Первый критик истории — иезуит Гардуэн

Jean Hardouin

Игорь Шумах (Цинциннати, США)

Глава 4. Политический компромисс

4.3. Пуансон.

Шофер и Гутенберг пользовались подвижным шрифтом. Немировский пишет: «Одной из основных составляющих великого изобретения Иоганна Гутенберга был способ множественного  воспроизведения типографских шрифтов.

Первым этапом на пути его осуществления было гравирование рельефного выпуклого и зеркального изображения шрифтового знака на торце металлического бруска с прямоугольным сечением. В качестве материала для такого бруска уже в XVI столетии использовали сталь. В русской технической литературе брусок получил название пуансона (или пунсона) – от французского poincon. Немецкие полиграфисты в этом случае используют термин der Schriftstempel или der Schriftpragestempel, а английские letter punch.

Пуансон

Пуансон (1), матрица (первичная отливка 2 и она же после обработки 3), литера (сразу же после отливки 4 и после обработки 5)

 

Вдавливая пуансон в более мягкую металлическую пластину, получали углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок у нас называют матрицей. Близкие по звучанию термины используются и в других языках: у немцев – die Matrize, у французов — matrice, у англичан — matrix. Матрица служит в качестве формы для отливки типографских литер. Легко понять, что с помощью одного пуансона можно выдавить достаточно большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы — отлить великое множество совершенно одинаковых литер.

Для изготовления матриц необходимо было подобрать металл, который бы, с одной стороны, легко поддавался тиснению, а с другой стороны, не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготовляли типографские литеры. Таким материалом издавна была медь. Именно из меди выполнены старейшие из сохранившихся до наших дней матрицы, которые относят к началу XVI столетия. С этими матрицами можно познакомиться в музее фирмы «Иоганн Эншеде и сыновья» в голландском городе Харлеме. Матрицы изготовлены пуансонами, которые гравировал мастер Хенрик

Питерзон из Роттердама». (Немировский) Слово matrix в английском письменном языке зафиксировано в 1555 году.

Когда впервые начали делать пунсон в истории зафиксировано четко. Рузин пишет: «Одной из графических манер, в которой процесс гравирования доски не связан с травлением различными составами, является пунктирная манера (пунктир), которая была изобретена для использования исключительно в репродукционных целях. Первые гравюры, созданные пунктиром, встречаются в искусстве Италии и Голландии на рубеже XV—XVI вв.

Особенность гравирования в пунктирной манере состоит в том, что изображение создается путем нанесения на гравировальную доску сложной системы точек разной величины и конфигурации. Тональные градации при этом достигаются путем сгущения или разрядки точек различной формы, величины и глубины гравирования. Точки на поверхность металла наносятся при помощи гравировального молоточка и разнообразных стальных стержней (пунсонов), заточенных на конце в виде ромба, треугольника, квадрата или округлой острой формы. Сила тона в готовой гравюре зависит от размеров и глубины гравирования точки на металле. Пользуясь лупой, можно без труда определить, каким способом гравировалось изображение, и если рисунок набран системой разнообразных точек, полученных от удара молоточком по остро заточенному стальную штифту, то можно с уверенностью отнести эту гравюру к произведениям, выполненным в пунктирной манере. (Рузин) БСЭ III уточняет: «В начале 16 в. в Италии родилась репродукционная графюра резцом, воспроизводящая живопись». Изобретение пунктирной манеры графики приписывается итальянскому граверу Маркантонио Раймонди (1480 — 1530).

Пунсон представляет из себя тонкий металлический брус с прямоугольным сечением, на торце которого гравируется рельефное выпуклое и зеркальное изображения шрифтового знака. Пунсоны могут быть различной формы: шаровидной, шайбообразный, стержневой и т.д. – усеяны острыми шипами различной конфигурации. Пуансон используется для механической гравировки металла. Разнообразная величина, частота и конфигурация шипов дают возможность создавать различные фактурные эффекты. Для доводки пунсона используется напильник.

Поэтому подвижные литеры могли появиться не ранее рубежа XV- XVI века, что подсказывает, изобретение книгопечатания с использованием подвижных литер появилось в XVI веке.

Е.Н. Шуршиков обратил внимание, что в «Einer An Almanack prognostication seruing for the yeare of our Lord God», 1626 написано: «Since Printing was first inuented –106», что понимается типографская печать появилась за 106 до выпуска книги. Отнимаем от 1626– 106 =1520. Получается, начало книгопечатания в 1520 году!

Книга «Einer An Almanack prognostication seruing for the yeare of our Lord God»

Рис.5. Книга «Einer An Almanack prognostication seruing for the yeare of our Lord God», 1626 (http://www.lib.umi.com/eebo/image/24041/11)

В  аналогичном альманахе за 1612 год, проставлено традиционное дата появлении типографии — за 152 до выпуска книги – это 1440 год.

(http://www.lib.umi.com/eebo/image/24030/2). В альманахе за 1611 год типография появилась за 151 год, т.е. в 1440 году. (http://www.lib.umi.com/eebo/image/24028/2)

Е.Н. Шуршиков также обратил внимание, что счет дней в году в этих английских книгах начинается с 1 января. Англия перешла на григорианский календарь в 1751, и перенесла, начало 1752 года с 25 марта на 1 января. Из жизни англичан исчезли целых три месяца жизни. Некоторые дамы всерьез требовали, чтобы правительство вернуло им «украденные» девяносто четыре дня. Все это говорит о том, что указанные книги является подделками, выполненными после 1752 года. Так, почему могла появиться такая «опечатка», что книгопечатание появилось в 1520 году? Отражает ли эта опечатка какую-то реальность?

Энциклопедия Columbia отметила, что в манускриптах, инкунабулах и в полеотипах  до рубежа 1520 года сведения об авторе, художнике, переписчике писались в конце книги, а после 1520 эти данные начались писаться на первой странице книги ( colophon [Gr., = finishing stroke]. Before the use of printing in Western Europe a manuscript often ended with a statement about, the scribe, of illuminator. The first printed book to have a comparable concluding statement was the Mainz Psalter, crediting the printer and giving the date printed (1457) in its last paragraph. After this, a printed book commonly ended with this statement, now called a colophon. The information came to be given on the title page after c.1520. The name colophon is applied also to a printer’s mark or a publisher’s device on a title page or elsewhere-Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2003).

Очень похоже на метку для «своих». Если в книге информация об авторе, переписчике, художнике на последней странице — это подделка, опубликованная якобы до 1520 года. Если информация об выходных данных книги на первой- то эта книга уже датируется после 1520 года, и, есть вероятность, что эта книга не подделка.

Назад        Начало              Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий