Православные викториане против Советской власти в 1927—1932 годах

Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии

В конце 1920-х в РПЦ возникло движение викториан. Они отвергали соглашательство сергианцев с советской властью и провозглашали скорое пришествие антихриста как единственного борца с большевизмом. Основными борцами с властью у викториан стали юродивые, странники и прозорливцы.

Викторианское течение в Русской Православной Церкви – первая и наиболее радикальная из церковных оппозиций политическому курсу заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), лидером которой являлся епископ Виктор (Островидов). Возникла она осенью 1927 года и преимущественно была распространена в Вятской губернии и Среднем Поволжье.

Осенью 1927-го – в конце 1928-го политическая позиция викториан была такова: советская власть одно дело, вера – другое. Но с началом коллективизации викториане заняли непримиримую позицию к большевикам.

Например, в 1928 году священники города Слободского Крекнин, Мышкин и дьякон Микеев, «агитируя среди верующих за Викторовскую ориентацию, говорили, что верующие не должны признавать декларации митрополита Сергия, которая призывает на путь лояльности к Соввласти, т.к. православная церковь не может быть лояльна с Соввластью, верующие должны не радоваться успехам Соввласти, а бороться против них».

Политические установки викториан можно свести к следующим основным тезисам:

1. Советская власть – антихрист или установлена антихристом, антихристанская, сатанинская, антирелигиозная и т.п. Признавать её не следует.

2. Советская власть недолговечна. Будет война, и советская власть будет свергнута. Предполагаемые «конец света» или природные катаклизмы её покарают.

3. Коллективизация – мероприятие по подчинению человека антихристианской власти. В случае поражения советской власти колхозников ждёт наказание.

4. Советская власть своими мероприятиями (твёрдые задания, государственные займы, налоги и т.п.) разоряет крестьян и духовенство. Мероприятия можно (нужно) саботировать, бойкотировать.

Наиболее активную работу с молодёжью осуществлял священник Вылежинский. Он считал, что в отношении несовершеннолетних церковь имеет одинаковые со светской властью права на распространение своей идеологии. С согласия родителей является вполне возможным в домашних условиях обучение закону божьему. В течение полугода священником от молодёжи было получено более 400 писем, значительная часть тематики которых была связана с вопросами свободы религиозной совести в условиях атеистического образования и воспитания. Например, студентка Шляпина в письме сообщала: «С принятием православия начала учиться хорошо, но поддалась искушению, с тех пор учение стало плохое и пошли неудовлетворительные отметки. В настоящее время полтора года учусь в сельскохозяйственном техникуме. На пасху пели у Предтечи. Товарищи увидели из Техникума и передали директору. Постановили нашу ячейку исключить. Но господь помог, не исключили, протащили только в стенную газету».

Неприятие викторианами секулярного характера образовательной и молодёжной политики правительства или даже просто продвижение среди молодёжи альтернативной идеологической системы рассматривались органами (прежде всего репрессивными) советской власти как часть антиправительственных взглядов.

Антиправительственная агитация всё более приобретала эсхатологическую окраску. Так, члены ликвидированного во второй половине 1929 года одного из крупных и авторитетных викторианских центров – Воскресенского собора Вятки – распространяли среди верующих бывших Вятского и Котельничского уездов информацию о том, что «советская власть есть сатана, ей подчиняться верующим не нужно. Наступили последние времена мира, скоро пришествие антихриста. Антихрист уже появился в лице Советской власти».

Распространялись слухи о наступлении царства антихриста и о близости второго пришествия, для которого указывались различные сроки.

Одними из наиболее активно распространяемых в 1931—1932 годах были слухи об обострении международных отношений и слабости международного авторитета советской власти, о скором её падении в результате войны с другими странами. В числе претендентов на роль победителей чаще всего указывались Англия, Франция, США, Япония, Китай. В качестве одного из результатов войны ожидалась расправа над коммунистами и колхозниками. Одним из центральных слухов было ожидаемое свертывание антирелигиозной политики советской власти в связи с «заступничеством» ПапыРимского.

В 1931-32 годы среди викториан активизировалась деятельность юродивых, прозорливцев, странников. Сводки ОГПУ доносили об их деятельности:

Так, «Прозорливый Влас» (Пешкичев) о своей деятельности говорил: «Ещё в молодые годы я жил на Филейке у иеромонаха Стефана. Поэтому, когда после смерти его я ушел с Филейки, меня стали считать за юродивого. Я бывал во многих районах: в Халтуринском, Верховенском, Оричевском, Вятском и др. Будучи в разных деревнях, я предсказывал войну, гибель безбожников и т.д. Народ во всём верил мне и уважал меня. Однажды, будучи на Хлыновке, я указал монашкам, что эта власть есть власть безбожная – сеять нынешней весной не надо, так как скоро будет война.

Я сумел достичь такого авторитета, что многие верующие специально меня искали, приходя ко мне, и спрашивали у меня советов. Когда я приходил в Вятку, местом посещения являлись Александровский собор и Хлыновская церковь».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий