Первый критик истории — иезуит Гардуэн

Jean Hardouin

Глава 4. Политический компромисс.

Папства не было до 1503 году. Папство появилось после первого крещения Руси Андреем Первозванным. Основателем Ватикана был Иван Рюрик, он же папа Юлий. Примечательно, в истории сохранилось, что папа Юлий принял имя в честь Юлия Цезаря.

Юлий – это солнечный. А цезарь – это царь. Другими словами, Юлий Цезарь – это Царь-Солнце. Ватикан был церковно-светским государством до XVIII века. Поэтому Юлий Цезарь был титулом правителя Ватикана – король-солнце. Но, и, то папство, которое было до Тридентского Собора, невозможно назвать христианским в современном смысле слово. Христианство, в современном смысле слово, начало выкристаллизовываться из мусульманства после третьего крещения, которое на Руси провела княгиня Ольга в 1563 году. Тридентский Собор закончился в 1563 году. Это не случайное совпадение дат.

Именно тогда, были сформированные принципы, из которых впоследствии выросли католическая, православная и протестантские церкви, и произошло размежевание христианства и мусульманства. Это большой разговор, и он далеко выходит за рамки настоящей статьи.

Гардуэн закончил свой труд в 1715, а его сочинение было опубликовано в Париже в 1725 году. Топпер пишет: «Янсенисты и адепты других богословских направлений в течение десяти лет оттягивали издание». (Топпер, 15) Как это понять? Яссенисты и протестанты не пользовались влиянием при французском королевском дворе, а тем более в католической церкви. У них было некоторое влияние в французском парламенте, но не до такой степени, чтобы оказывать существенное влияние на решения короля. ЭК пишет: «В правление Людовика XIII кардинал Ришелье постепенно урезал привилегии протестантов; политическое влияние они утратили с падением крепости Ларошель (1628), но сохранили большинство гражданских свобод. Людовик XIV приступил к насильственному обращению протестантов: солдаты размещались на постой в протестантских домах, пока их обитатели не присоединялись к официальной религии. Нантский эдикт был отменен 18 октября 1685 году, и гугеноты стали покидать Францию, эмигрируя в Англию, Нидерланды, Германию и Америку. Французские поселения были основаны в Нью-Йорке, Массачусетсе, Виргинии и в Северной и Южной Каролине. Но и после массового исхода гугенотов из Франции протестантская вера там не умирла. Теперь к гугенотам принадлежали семейства торговцев и ремесленников. Преследования продолжались, но официальную позицию властей в 18 в. можно в целом охарактеризовать как нейтральную. Эдикт о веротерпимости (1787) восстановил гражданские свободы гугенотов».  (http://www.krugosvet.ru/articles/56/1005657/1005657a1.htm) Так, почему король и католическая церковь принимали во внимание мнение протестантов?

Не присутствует ли в этой исторической коллизии сюжет РПЦ и старообрядцев. Обращение Русской Православной Церкви к церковной истории непосредственно связано с московским митрополитом Платоном(1737—1812), до пострижения в монашество – Петра Георгиевича Левшина, и императрицы Екатерины Великой. «Платон по окончанию Славяно-греко-латинской академии в Москве в 1759 г. был рукоположен в иеромонахи, в 1766 г. был возведен в сан архимадрида, в 1770 г. – в сан архиепископа Тверского. Императрица Екатерина из-за знаменитого красноречия Платона назначила его придворным проповедником и законоучителем наследника престола Павла Петровича. В 1775 г. он стал архиепископом, а затем в 1787 г. — митрополитом Московским. В Москве Платон много работал для упорядочения церковной жизни в Московской епархии по имперскому образцу, о чем впоследствии писал: «Я застал духовенство в лаптях и обул его в сапоги и из прихожих ввел в залы к господам». Платон нашел пути примирения господствующей Церкви со старообрядцами. Екатерина смягчила суровые преследования староверов. Затем Платон ввел единоверие — разрешение старообрядческих богослужений по дониконовским книгам, при условии признания единоверцами православной иерархии. Платон составил для единоверцев правила, утвержденные Синодом в 1801 году, и в этом же году открылась в Москве первая единоверческая церковь». (ЭБЭ-http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=106493) Тем самым, Платон найдя политический компромисс со староверами, получил возможность приступить к написанию «древней» истории православной церкви.

Уже в 1805 году митрополит Платон опубликовал историю Русской Церкви до 1700 года под заглавием: «Краткая церковная российская история» (в 2 частях. 1805; 2-е издание вышло в 1821, 3-е — в 1834). Кроме своей «Истории» митрополит Платон составил «Списки московских и киевских митрополитов» (до 1804 года); «Житие преподобного Сергия»; автобиографические «Записки»; «Катехизис для школьного обучения». (ЭБЭ-http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=106493).

Митрополит Платон составил списки предстоятелей русской церкви по принятой модели русской историографии начала ХIХ века. (3Шумах) Он начал писать историю русской церкви после того, как нашел политический компромисс со староверами, которым правду об истории РПЦ говорить стало не выгодно.

Посмотрим реальных оппонентов папского престола на государственном уровне начала XVIII века. Реальную политическую силу представляли протестанты в империи Габсбургов, где был принят Аугсбургский религиозный мир, по которому, не только князь, но и каждый дворянин имел право определять религию для своих подданных. Протестанционизм был узаконен на землях Габсбургов в 1552, и был подтвержден папским решением в 1555 году. В первой половине XVII века была тридцатилетняя религиозная война, в которой протестанты отстояли свои права. Поэтому протестанты империи были большой политической силой, с которой невозможно было не считаться папе и французскому королю. Их роль в международной политике возросла после заключения Утрехтского мира в 1713, и Раштадского мира – 1714 года. Бурбоны получили испанский трон, но Италия полностью попала под контроль Габсбургов. С интересами папы, никто не считался. Сицилию, отобрали у папы, и передали ее Савойе. Империя забрала Ломбардию, Неаполь и Сардинию в 1713 году. Впоследствии Сардиния была поменяна на Сицилию. С интересами папского престола империя перестала считаться, а папе приходилось учитывать мнения Габсбургов, которые, в свою очередь, во внутренней политике империи учитывали интересы протестантских князей.

4.1. Воля победителя.

Что захотели победители Габсбурги от папского престола в 1713 году? По всей видимости, чтобы их империя была еще святей, чем папа римский. Это было в традиции империи. В постановлении Кельнского рейхстага(1512) была использована окончательная форма названия государства «Священная римская империя немецкой нации».

Максимилиан I (1493—1519) первым из германских монархов принял титул Император без церемонии коронования папой Римским и потому именовал себя «Electus Romanorum Imperator, Semper Augustus, Germaniae Rex», что по латински — "Избранный Римским императором, вечно священный, король Германии ". Вечно священным может быть Бог.

Поэтому императоры Священной Римской империи германской нации приравнивались к богу. О чем говорит генеалогия Габсбургов, написанная при Леопольде I, где предками «были более ста христианских святых, израильские цари, герои Троянской войны, Римские императоры и даже боги древнего Египта». (Tanner J.The Last Descendant of Aeneas.Yale, New Haven & London , 1993, р.103.)

Одно из первых условий, что могли потребовать победители Габсбурги, живые боги, у Ватикана — это чтобы Библия, впервые была напечатана и переведена на немецкий язык в империи Габсбургов.

Не случайно, поэтому, Папа Клемент XI в одной из своих булл в 1713 году, ссылаясь на авторитет архиепископа Лотара Франца фон Шенборна, назвал изобретателем книгопечатания Теодориха Грессемунда. (Mapинpoвич Б. Библиографиа о нашем кириличком штампарству, штампарама и книгама XV, XVI и XVII столета. Цетинье, 1991. Кн... 4. с. 225-235. – из Немировского) Что сделал Теодорих Грессемунд? Напечатал немецкую Библию раньше, чем латинскую библию?

БЭ (1771) сообщает, что не ясно, кто первопечатник: «John Guttenburg, and John Fust of Ments; John Mentel of Strasburg, and L.John Kostler of Haerlem»(v.III, p.510). Никакого упоминания о Теодорихе Грессемунде нет. Но, не это cамое интересное. Читаем далее: «And of this Schoeffer, or Scheffer, first servant, and afterwards partner and son-in-law of Fust, at Mentz, abovementioned, is pretty generally allowed to be inventor, so that he may properly be reconed the first printer, and the Bible which was printed with moveable letters in 1450, the first printed book; the next was Augustine de civitate Dei, then Tully’s offices, printed about the year 1461. Some authors tell us, that Fust carrying a parcel of bibles with him to Paris, and offering them to sale as manuscripts…».(v.II, p.510) Далее, БЭ(1771) пишет: «The oldest German printed Bible extant, is that of Nuremberg, printed in 1447; but who the author of it was, is  ncertain».(v.II,p.550)

Возможно, первопечатником библии был Теодорих Грессемунд, по версии 1713 года. Но уже авторы БЭ(1771) придерживались другой версии, но ее не написали. Ведь по информации, приведенной в БЭ(1771) установить, кто был первопечатником немецкой Библии (1447), не трудно. Неизвестно, сколько в ней было страниц, но, можно предположить, что ее объем был как библии Гутенберга с небольшой разницей страниц. «Гутенберг напечатал свою первую Библию, называемую 42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего она насчитывает 1282 страницы. Элементы убранства книги выполнялись от руки». (История книги) Гутенберг имел один печатный стан, который имел производительность 200-250 страниц в день. Поэтому тираж книги был 200-250 экземпляров, т.е. каждый день печатали только одну страницу. Таким образом, Гутенбергу для печати книги в 1282 страниц потребовалось бы 1282 рабочих дня, т.е. свыше трех с половиной года работы. Это соответствовало средневековым нормам печати книг. Так, А.С.Зернова в сводном каталоге книг кирилловской печати, выпущенных в Москве, описывает лишь 16 книг, изданных в 1553—1600 годах. Это примерно по одной книге раз в три года. Поэтому автором немецкой Библии мог быть Шофер, зять Фуста, который начал печатать Библию в 1447, и закончил ее, через три года, в 1450 году. В одном случае авторы БЭ (1771) отметили начало печатание Библии – в 1447, а во втором – ее окончание – 1450 год.

Итак, БЭ(1771) отметила, что первое печатное издание Библии было в 1447 году. Что же касается латинского издание, то оно было в 1527 году. (т.II, 548). ЭБЭ в конце XIX века пишет о Гутенберге: «Гутенберг (Иоанн Gutenberg) — изобретатель книгопечатания; год рождения его неизвестен. Принадлежал к патрицианской семье города Майнца — Генсфлейш, но принял фамилию матери. Между 1411 и 1420 г. семья Гутенберг, вследствие раздоров между патрициями и бюргерами, должна была удалиться из Майнца. В 1434 г. встречаем Гутенберг в Страсбурге, где он провел большую половину своей жизни, занимаясь 2.605 0 TDшлифовкой полудрагоценных камней (агата, оникса) и изготовлением зеркал. В 1438 г. Гутенберг, вместе со своим учеником Андреем Дриценом и др. лицами, образовал товарищество для изготовления зеркал. Деятельность товарищества закончилась процессом, который возбудили против Гутенберга наследники Дрицева и который был выигран Гутенбергом. (1439). Некоторые выражения актов процесса дали повод к заключению, что товарищество делало уже опыты в области книгопечатания. 1440-й год считается годом окончательного изобретения книгопечатания. Предположение это подтверждается документами, извлеченными из дел авиньонских нотариусов и обнародованными в 1890 г. Аббатом Рекен (Requin, “L'imprimerie a Avignon an 1444”). Из этих документов видно, что в 1444 и 1446 г. некий Проконий Вальдфогель вступал в сделки с разными лицами, которых за деньги и другие выгоды посвящал в тайну “искусственного письма”. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он стал изготовлять металлические подвижный выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирать из них строки и с помощью пресса оттискивать их на бумаге. Для эксплуатации изобретения у него не доставало средств. Переселившись в 1448 г. в родной Майнц, Гутенберг в 1450 г.

заключил договор с Иоанном Фустом, в силу которого тот ссудил ему 800 гульденов из 6% и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 300 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.); типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Основной капитал Гуттенберг получил, однако, не сразу, а по частям, а от выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 г. за единовременную уплату 800 гульденов был освобожден от ежегодных взносов. При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов, Гутенберг, тем не менее, достиг замечательных успехов. До 1456 г. он отлил не менее 5 различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов ее дошли до нас и хранятся в национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и наконец две Библии, 36- строчную и 42- строчную; последняя, известная под названием библии Мазарини, напечатана в 1453 — 55 г. с большим совершенством. Гутенберг отказался платить своему компаньону проценты, желая отложить платеж их до того времени, когда предприятие начнет приносить доход. Фуст предъявил к нему иск, требуя уплаты процентов на проценты. Процесс окончился присягой Фуста, о чем был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 нояб. 1455 г.; подлинник этого акта, столь важного для сохранения за Гуттенбергом имени изобретателя книгопечатания, недавно открыт Карлом Дзяцко в библиотеке Геттингенского университета (K. Dziatzko, “Sammlung bibliothekwissenschaftlicher Arbeiten” 1889 и сд.). По решению суда типография со всеми ее принадлежностями перешла к Фусту, и Гутернберг надо было начинать сызнова. Он вступил в компанию с Конрадом Гумери и в 1460 г. выпустил сочинение Иоанна де-Бальби из Генуи (1286), “Catholicon” (лат. грамматика с словарем). В 1465 г. курфюрст Адольф принял Гуттенберга на свою службу, но 2 февр. 1468 г. он умер; похоронен в Майнце, но могила его неизвестна. Изобретение его приписывалось в разное время разным лицам . Истина окончательно восстановлена v. d. Linde (“Gutenberg”, 1878), многолетние изыскания которого подтверждаются новейшими находками в библиотеках и архивах; о последних см. ст. Булгакова в “Библиографических Записках” 1892 г., № 1. Гутенбергу поставлены памятники в Майнце, Страсбурге и Франкфурте на Майне».

В версии БЭ(1771) Библия уже была напечатана зятем Фуста, Шоферов, в 1450 году, экземпляры которой Фуст продавал в Париже как манускрипты. Продажа Библии видно было выгодным делом, поэтому Фуст, в версии ЭБЭ (1890—1907), заключает контракт с Гутенбергом на издании Библии, но уже на латинском языке, и проводит его финансирование. Другими словами, Гутенберг не является первопечатником библии. Более того, не являлся первопечатником и зять Фуста, Шофер. И вот почему.

 

Назад                      Начало            Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий