Игорь Шумах (Цинциннати, США)
Глава 4. Политический компромисс
4.3. Пуансон.
Шофер и Гутенберг пользовались подвижным шрифтом. Немировский пишет: «Одной из основных составляющих великого изобретения Иоганна Гутенберга был способ множественного воспроизведения типографских шрифтов.
Первым этапом на пути его осуществления было гравирование рельефного выпуклого и зеркального изображения шрифтового знака на торце металлического бруска с прямоугольным сечением. В качестве материала для такого бруска уже в XVI столетии использовали сталь. В русской технической литературе брусок получил название пуансона (или пунсона) – от французского poincon. Немецкие полиграфисты в этом случае используют термин der Schriftstempel или der Schriftpragestempel, а английские letter punch.
Пуансон (1), матрица (первичная отливка 2 и она же после обработки 3), литера (сразу же после отливки 4 и после обработки 5)
Вдавливая пуансон в более мягкую металлическую пластину, получали углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок у нас называют матрицей. Близкие по звучанию термины используются и в других языках: у немцев – die Matrize, у французов — matrice, у англичан — matrix. Матрица служит в качестве формы для отливки типографских литер. Легко понять, что с помощью одного пуансона можно выдавить достаточно большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы — отлить великое множество совершенно одинаковых литер.
Для изготовления матриц необходимо было подобрать металл, который бы, с одной стороны, легко поддавался тиснению, а с другой стороны, не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготовляли типографские литеры. Таким материалом издавна была медь. Именно из меди выполнены старейшие из сохранившихся до наших дней матрицы, которые относят к началу XVI столетия. С этими матрицами можно познакомиться в музее фирмы «Иоганн Эншеде и сыновья» в голландском городе Харлеме. Матрицы изготовлены пуансонами, которые гравировал мастер Хенрик
Питерзон из Роттердама». (Немировский) Слово matrix в английском письменном языке зафиксировано в 1555 году.
Когда впервые начали делать пунсон в истории зафиксировано четко. Рузин пишет: «Одной из графических манер, в которой процесс гравирования доски не связан с травлением различными составами, является пунктирная манера (пунктир), которая была изобретена для использования исключительно в репродукционных целях. Первые гравюры, созданные пунктиром, встречаются в искусстве Италии и Голландии на рубеже XV—XVI вв.
Особенность гравирования в пунктирной манере состоит в том, что изображение создается путем нанесения на гравировальную доску сложной системы точек разной величины и конфигурации. Тональные градации при этом достигаются путем сгущения или разрядки точек различной формы, величины и глубины гравирования. Точки на поверхность металла наносятся при помощи гравировального молоточка и разнообразных стальных стержней (пунсонов), заточенных на конце в виде ромба, треугольника, квадрата или округлой острой формы. Сила тона в готовой гравюре зависит от размеров и глубины гравирования точки на металле. Пользуясь лупой, можно без труда определить, каким способом гравировалось изображение, и если рисунок набран системой разнообразных точек, полученных от удара молоточком по остро заточенному стальную штифту, то можно с уверенностью отнести эту гравюру к произведениям, выполненным в пунктирной манере. (Рузин) БСЭ III уточняет: «В начале 16 в. в Италии родилась репродукционная графюра резцом, воспроизводящая живопись». Изобретение пунктирной манеры графики приписывается итальянскому граверу Маркантонио Раймонди (1480 — 1530).
Пунсон представляет из себя тонкий металлический брус с прямоугольным сечением, на торце которого гравируется рельефное выпуклое и зеркальное изображения шрифтового знака. Пунсоны могут быть различной формы: шаровидной, шайбообразный, стержневой и т.д. – усеяны острыми шипами различной конфигурации. Пуансон используется для механической гравировки металла. Разнообразная величина, частота и конфигурация шипов дают возможность создавать различные фактурные эффекты. Для доводки пунсона используется напильник.
Поэтому подвижные литеры могли появиться не ранее рубежа XV- XVI века, что подсказывает, изобретение книгопечатания с использованием подвижных литер появилось в XVI веке.
Е.Н. Шуршиков обратил внимание, что в «Einer An Almanack prognostication seruing for the yeare of our Lord God», 1626 написано: «Since Printing was first inuented –106», что понимается типографская печать появилась за 106 до выпуска книги. Отнимаем от 1626– 106 =1520. Получается, начало книгопечатания в 1520 году!
Рис.5. Книга «Einer An Almanack prognostication seruing for the yeare of our Lord God», 1626 (http://www.lib.umi.com/eebo/image/24041/11)
В аналогичном альманахе за 1612 год, проставлено традиционное дата появлении типографии — за 152 до выпуска книги – это 1440 год.
(http://www.lib.umi.com/eebo/image/24030/2). В альманахе за 1611 год типография появилась за 151 год, т.е. в 1440 году. (http://www.lib.umi.com/eebo/image/24028/2)
Е.Н. Шуршиков также обратил внимание, что счет дней в году в этих английских книгах начинается с 1 января. Англия перешла на григорианский календарь в 1751, и перенесла, начало 1752 года с 25 марта на 1 января. Из жизни англичан исчезли целых три месяца жизни. Некоторые дамы всерьез требовали, чтобы правительство вернуло им «украденные» девяносто четыре дня. Все это говорит о том, что указанные книги является подделками, выполненными после 1752 года. Так, почему могла появиться такая «опечатка», что книгопечатание появилось в 1520 году? Отражает ли эта опечатка какую-то реальность?
Энциклопедия Columbia отметила, что в манускриптах, инкунабулах и в полеотипах до рубежа 1520 года сведения об авторе, художнике, переписчике писались в конце книги, а после 1520 эти данные начались писаться на первой странице книги ( colophon [Gr., = finishing stroke]. Before the use of printing in Western Europe a manuscript often ended with a statement about, the scribe, of illuminator. The first printed book to have a comparable concluding statement was the Mainz Psalter, crediting the printer and giving the date printed (1457) in its last paragraph. After this, a printed book commonly ended with this statement, now called a colophon. The information came to be given on the title page after c.1520. The name colophon is applied also to a printer’s mark or a publisher’s device on a title page or elsewhere-Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2003).
Очень похоже на метку для «своих». Если в книге информация об авторе, переписчике, художнике на последней странице — это подделка, опубликованная якобы до 1520 года. Если информация об выходных данных книги на первой- то эта книга уже датируется после 1520 года, и, есть вероятность, что эта книга не подделка.