиозного примирения. По этой концепции «из медиатора космического порядка монарх превращался здесь в демиурга, в творца нового царства, которое должно преобразовать мир. То, что заново создается царем, и есть начаток нового мира и вместе с тем – в соответствии с европейской мифологией государства – восстановление изначального благого порядка». (Живов, 445)

Таким образом, для осуществления функций демиурга монарху понадобился идеологическое обоснование, которое могла дать история его рода, подтверждающая его полномочия. Это особенно остро стояло в тех государствах, где позиция монарха была выборная, но не наследственная.

Император Леопольд I (1640—1705) был вторым сыном императора Фердинанда III и его первой жены Марии Анны, дочери испанского короля Филиппа III. Леопольд стал королем Венгрии в 1654, а королем Богемии – в 1656 году. Его старший брат император Фердинанд IV умер в 1657, и он стал императором – в 1658 году. Франция была против избрания Леопольдом императором. Потому что Людовик ХIV сам претендовал на этот престол. Леопольд был избран императором при поддержке курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма. Султан также был против избрания императором Леопольда. Турки начали войну против Леопольда в 1660, и в 1664 году был заключено не выгодное для императора Вашварское перемирие на 20 лет, по которому Леопольд должен был платить дань султану.

Леопольд вместе с Испанией и Брандербургом поддержали Нидерландию в войне против Франции в 1673 году. Война завершилась невыгодным для союзников Нимбергским миром в 1678 годом.

Следующая война султана против империи началась в 1683 году. Было несколько поводов для войны. Во-первых, трансивальский господарь Имре Текею стал данником султана, чтобы выйти из-под власти императора. Султан как сюзерен выступил на защиту своего вассала. Второе.  Двадцатилетние Вашварского перемирия истекало. Поэтому султану необходим был выгодный для себя следующий договор, а защита нового вассала было только причиной. Необходимость войны усиливала враждебная позиция императора по отношению к традиционному партнеру турок Франции. Визирь Кара Мустафа осадил  ену. Австро-польский союз образовался в 1683 году, и польское войско во главе с королем Яном Собеским пришло на помощь защитникам Вены. Турки были разбиты.

В победе над турками, принимал активное участие папа Иннокентий XI (1676-89). Ватикан выделили 1 200 000 золотых форинтов императору, польскому и баварскому королю. Объединенные армии Яна Собеского и Карла Лотарингского освободили Вену в сентябре 1683 года. После этой победы началось изгнание турок с территории Венгрии. Папа создал Священную лигу(1684) как союз Габсбургов, Баварии, Польши, Венеции и папы для продолжения борьбы против турок. Папа послал Собескому саблю и шапку полководца-предводителя. В военном походе 1686 года, папа помогал в первую очередь полякам, поскольку императорский двор не всегда направлял посылаемые ему деньги на борьбу с турками. Папа объявил освобождение Венгрии задачей крестового похода. В сентябре 1686 года была освобождена город-крепость Буда. Папа провел торжественную консисторию и провозгласил этот день религиозным праздником и послал на восстановление Буды 100 000 форинтов. Деятельность папы подняло международный авторитет Ватикана как центра антитурецкого движения.

6.1. Шестерка пишется как  четверка

С современной  арабской записи цифра 6 пишется как цифра 4. То же самое наблюдается при арабской системе записи гобари. Ниже приведена таблица с обозначением чисел из ЭК.

Рис. 10 Таблица обозначение чисел из ЭК

Рис. 10 Таблица обозначение чисел из ЭК

 

На памятной бронзовой медали оттоманского султана написано « S. VLTANI MOHAMMETH* OCTHOMANI. VGVLI* BIZANTII IMPERATORIS». Надпись переводится: «Султан Мохаммед, Октомана сын. Византийский император». На медали отчеканена дата 481. Медаль датирована в традиции  XVII века, когда писали три последние цивры.

 

Памятная медаль Мухаммеда.

В Хотинском мирном договоре от 9 октября 1621 года приводится короткий титул султана: «светлейшему и могущественному султану Осман-хану, великому императору константинопольскому, Азии и Европы, Персии и арабов, Кипра и Египта».(Nаruszewisz)

Полный титул приведен в отказной грамоте султана польскому королю в 1621 году, копию которой снял князь Н.В.Голицын: «Мы, султан пресветъйший и неодолимый, силный и царъ и ангилъ божей, турской царь, макидонскиi и вавилонскиi, король Вышнего и Меншего Египта и владътель всехъ крестьянскихъ царств въ Еуропе, король до Александръе и в Юдъе, над Португаломъ и надо всеми государи по всеи землъ, и государь государемъ всехъ земель, стражъ бусурманского раю Святого гроба, такоже и великого пророка Магометя въ гореде в Мейхе и велезрящного пророка въ Ерусалиме, король королемъ и государь государемъ, и князь княземъ, и государь всего добра во всемъ свъте, и государь древа животново и всехъ местъ и городовъ, и государь болшого и меншого моря, и всъхъ проливъ и рекъ, государь всего свъта и великий державецъ надо всъми державцы». (ЛОИИ,ф.276,оп.1, № 26,л.10-16. в кн. Вести-куранты.

Приложение 1.1600—1631 гг. М.:Наука,1982) Столица Турции был Стамбул или Константинополь. Поэтому «турский царь» понимался как царь или император Константинополя или Византии.

Табов описывает венецианское издание «IMPERIUM ORIENTALE SIVE ANTIQUITATES CONSTANTINOPOLITANAE IN QUATUOR PARTES DISTRIBUTAE: QUAE EX VARIIS SCRIPTORUM GRAECORUM OPERIBUS. Opera & Studia Domni Anselmi Banduri Ragusani, Presbiteri ac Monachi Benedictini e Congregatione Melitensi», 1729, где приводится список императоров Константинополя. Табов пишет: «Там для императора № 87 – Константина – указано, что в его правление в 1453 году султан Мехмет взял Константинополь. Однако на Константине список не кончается, а продолжается дальше: один за другим идут султаны Баязет (сын Мехмета), Селим, и т.д., до Мората, начавшего свое правление в 1624-ом году. В заключении автор списка объявляет, что это – конец списка императоров Константинополя, которые правили в нем до текущего 1636-го года». (1Табов) В Константинополе существовала традиция именовать султанов – императорами в 1636 году.

Эта же традиция сохранилась и в начале XIX века. Так, в Андрионопольском мирном договоре между Россией и Турцией написано: «Объявляем чрез сие, кому о том ведать надлежит, что 2-го числа сентября месяца 1829 г., между нашим императорским величеством и е.в. императором оттоманским, преизрядных султанов великим и почтеннейшим, королем лепотнейшим меккским и мединским и защитителем святого Иерусалима, королем и императором пространнейших провинций населенных в странах европейских и азиатских и на Белом и на Черном море, светлейшим, державнейшим и великим императором, султаном, сыном султанов, и королем и сыном королей, султаном Магмуд-ханом, сыном султана Абдул-Гамид-хана».

Памятная медаль бронзовая, а бронза с содержанием олова свыше 2%, появилась не ранее 1627 года. Если учесть, что четыре могло читаться как шесть, то на медали 1681 год. С 1648 по 1687 годы правил султан Магомет, сын султана Ибрагима (1640—1648)! На медали отчеканено, что Магомет был сыном Октомана, т.е. принадлежал роду Оттоманов. В книге New method of studying history, geography, and chronology (1730) написано: «The Prince gave the Name to the Ottoman Family, which yet reigns, and is believed to have began in the Year 1306». (т.1,131)

В Фетве пишут: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Ангелы [ангелы проявления милости Всевышнего] не заходят в помещения, где находятся изваяния, статуи, монументы»; «Ангелы не заходят в помещения, где находятся изображения живого». Поэтому в исламе запрещено рисовать лица людей, включая пророков, султанов, ангелов, полководцев и ученых». (http://www.umma.ru/fetva/588/#_ftn5)

Хотя в исламе запрещено изображать лица султанов, но, тем не менее, есть портреты всех султанов, включая первого султана Османа, который правил в 1299—1324 годах. (http://wiki.tatet.org)

Существует внешнее сходство между султаном Магометом на памятной медали, и султаном Муратом (1546—1595) (http://wiki.tatet.org/Murat_III.html). Внешние сходство можно объяснить тем, что они все были родственниками, и сходство через поколения может передаваться. Не будем спорить. Только обратим внимание на манеру завязывание чалмы у Марата и Магомета. Манера аналогичная, и больше не повторяется ни у одного из султанов. Трудно предположить, что и манера завязывания чалмы также передается генетически через сто лет. Более реально, можно предположить, что был известен реальный портрет султана Магомета, конца XVII века, который, когда писали правильную историю, перенесли в конец XVI века. Ведь изображение портретов в мусульманстве все равно запрещено. Кто проверит? Ведь если посмотреть на лицо Мурата, жившего якобы в XVI веке, то складывается впечатление, что это тот же Магомет из следующего века, только на 10-15 лет моложе.

Аналогичный сюжет с датировкой находим на монетах эрцгерцога Тироля Сигизмунд (1439—1496), отчеканившего полгульдена в 1484 и гульден в 1486, что читается как 1684 и 1686 годы. На гульдене находятся щиты, подвластных территорий, которые входили в состав эрцгерцогства: Nellenburg, Alsace, Kyburg, Tyrol, Feldkirch, Portenau, Krain, Styria, Carinthia, Windisch-Mark, Hohenberg, Habsburg, Pfirt, Austria on Enns and Burgau.

 Гульден и полгульдена эрцгерцога Тироля Сигизмунда.

Рис.13. Гульден и полгульдена эрцгерцога Тироля Сигизмунда.

Последним эрцгерцогом Тироля был Сигизмунд Фрациск (1630—1665), второй сын императора Леопольда и Клаудио Медичи. Он стал епископом в Аугсбурге в 1646, затем епископом в Гурке и Тренте в 1659 году. Епископом он был, не принимая духовного сана. Когда умер его старший брат Фердинанд, он стал эрцгерцогом Тироля. Якобы он умер в 1665 году. Так, пресеклась линия младших Габсбургов. Тогда император Леопольд принял правление над Тиролем.

Но так ли это? Посмотрим политические события того времени. По устному согласию князя Голицына в Москве появилась католическая миссия в 1684 году. Московия заключила «Вечный мир» с Речью Посполитой в 1686 году, по которому Киев и Левобережную Украину отходила во владении Москвы. После этого Московия присоединилась к антитурецкому союзу, обязавшись вести военные действия против Крымского ханства. В результате походов князя Голицына в 1687 и 1689 годов против крымского хана, тот не направил свои войска на Балканы против союзников Московии.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий