Протестантизм и православие на Балканах. Часть II

Продолжение. Начало Здесь

Афанасий Зоитакис

 Элладская Церковь и вызов протестантизма

Особенностью ситуации на Балканах стало активное сотрудничество носителей идей Просвещения и западных миссионеров. При этом первые способствовали перестройке освобожденных из под Османского ига государств на «западный лад», а вторые сосредоточили свою деятельность на европеизации религиозного и социального сознания народа. Также они развернули активную совместную антимонашескую пропаганду и стали вдохновителями государственной политики секуляризации монастырских земель и закрытия православных обителей. Их конечной целью при этом было отделение системы образования от Церкви (монастыри на Балканах всегда были оплотами просвещения) и как следствие отрыв народа от мистико-аскетической традиции Православия.

 

Первые протестантские миссионеры прибыли в Грецию около 1821 года. В годы революции им удалось завоевать некоторый авторитет среди восставших благодаря помощи бедным, голодающим и сиротам. Корабли с продовольствием и одеждой для страдающих и терпящих лишения греков порой приплывали даже из США. Но филантропия вскоре стала сопровождаться вторжением протестантских идей в сферу образования, распространением критики православных догматов, навязыванием англосаксонского типа благочестия через адаптированные для народа переводы Священного Писания.

Первоначальной целью протестантских миссионеров в Греции было не создание небольшой религиозной общины, а реформа в протестантском ключе всей жизни и основ Элладской Церкви и как следствие полное обращение в свою веру греческого народа. Об этом прямо писал в 1834 году англиканский епископ Burgunes в интервью газете «Аллодапи» (“Иностранная”): не пришло еще время явно осудить и «бороться с глупостями и предрассудками Греческой Церкви», поэтому английские и американские миссионеры покуда сквозь пальцы смотрят на то как греки «творят крестное знамение, почитают Богородицу, хранят посты и погружены в другие подобные этим предрассудки»; ведь что их цель «заложить под Элладскую Церковь фитиль который со временем осветит ее силой правды».

Первые путешествия протестантов в Грецию носили скорее разведывательный характер. Настоящая экспансия началась после Наваринского сражения 1827 года. С образованием Греческого государства совпало начало деятельности двух американских миссионеров Хилла и Робертсона. Со своими женами они прибыли в Грецию, чтобы «просветить и очистить Церковь» и «сделать из мужчин и женщин настоящих христиан». Вместе с Джонасом Кингом, начавшим свою деятельность ранее, они составили троицу самых известных протестантских миссионеров, действовавших в Греции. Все трое были преподавателями и пользовались педагогической деятельностью как орудием распространения своих идей – наряду с изучением наук и иностранных языков детям прививались сомнения в догматах Православия.

В своих публикациях миссионеры не скрывали важности пропаганды в образовательной сфере для успеха их миссионерской деятельности. Американский проповедник Робертсон в одной из своих статей, опубликованных в 1830 году, указал причины по которым «миссионеры должны взять под свой контроль возможно большее число школ в Греции». Главной из них он называет возможность влияния на умы молодых греков и как следствие их родителей, которые будет относиться к миссионерам как к друзьям и благодетелям и наряду со школьной программой будет усваивать и основные положения протестантского вероучения.

  И надо сказать, в реализации поставленных задач миссионерам удалось добиться значительных успехов. Госпожа Хилл, супруга американского миссионера Джона Хилла, директор одноименной школы для девочек в Афинах, в своем письме, опубликованном в газете «Эон», хвалилась большим числом принявших протестантизм учениц.

В годы правления Каподистрии1 миссионеры столкнулись с противодействием своей прозелитической деятельности, но после его смерти стали действовать бесконтрольно и без каких-либо ограничений. В этот период повсюду были основаны школы с протестантской программой и учебными материалами.

Успеху иностранной миссии в Греции способствовало то обстоятельство, что два из трех регентов несовершеннолетнего греческого короля были протестантами (один из них Маурер курировал проведение церковной и образовательной реформы). Он всячески покровительствовал своим соотечественникам, полагая, что они могут оказаться полезны в реализации планов по европеизации Греции.

С 1833 по 1837 годы был принят ряд законов о государственной системе образования, которая была полностью построена на слепом подражании германским образцам. Естественно, в такую систему протестантам оказалось встроиться легче чем православным традиционалистам, на головы которых к тому же новые власти обрушили беспрецедентные репрессии. Особо благоприятствовал миссионерам указ от 6 февраля 1834, разрешивший частным лицам основывать школы, приюты и любые другие учебно-педагогические заведения (при формальном контроле со стороны государства). Защищенные законом и чувствуя поддержку государства миссионеры без страха действовали даже тогда, когда против них поднялась волна народного негодования. «Мы продолжаем свою деятельность, не испытывая никаких опасений, что нам могут помешать власти», – писал в августе 1837 года миссионер Ливз.

В период с 1830 по 1850 г. протестанты практически безраздельно контролировали греческую образовательную систему. 112 протестантских издания были официально включены в государственную образовательную программу греческих школ в качестве учебных пособий. На острове Сирос и в городе Смирна были открыты типографии, печатающие литературу для детей, их родителей и учителей. За один только 1836 г. в Греции было напечатано 45.000 протестантских брошюр.

  В 1834 году английский миссионер Корк был назначен директором крупнейшего учебного заведения Греции «Эллинико Дидаскалио». Эту должность он сочетал со статусом главного курратора всех учебных заведений Греции. Аналогичную должность на семи Ионических островах, (населенных греками, но контролируемых англичанами), также исполнял протестантский проповедник, член «London Missionary Society» Isaac Lowudes. Еще один английский миссионер совместно с греческими Просветителями участвовал в разработке нового церковного права. Ряд протестантов в сотрудничестве с новогреческими Просветителями участвовали в подготовке переводе Священного Писания на новогреческий язык и введения его в богослужение.

Значение этих назначений трудно переоценить, о чем свидетельствуют и заявления самих миссионеров. Ливз подчеркивал, что «присутствие Корка на вершине образования дает протестантам чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне». В заявлениях протестантских обществ по случаю назначения тех или иных их членов на государственные посты всегда прямо и без обиняков говорилось, что это поможет успешному осуществлению их миссии.

Приоритетное внимание миссионеры уделили созданию женских образовательных учреждений, которые обычно курировались супругами проповедников. Сделано это было отнюдь не только, чтобы быть созвучными «духу времени», а для решения чисто прагматических задач. Через воспитание девушек и женщин протестанты автоматически влияли на мировоззрение будущего поколения греков.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий