Подготовка пенсионной реформы православного духовенства в начале XX в

Бокарева Людмила Сергеевна
аспирантка Российского государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург.

В начале XX в. как церковными, так и светскими властями был поставлен ряд вопросов церковного реформирования. Обсуждались такие меры, как разделение России на церковные округа, преобразование церковного управления, реформы прихода, церковного суда и пересмотр законов по брачным делам; изменение порядка приобретения церковной собственности1.

Наиболее остро стоял вопрос о приходской реформе, а также тесно связанная с ним проблема материального обеспечения православного духовенства, решение которой рассматривалось как обязательное условие реформы прихода, ликвидации причин падения его жизнедеятельности. В первую сессию IV Государственной думы было внесено четыре соответствующих законопроекта, подписанных в общей сложности 210 депутатами, то есть примерно половиной общего их числа2. Вопрос этот сводился главным образом к увеличению казенного жалованья и пенсионного обеспечения приходского духовенства.

В ноябре 1913 г. определением Синода было учреждено Особое совещание по пересмотру «Устава о пенсиях епархиальному духовенству» под председательством архиепископа Костромского Тихона3. Оно ставило целью увеличение пенсий священно- и церковнослужителям «до размеров, наиболее соответствующих условиям современной жизни». Предполагалось, что полный оклад пенсии должен определяться в 65% жалованья4. В задачи Особого совещания входило определить, из чего складывается содержание духовенства, определить его размер, а затем исчислить размер пенсионных окладов5.

Содержание духовенства складывалось из нескольких источников. В их числе были казенное пособие, доходы от земельных угодий, проценты с причтовых капиталов, приношения прихожан за совершение обрядов, предоставление готовых квартир, жалование за преподавание закона божьего в начальных школах. Анализ этих данных показал то, что и так было очевидным: "Из всех видов содержания только ассигнуемое из сумм государственного казначейства пособие есть определенная величина"6. При этом учитывалось, что казенное жалование получали не все причты7. «Случайность и неопределенность средств содержания духовенства» не позволяла даже собрать по епархиям статистические данные, которые внесли бы ясность в вопрос о среднем размере содержания. Но и сами попытки определить средний размер содержания на момент обсуждении предстоящих преобразований синодское совещание признало лишенными смысла, так как его недопустимо брать за норму. Главный вывод заключался в том, что "получаемое в настоящее время духовенством содержание и способы получения его не могут быть признаны удовлетворительными"8.

Поэтому за основу были взяты четыре законопроекта, внесенных в Думу. В первом законодательном предположении, внесенном 133 депутатами (националистами и группой центра при поддержке правых) 27 февраля 1913 г.9, предполагалось, что содержание приходского духовенства будет состоять "1) из местных источников: а) плата за необязательные требы и б) доход от церковно-причтовых земель, арендных статей и процентов с капиталов, назначенных на содержание причта, и 2) из средств государственного казначейства: священникам — 1200 руб. в год, штатному диакону городских соборов — 600 руб. и псаломщику — 400 рублей"10. Во втором законопроекте, внесенном 5 апреля 1913 г. за подписью 34 депутатов, прогрессисты предлагали установить, что «приходские причты получают содержание и квартиры от приходов, в которых они проходят свое служение. Оклад содержания определяется: священнику — 1200 руб., диакону в соборных церквах — 600 руб. и псаломщику — 400 рублей» ". В третьем законопроекте, внесенном 5 апреля 1913 г. по предложению фракции «Союза 17 октября» за подписью 57 депутатов, предполагалось назначить «полное содержание» священникам в 2400 руб., диаконам — 1200 руб., псаломщикам — 600 рублей. При этом «нормальным содержанием» священника должно было считаться 1200 руб., а именно: 300 руб. от казны, 600 руб. от церковной повинности и 300 руб. в среднем доход от церковной земли. Разница между нормальным содержанием (1200 руб., 600 руб., 300 руб.) и полным содержанием (2400 руб., 1200 руб., 600 руб.) покрывалась бы "добровольной заботой прихода"12. По инициативе октябристов 8 мая 1913 г. был внесен и четвертый законопроект, подписанный 32 депутатами. В нем предлагалось платить причтам содержание от прихода и, кроме того, за необязательные требы. Они также получали в свое пользование участки церковной земли, квартиры. Вознаграждение священнику должно было быть не менее 900 руб., диакону — 450 руб. и псаломщику — 300 рублей. Через каждые три года службы духовных лиц приходы своими постановлениями могут увеличивать (но не уменьшать) эти оклады, которые могут достигать в сельских местностях 2400 руб. священнику, 1200 руб. — диакону и 600 руб. — псаломщику13.

Размер пенсионного обеспечения в этих законопроектах был указан, при выслуге в 35 лет, священнику — 900 руб., диакону — 450 руб. и псаломщику — 300 рублей14. Члены Особого совещания при Синоде признали намеченные нормы удовлетворительными. Выработанный совещанием архиепископа Тихона проект «Устава о пенсиях епархиальному духовенству» должен был поступить на рассмотрение Совета министров, а затем Думы и Государственного совета.

Проект устава о пенсиях епархиальному духовенству содержал 100 статей, тогда как предыдущий устав (утвержденный 3 июня 1902 г.) — только 44 статьи. В прежнем уставе15 изложение норм ограничивалось специальными положениями, указывающими отличия пенсионных прав духовенства от общегражданских, и это доставляло неудобства, потому что приходилось "каждый раз при разрешении вопроса о назначении пенсий тому или иному лицу обращаться еще к общему пенсионному уставу для чинов гражданских"16.

Самое существенное из намеченных изменений в пенсионном уставе касалось размеров пенсий. В основу был положен принцип исчисления, согласующийся с проектом Общего устава о пенсиях служащим в гражданских ведомствах — 65% (за полную выслугу) от служебного оклада17: для кафедральных протоиереев и епархиальных миссионеров — 1850 руб., для ключарей кафедральных соборов и штатных протоиереев — 1625 руб., для протоиереев на священнических вакансиях, священников, уездных миссионеров и протодиаконов кафедральных соборов — 1385 руб., для диаконов городских и сельских церквей, иподиаконов кафедральных соборов — 925 руб. и для диаконов на псаломщических вакансиях и псаломщиков — 460 руб.18.

Новый «Устав о пенсиях» предусматривал следующие размеры «полных» пенсионных окладов: для кафедральных протоиереев и епархиальных миссионеров — 1200 руб., для ключарей кафедральных соборов и штатных протоиереев — 1050 руб., для протоиереев на священнических вакансиях, священников, уездных миссионеров и протодиаконов кафедральных соборов — 900 руб., для диаконов городских и сельских и иподиаконов кафедральных соборов — 600 руб. и для диаконов на псаломщических вакансиях и псаломщиков — 300 рублей19.

Первоначально предлагалось понизить срок выслуги с 35 до 25 лет. Но в окончательной редакции проекта устава срок выслуги по-прежнему составлял 35 лет. Сохранялось разделение пенсий по трем разрядам с учетом льгот по состоянию здоровья: «для выходящих за штат, хотя по прослужении известного числа лет, но совершенно здоровыми», «для выходящих за штат по неизлечимой болезни» и "для таких лиц, болезнь коих не только препятствует продолжению службы, но и требует постороннего ухода"20. По Уставу 1902 г. максимальному сроку службы, 35 лет, соответствовал полный оклад пенсии, среднему — от 30 до 35 лет — 2/3 полного оклада; минимальному — 20 лет службы — 1/3 полного оклада пенсий. В нормах по второму разряду за 30 лет полагалось назначать полный пенсионный оклад, за 20 — средний и за 10 — минимальный. В третьем разряде максимальный оклад устанавливался при выслуге в 20 лет, средний — 10 лет и минимальный — 5 лет21. В новом проекте Устава прибавлялся четвертый разряд: болезни, дающие право на сокращение срока выслуги лет, в связи с "потерей рассудка или зрения и паралича"22. Уничтожалось разделение пенсий на три оклада (больше 35 лет — полный оклад; за 35 — 30 лет — 2/3 оклада; от 30 до 20 — 1/3 полного оклада). Теперь "устанавливалось постепенное нарастание пенсий за каждый лишний год службы. За 35 лет священнику 900 руб., за 29 — 700 руб... за 25 лет — 560 рублей"23.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий