Православная Румынская Церковь в 1918—1950 годах (продолжение)

И все же православная Церковь не подвергалась таким жестоким массовым гонениям, как религиозные организации в других социалистических странах, а румынская модель церковно-государственных отношений имела свои специфические особенности и заметно отличалась от советской. Поэтому нельзя согласиться с утверждением французской исследовательницы О. Жийе, что после Второй мировой войны замысел официального Бухареста сводился к созданию «румынского сергианства»154, или с мнением некоторых российских историков, что после избрания Патриарха Юстиниана произошло «окончательное внедрение» советской модели церковно-государственных отношений155. Румынская Православная Церковь в определенном смысле стала составной частью социалистического государства, вписалась в национальную модель социализма, а не выпала из нее как «пережиток прошлого». Юридически Церковь даже не была отделена от государства. Институциональная зависимость Румынской Церкви от государства была сильнее, чем в СССР (даже часть зарплаты священнослужителям платили государственные органы), но ее положение в обществе — более стабильным и устойчивым. Румынские коммунисты действовали в отношении Церкви гораздо прагматичнее, чем в СССР. В обмен на политическое сотрудничество и лояльность они очень быстро отказались от попыток вести антирелигиозную пропаганду, а масштабным антирелигиозным гонениям как способу ограничения деятельности «церковников» предпочли включение Церкви в систему государственных институтов в сочетании с единичными репрессиями и активным использованием спецслужб для контроля за поведением духовенства и мирян156.

Юридические преобразования государственно-церковных отношений в Румынии начались весной 1948 г. 13 апреля Великое национальное собрание приняло конституцию Румынской народной республики, в которой провозглашались принципы свободы совести и вероисповедания. Однако статья 27 этой конституции накладывала некоторые ограничения: «Никакая религиозная община, исповедание или конгрегация не имеют права открывать или содержать общеобразовательные учреждения; они имеют право открывать только специальные школы для подготовки своего духовенства под контролем государства. Румынская Православная Церковь автокефальна и является единой в своей организации. Порядок организации и деятельности религиозных культов устанавливается законом»157.

Вскоре президиум Великого национального собрания принял ряд соответствующих законодательных актов. 2 августа 1948 г. вышел декрет о переходе в собственность государства имущества Церквей, конгрегаций (духовных братств) или физических лиц, служащего для функционирования общеобразовательных учебных заведений. 3 августа был принят основной законодательный акт, определявший принципы легального существования религиозных организаций — декрет «Об общем устройстве религиозных исповеданий», согласно которому в стране официально признавалось 14 религиозных вероисповеданий. Декрет запрещал организацию политических партий на религиозной основе и предусматривал утверждение президиумом Великого национального собрания церковных руководителей, религиозные союзы были обязаны представлять на рассмотрение и утверждение свои бюджеты, министерству культов предоставлялось право не только аннулировать любое решение церковных властей, но даже утверждать тексты молитв. Предусматривалась выплата государством религиозным союзам дотаций, а духовенству — пособий, исключалось подчинение религиозных организаций церковным властям, находившимся за пределами Румынии (здесь имелся в виду Ватикан). Вводилась и норма богословских учебных заведений: православной Церкви — 2, а остальным — по 1, прочие заведения подлежали ликвидации (правда, эта норма не всегда соблюдалась), ликвидировался и институт военного духовенства. Таким образом, священнослужителей убрали из образовательных учреждений и армии. 3 августа вышел еще один декрет — об организации министерства культов, а 17 сентября 1948 г.— декрет об установлении количества епархий для различных Церквей. При этом число православных епархий сокращалось с 19 до 17, римско-католических и греко-католических — с 5 до 2 (последние в следующем месяце вообще ликвидировали), а прочие конфессии должны были иметь по 1 епархии или центральной организации158.

Министерство культов было напрямую подчинено центральному комитету Румынской коммунистической рабочей партии, и его инспекторы (из расчета по одному на каждый отдел министерства) осуществляли постоянный контроль за священнослужителями. Требовалось, чтобы каждое церковное мероприятие проводилось в присутствии инспектора по культам. Кроме того, большинство церковных учреждений находились под негласным надзором секуритате (службы безопасности). Особенно жесткому контролю подвергалось общение с приезжавшими в страну иностранными богословами, а участие румынских богословов в зарубежных конгрессах и конференциях допускалось только по согласованию с министерством. С 1944 г. на 2 десятилетия фактически были приостановлены связи с румынской православной диаспорой за границей. Все назначения архиереев, настоятелей монастырей и преподавателей богословия должны были быть санкционированы министерством культов. Выборами Патриарха, митрополитов и епископов занималась избирательная коллегия, избранные иерархи утверждались главой государства159.

В 1948 г. была ликвидирована «епископия армии» и запрещено религиозное окормление не только военных подразделений, но и тюрем, больниц, домов престарелых. Также были распущены светские объединения религиозной ориентации («Воинство Господне», «Румынское православное братство» и др.) и объединения священнослужителей, запрещены все приходские журналы и газеты, а для продолжавших выходить богослужебных и богословских книг установлена жесткая цензура160. В соответствии с законом
«Об общем устройстве религиозных исповеданий» Румынская Церковь формально имела право создавать благотворительные организации, религиозные общества, вести издательскую деятельность (с начала 1949 г. помимо сохранившегося журнала Патриархии «Biserica Ortodoxa Romana» («Румынская Православная Церковь») стали выходить 2 новых: «Ortodoxia» («Православие») и «Studii Teologice» («Богословские исследования»), кроме того, 5 журналов выпускали митрополии), владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоваться государственными субсидиями и дотациями для священнослужителей и преподавателей богословия. Значительное сокращение коснулось духовных учебных заведений, было закрыты все 5 духовных академий и 7 семинарий. Существовавшие ранее православные богословские факультеты Бухарестского, Сучавского и Ясского университетов выделили в самостоятельные богословские институты, которые разместились в Бухаресте, Сибиу и Клуже. Таким образом, у Румынского Патриархата остались 3 богословских института, 3 семинарии и 12 певческих школ161.

Под влиянием правительства Священный Синод в октябре 1948 г. принял новое положение об устройстве Румынского Патриархата, согласно которому центральными органами управления являлись Национальное церковное собрание (Церковный Собор), Священный Синод (из всех правящих архиереев и 2 патриарших викариев) и Постоянный Синод, к центральным исполнительным органам относилось и Патриаршее управление162. Согласно новому положению (уставу), число правящих архиереев заметно сокращалось, осталось только 12 епископов и 5 митрополитов (Венгро-Валашский, Молдавский, Трансильванский, Олтенский и Банатский). Это положение (устав) вступило в силу в феврале 1949 г., после утверждения министерством культов и президиумом Национального собрания163.

27   февраля 1949 г. Патриарх Юстиниан выпустил послание к духовенству и мирянам, в котором одобрял новые законы о церковной деятельности: «Следует напомнить прежде всего, что новый государственный строй в нашей стране обеспечивает Церкви полную свободу в выполнении ее апостольской миссии. Конституция Румынской Народной Республики гарантирует эту свободу 27 статьей». По инициативе Патриарха 23 июня 1949 г. в Бухаресте состоялась конференция глав всех признанных в Румынии конфессий, за исключением католической Церкви. В коммюнике (декларации) конференции выражалась готовность служить делу прогресса и мира и осуждались попытки некоторых проповедников подорвать демократию в стране и посеять раздор среди верующих по вопросу о светском характере обучения. В результате объединения конфессий на почве указанной декларации был образован Совет из их представителей под председательством владыки Юстиниана, и межконфессиональные конференции стали проходить ежегодно. Румынский Патриарх также осудил энциклику папы Пия об отлучении коммунистов от Церкви, заявив, что этот Римский папа во время войны был союзником Гитлера и «торговал святынями»164. Кроме того, Патриарх Юстиниан в различных посланиях и обращениях к верующим неоднократно выражал свою поддержку просоветского движения борьбы за мир и осуждал империалистов — «поджигателей войны». В 1950 г. он предоставил автономию епархии Румынской Православной Церкви в Америке, а в феврале того же года Священный Синод принял составленный при непосредственном участии Патриарха Устав монашеского жития165.

Вскоре были проведены реформы в монастырях. Десятки обителей и 2 монашеские семинарии (в монастырях Агапия и Хурези) были закрыты. Монастырское имущество передали государству, оставив за обителями то количество земли, которое они могли обрабатывать без наемной силы. Большинство монастырей организовали кооперативные артели для производства ковров, национальных костюмов, вышивок и других изделий национальных промыслов. Работники и работницы этих артелей получали государственную зарплату, на которую и жили. Часть заработанных сумм шла на содержание обителей (всего осталось 140 монастырей и скитов). Впоследствии монашеские постриги совершались лишь в редких случаях по согласованию с государственными органами166.

25   мая — 1 июня 1950 г. Патриарх Юстиниан 2-й раз посетил СССР, приняв участие в день Святой Троицы в церковных торжествах, происходивших в Троице-Сергиевой лавре. В ходе этой поездки состоялось несколько совещаний в Московской Патриархии, на которых обсуждались вопросы о возможности созыва в Румынии конференции православных Церквей Балкан, посвященной защите мира, о борьбе с Ватиканом, о взаимоотношениях румынских приходов с создаваемым благочинием Московского Патриархата в Венгрии, о преследовании православного духовенства правительством И. Б. Тито в Югославии и др. Во время беседы Патриарх Алексий предложил совместно выступать против притязаний на первенство власти со стороны Константинопольского Патриарха Афинагора и против агрессии Ватикана, обмениваться изданиями и статьями, предварительно согласовывать все выступления в защиту мира на международной арене, информировать друг друга о подобных внутренних мероприятиях и наделить митрополита Николая (Яруше- вича) полномочиями от Румынской Церкви для выступления в комитете Всемирного конгресса сторонников мира. В результате переговоров было достигнуто полное единодушие по всем обсуждавшимся вопросам и 30 мая подписан акт о совместных выступлениях и действиях по защите мира167.

В 1-й день осенней сессии Священного Синода Румынской Церкви 3-5 октября 1950 г. состоялось празднование 2-летия возвращения греко-католи- ков в лоно православия, на котором присутствовал министр культов Станчиу Стояна. Синод также выслушал сообщение о поездке Патриарха Юстиниана в Москву и единогласно утвердил подписанный там акт, затем принял к сведению информацию о принятом 5 августа 1950 г. в Тбилиси обращении Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира168 и выразил свою полную солидарность с ними.

Рассмотрев новое административное деление Румынской народной республики, Синод решил, что епархии с 1 января 1951 г. будут распределены по новым территориальным областям, за исключением Бухарестской архиепископии, которая включит 4 области, и архиепископий Ясс и Сибиу, которые охватят по 3 области. Таким образом, вскоре было образовано 10 епархий (четырьмя управляли митрополиты, а остальными епископы): Бухарестская, Ясская, Галацкая, Крайовская, Бузэуская, Романская, Тимишоар- ская, Сибиуская, Клужская и Орадя-Мареская. Кроме того, Синод разрешил священникам вступать в коллективные сельские хозяйства, одобрил предложение Патриарха о пополнении из собственного фонда зарплаты священников и предложение о создании общин во всех монастырях страны. Наконец, был отправлен на покой «по болезни и по высшим церковным соображениям» недавний конкурент владыки Юстиниана в борьбе за пост Патриарха епископ Николай (Попович) и приняты к сведению решения духовной консистории Бухарестской архиепископии о лишении сана «за тяжелые провинности» троих священников, в том числе бывшего министра культов о. Константина Бурдучи169. Следует отметить, что епископ Николай (Попович) в действительности был отправлен на покой в возрасте 45 лет за требования возобновить преподавание религии в школах и протесты против арестов священнослужителей. Такова же была судьба митрополита Банатского Василия (Лазареску), помогавшего семьям некоторых арестованных священников170.

25   мая — 1 июня 1950 г. Патриарх Юстиниан 2-й раз посетил СССР, приняв участие в день Святой Троицы в церковных торжествах, происходивших в Троице-Сергиевой лавре. В ходе этой поездки состоялось несколько совещаний в Московской Патриархии, на которых обсуждались вопросы о возможности созыва в Румынии конференции православных Церквей Балкан, посвященной защите мира, о борьбе с Ватиканом, о взаимоотношениях румынских приходов с создаваемым благочинием Московского Патриархата в Венгрии, о преследовании православного духовенства правительством И. Б. Тито в Югославии и др. Во время беседы Патриарх Алексий предложил совместно выступать против притязаний на первенство власти со стороны Константинопольского Патриарха Афинагора и против агрессии Ватикана, обмениваться изданиями и статьями, предварительно согласовывать все выступления в защиту мира на международной арене, информировать друг друга о подобных внутренних мероприятиях и наделить митрополита Николая (Яруше- вича) полномочиями от Румынской Церкви для выступления в комитете Всемирного конгресса сторонников мира. В результате переговоров было достигнуто полное единодушие по всем обсуждавшимся вопросам и 30 мая подписан акт о совместных выступлениях и действиях по защите мира167.

В 1-й день осенней сессии Священного Синода Румынской Церкви 3-5 октября 1950 г. состоялось празднование 2-летия возвращения греко-католи- ков в лоно православия, на котором присутствовал министр культов Станчиу Стояна. Синод также выслушал сообщение о поездке Патриарха Юстиниана в Москву и единогласно утвердил подписанный там акт, затем принял к сведению информацию о принятом 5 августа 1950 г. в Тбилиси обращении Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира168 и выразил свою полную солидарность с ними.

Рассмотрев новое административное деление Румынской народной республики, Синод решил, что епархии с 1 января 1951 г. будут распределены по новым территориальным областям, за исключением Бухарестской архиепископии, которая включит 4 области, и архиепископий Ясс и Сибиу, которые охватят по 3 области. Таким образом, вскоре было образовано 10 епархий (четырьмя управляли митрополиты, а остальными епископы): Бухарестская, Ясская, Галацкая, Крайовская, Бузэуская, Романская, Тимишоар- ская, Сибиуская, Клужская и Орадя-Мареская. Кроме того, Синод разрешил священникам вступать в коллективные сельские хозяйства, одобрил предложение Патриарха о пополнении из собственного фонда зарплаты священников и предложение о создании общин во всех монастырях страны. Наконец, был отправлен на покой «по болезни и по высшим церковным соображениям» недавний конкурент владыки Юстиниана в борьбе за пост Патриарха епископ Николай (Попович) и приняты к сведению решения духовной консистории Бухарестской архиепископии о лишении сана «за тяжелые провинности» троих священников, в том числе бывшего министра культов о. Константина Бурдучи169. Следует отметить, что епископ Николай (Попович) в действительности был отправлен на покой в возрасте 45 лет за требования возобновить преподавание религии в школах и протесты против арестов священнослужителей. Такова же была судьба митрополита Банатского Василия (Лазареску), помогавшего семьям некоторых арестованных священников170.

Примечания:

136. Стратулат Н. Указ. соч. С. 221.
137. ГА РФ, ф. 6991, оп. 7, д. 42, л. 38-39.
138. Там же, оп. 1, д. 272, л. 39.
139. Там же, д. 289, л. 84-85; Власть и Церковь в Восточной Европе. Т. 1. С. 667-668.
140. Власть и Церковь в Восточной Европе. Т. 1. С. 671-672; Т. 2. С. 395.
141. Там же. Т. 1. С. 789-790; Т. 2. С. 395; ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 733, л. 1-2.
142. Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917—1945 гг. М., 1997. С. 353-354.
143. ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 578, л. 27-34; Письма Патриарха Алексия I. С. 407.
144. Радик Р. Држава и верске заjеднице: 1945—1970. Д. 1. Београд, 2002. С. 150, 409.
145.См.: ЖМП. 1949. № 1.
146. Власть и Церковь в Восточной Европе. Т. 2. С. 142.
147. Там же. С. 400.
148. Там же. С. 141; ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 578, л. 14-15.
149. ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 578, л. 27-34.
150. Мосс В. Указ. соч. С. 244-245; Православная Русь. 1993. № 2. С. 8-9.
151. Буликану Ф. С. Указ. соч. С. 254-255.
152. Глазков К. В. Указ. соч. С. 59.
153. Пэкурариу М. Указ. соч. С. 171-172, 174.
154. Gillet О. Religion et nationalisme. L’ideologie de l’Eglise orthodoxe roumaine sous le regime communiste. Bruxelles, 1997. P. 63.

155. Волокитина Т. В. Москва и православные автокефалии Болгарии, Румынии и Югославии: (К проблеме восприятия советской модели государственно-церковных отношений в 40-х гг. XX в.) // Власть и Церковь в СССР и странах Восточной Европы, 1939—1958 гг.: Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 121.
156. Православие в Молдавии... С. 30-31.
157. Конституция Румынской Народной Республики (13 апреля 1948 г.). М., 1952. С. 10.
158. Власть и Церковь в Восточной Европе... Т 2. С. 396-398.
159. Пэкурариу М. Указ. соч. С. 169-170.
160. Там же. С. 170-171.
161. Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. Т 1. С. 228-229.
162. Там же.
163. Пэкурариу М. Указ. соч. С. 170.
164. Власть и Церковь в Восточной Европе. Т. 2. С. 398-401.
165. Там же; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. Т 1. С. 228-229.
166. Власть и Церковь в Восточной Европе. Т 2. С. 1104; Пэкурариу М. Указ. соч. С. 171, 174.
167. Русская Православная Церковь: XX век. С. 423; Письма Патриарха Алексия I. С. 534—535; Власть и Церковь в Восточной Европе. Т. 2. С. 451-453, 467-471; ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 719, л. 127-128; д. 733, л. 120-121.
168. ЖМП. 1950. № 8. С. 5-7.
169. Власть и Церковь в Восточной Европе. Т. 2. С. 544-548; ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 723, л. 136-138.
170. Пэкурариу М. Указ. соч. С. 172.

Назад  /    Начало       / Далее

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий