Первый критик истории — иезуит Гардуэн

Jean Hardouin

Глава 2. Почему Гардуэн получил приказ написать, что история всех Вселенских Соборов до Тридентского Собора фальсифицированная.

Писатель Стендаль в XIX веке писал: «История христианства до Тридентского собора тщательно скрывается. Религия XV века – уже не наша религия. Теперь, после того. Как реформа Лютера и насмешки французских философов очистили нравы духовенства и святош, нельзя себе даже представить, чем были священники Италии в ее лучшие времена».


2.1. Календарь «жития святых».

Римские папы ведут свою династию от св. апостола Петра с 32 года н.э. Но только в 1603 году иезуит Хериберт фон Розвейд (1569—1629) из Утрехта представил первое упорядоченное собрание «житий святых» для годового церковного календаря.

«Нам надлежит сие за счастье почитать, — пишет Миллер, — что астрономов и календарников довольное число имеется. Боже избави землю и живущих на ней от такого несчастия, чтоб они все померли и от того вещще помешательство, заблуждение и осквернение тех времен, которые Бог светить повелел, произошли». Если бы все «астрономы и календарщики» исчезли, то никто бы не знал в точности, когда отмечать праздники (в первую очередь речь, конечно же, идет о праздниках церковного календаря).

Таким образом, оказывается, что время не есть только сама собою складывающаяся последовательность событий: существуют некоторые вехи и сместить во времени нельзя – они должны приходиться на точно определенные моменты и составлять некоторый хронологический каркас, который заполняется чередой следующих одно за другим событий. Можно поменять способ счета часов на протяжении суток или даже календарь, переместив начало года, — и то и другое было бытовой реальностью для современников Петра. Иное дело праздники – любое их смещение приведет к «осквернению» времени.

Петр превратил список торжеств в своего рода конспективную версию официальной истории империи. Годовые гражданские праздники должны были, по замыслу царя, ежегодно воспроизводить, «оживлять» перед глазами подданных историю его царствования». (Погосян,7-10)

Топпер пишет: «Хронологическое обрамление слишком часто оказывалось несостоятельным; еще чаще с течением столетий менялись богословские догмы. Единственным «надежными ориентирами» служили святые. Только они, католики, ревностные поборники христианской веры, были способны самим своим существованием удостоверить якобы двухтысячелетнее историческое существование римской церкви. Однако жития святых инициируют образ замкнутого сообщества, которое непрерывной линией тянется аж к апостольским временам. Они создают неопровержимое в глазах западного человека свидетельство подлинности историографии Старого Света». (Топпер, 243-244)

Календарь «житий святых» являлся иллюстрированной историей католической церкви.

Итак, иезуит Хериберт фон Розвейд представил первое упорядоченное собрание «житий святых» для годового церковного календаря в 1603, а через 40 лет, в 1643 году иезуит Иоганн Болланд (1596—1665) представил монументальный труд «жития святых» под названием Acta Sanctorum (Деяние Святых), напечатанный в Антверпене. Считается, что Болланд обработал первое собрание «житие святых» (1603) и наметил программу, которую в течение двухсот лет осуществляли болландисты – иезуиты, работающие в этом направлении. Многочисленные тома печатались во Фландрии, в Антверпене, где был крупнейший иезуитский монастырь Западной Европы. Оккупация Наполеоном I Фландрии в 1794 году прервало работу болландистов на 53-м томе, который соответствовал календарной дате шестого октября. Выпуск «жития святых» возобновился сначало в Брюсселе в 1837 году, а затем – в Тонгерло. Вышли уже 67 томов, но работа попрежнему продолжается.

К составлению древней истории толкало папство не только появившаяся во второй половине XVI века мода на обосновании своего благородства дворянства, но и новые политические идеи. Герей пишет: «Современную теорию папского суверенитета в соответствии с эпохой абсолютной светской монархии разработали иезуиты и в первую очередь кардинал Роберт Беллармин (1542—1621). Согласно его представлениям, светская власть — это тело, а церковная власть — душа; папа назначен Богом надзирать за государствами, для чего он наделен полной, непререкаемой церковной властью. В религиозных делах он имеет право вмешиваться и в управление государствами. Королевская власть по своему происхождению — тоже божественна, но государь осуществляет свое предназначение через руководство народом, поэтому народ может и лишить его этой власти. Так в рамки одного учения вместились и папский абсолютизм, и народный суверенитет. Сохранился и иезуитский тезис о казни тирана, но теперь основной упор в оценке короля делался уже на верность вере». (Герей) Таким образом, при папе Павла V (1605 — 21) сформировалась концепция папского суверенитета.

Для ее пропаганды Папа Григорий XV учредил конгрегацию пропаганды в 1622 года. Результаты работы конгрегации пропаганды не заставили себя долго ждать. Уже в августе 1623 года первый генерал ордена иезуитов Игнатий Лойола был возведен в святые римской церкви, и в этом же году немецкий иезуит Иоганн-Евсевий Ниремберг (Nieremberg) опубликовал биографиию св. Игнатия. (Vida del patriarca San Ignacio de Loyola, fundador de la Compana de Jesus, resumida y aсadida de la bula y relaciones de su canonizaciуn y de otros graves autores, revisada y acrecentada por el mismo autor. Zaragoza, 1631).

Строители работавшие в китайском городе Сиань Фу обнаружили трехметровую, весом в 2 тонны мраморную плиту с надписями на сирийском и китайском языках в 1625 году. В тексте сообщалось о миссионере по имени Олопен, в 635 прибывшем в Китай и основывавшем общины, и о преследованиях христиан в 699 и 713 годах, о строительстве церквей, о подарках китайского императора и о благожелательном отношении со стороны буддийского духовенства. Камень предположительно был изготовлен в 781 году. Камень был утерян. Сохранилась его копия. Синологи признали надписи на камне фальшивкой в конце ХIХ века. (Топпер) Но, не это важно. Важно то, что конгрегация пропаганды начала работать над созданием образа древней истории Ватикана и результаты не заставили себя ждать.

Миссионерская деятельность папства модернизировалась в связи с начавшейся  Тридцатилетней войной (1618—1648). Папа Григория XV учредил в 1621 году один из самых значительных монашеских орденов, занимавшихся педагогической деятельностью, — орден пиаристов, который специализировался на начальном обучении и воспитании прихожан. Позднее по образцу иезуитов они стали создавать школы, в которых важную
роль получили естественные науки. Орден пиартистов приобрел популярность, потому что в их школах процветал свободный дух, и они демонстрировали свою способность приспособляться к существующим условиям. Это была реакция на появление новых учений, ставившие под сомнение необходимость папства.

Лувенский профессор К. Янсений (1585—1638) в сочинении «Августин» доказывал, что человеческая природа порочна и не существует свободы воли. Поэтому спасутся лишь те, кто предопределен к спасению. Папа Климент VIII в особой булле запретил чтение книг Янсения. Такое решение объяснялось тем, что основные положения янсенизма основывалось на необходимости углубленной индивидуального познания бога и
отвергали возможность «спасения» человека через посредничество церкви между человеком и богом. Это сближало янсенистов с кальвинистами, что вызвало против них ненависть иезуитов и других орденов. Особенно много сторонников янсенизма было во Франции, где учившийся в Лувене у Янсения аббат Жан Дювержье де Оранн (1581—1643) организовал в Париже кружок янсенистов. Дювержье был в 1638 году арестован кардиналом Ришелье. Кружок продолжал существовать под руководством профессора Сорбонны Антуана Арно. За свою деятельность Арно был лишен докторского звания и изгнан из коллегии сорбоннских профессоров. Вслед за Арно, такой же участи подверглось еще 80 человек. Блэз Паскаль опубликовал памфлет против иезуитов «Провинциальные письма», которые были сожжены под тем предлогом, что в них содержалось много оскорбительного по адресу «науки, церкви и папы». Недовольство церкви вызывала агитационная деятельность янсенистского монастыря Пор-Рояль в Париже, направленная против иезуитов. Янсенистский монастырь Пор-Рояль был разрушен. Были выкопаны даже трупы похороненных янсенистов. Иезуиты убедилиЛюдовика XIV, что янсенисты составляют республиканскую партию, и король заявил, что он скорее примирится с атеизмом, чем с янсенизмом.

Большую популярность приобрели идеи голландского юриста Г. Гроция (1583—1645). Он нашел новое основание обязательности норм международного права: прежний авторитет папы и императора должен отступать перед естественным стремлением человека к общежитию, притом мирно и разумно устроенному. Нормы, вытекающие из этого естественного стремления, общеобязательны для всех, независимо от религиозных и
национальных различий, и даже атеист им повинуется, так как они связаны с самой природой. Он утверждал, что «нормы существовали бы, если бы даже не было бога». Потому что они вечны и неизменны. Естественное право выше положительного права, изменчивого и носящего временный характер. Гроций считал, что понять естественное право можно лишь разумом. Помощь церкви при этом не нужна. Сочинения Гроция
попали в 1627 году в «Индекс запрещенных книг», и стали пользоваться широкой популярностью среди буржуазии. Идеи Гроция отражали интересы буржуазии, которая предпочитала светскую политику без «посторонних» элементов, под которыми понималось в католических странах влияние папы.

Исходя из изложенного, начало работы над историей Святого Престола, диктовалась требованиями политической ситуации. Конгрегация пропаганды начало работать над сонмом святых католической церкви в 1622 году, а уже в 1643 появилось первое капитальное «житие святых» иезуита Болланда. Идеологию «жития святых» разработал барон Генрих Юлий фон Блум. «Он обрабатывал первое собрание «житий святых» и наметил своего рода программу, которую в течение двухсот лет осуществляло значительное число его братьев по ордену». (Топпер, 242)

«Жизнеописание святого Патрика», ирландского миссионера V века, было якобы написано Сэлтри. Но впервые это жизнеописание было издано Мессингэмом в 1624, через два года после начало работы конгрегации пропаганды, а его переиздание было сделано иезуитом Колганом в 1647 году.

Уве Топпер пишет: «Одна из самых популярных фигур в Валенсии и в католическом мире – святой Лоренцо. Даже Неаполь и Рим оспаривают друг у друга честь считаться городом, в чьих стенах он появился на свет в 226 году от Рождества Христова. Его родители были, вероятно, выходцами из Уэски (Испания); при императоре Диоклетиане они бежали от преследования христиан (которое должно было начаться лишь через 58 лет в малоазийском провинциальном городе Тарсусе) в Валенсию, — как писал святой Донатус, изобретенный известным Лоренцо Маттеу на основании своего друга Хуана Баутисты Баллестера в 1672 году. Легенда встретила восторженный прием, и болландистам, ответственным за приведение в порядок Жития святых, оставалась подобрать святому город (по принципу: кто заплатит за эту честь наибольшую цену). Иоганн Пиний, которому было поручено решить этот вопрос, остановился на Сарагосе. Правда, перед этим, после исключения Уэски и Валенсии из числа кандидатов из-за их финансовых трудностей, как относящиеся к узкому кругу городов-кандидатов рассматривались также Кордова и Капуа. Началось печатание монет и медалей, подделка подписей и рукописей, многие из которых, возможно и по сей день украшают европейские музеи. Многие из этих подделок неоднократно разоблачались, но вскрыть весь размах операций по фальсификации никому не удалось. На возраст монет, кстати, косвенно указывают
писания якобы позднеантичного автора Донатуса, в которых можно уловить отголоски споров на эту тему: следовательно, они были окончены не ранее 1673 года». (Топпер, 80)

Евангелистский теолог А. Харнака из Дерпта, писал в 1893 году: «С течением времени на страницах художественных полотен католических писателей образы их расцвечивались все более яркими и ослепительными красками. Что касается романов, то с IV по ХI век они появлялись в удивительном изобилии и завоевали сердца христиан всего мира – от Ирландии до абиссинских гор и от Персии до Испании ...Нужно сказать, что целые поколения христиан, целые христианские нации оказались духовно ослеплены этим нестерпимым свято-мученическим сиянием. Теперь глаза их закрыты не только для видения действительной истории, но и для света правды вообще». К этой емкой мысли можно добавить только одно: пропагандистская атака католической церкви на умы паствы началась с 1622, после учреждения Папой Григорием XV конгрегации пропаганды, и все христианские романы «жития святых» были написаны не ранее 1622 году.

Конгрегация пропаганды, созданная в 1622 году, начала работать над историей католической церкви. Первым крупным результатом ее работы было появление «Жития Святых» Болланда в 1643 году.

Назад          Начало           Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий