Пургасова Русь

В 1946 г. П. Д. Степанов, указав на несостоятельность выводов Смирнова и Каптерева о Пургасе и Пуреше как представителях феодальной верхушки мордвы (ибо в летописях нет информации о том, что они «князья»), как и о существовании «мордовских княжеств» в XII — начале XIIIв., посчитал, что утверждения «о Пургасе и Пуреше, как о двух князьях всего мордовского народа», возглавлявших племена эрзю и мокшу, создают ложное впечатление «о каком-то межплеменном антагонизме между мокшей и эрзей». Установив нахождение упомянутого в документах 1628 и 1630 гг. «Пургасова городища» в Пурдошанском районе Мордовии (в 8 км от с. Пурдошки) «на нижней Мокше, на расстоянии 60 — 70 км к востоку от Кадома», Степанов подытоживал: «Пургасова волость» «располагалась по нижнему течению реки Мокши от Темнико-Вадских лесов к реке Оке». Обращая внимание на то, что «имя Пургаса не общемордовское достояние, следовательно, не может быть именем мордовского народного героя», он убеждал, вслед за Гольмстеном и Горюновой, что Пургас ... это вождь небольшой группы мордвы. Видя и в Пуреше вождя «родового коллектива», Степанов был все же больше расположен связывать его не с мордвой, а с половцами, но в конечном итоге констатировал, что «межродовая борьба происходила в пределах одного племени в Цниско-Мокшанском районе...» и нет необходимости «называть Пургаса эрзянином, а Пуреша ... мокшанином». Говоря о Старом Кадоме (на востоке Рязанской области), известном с 1209 г., недалеко от которого расположено село Пургасово, П. Д. Степанов заключил, что наличие пришедших с территории Черниговского и Рязанского княжеств «русских на землях, принадлежавших сородичам Пургаса, дало право летописцу говорить о „Руси Пургасовой“», истребленной "сыном Пуреша и половцами в 1229 г."13.

В 1947 г. Н. Добротвор полагал, что «мордовские вожаки» Пургас и Пуреш отразили две тенденции, наметившиеся в мордовской среде после основания Нижнего Новгорода: «Пургас был агентом и вассалом булгарского государства, а Пуреш ... русского князя». В 1951 г. А. Н. Насонов, идя в русле рассуждений П. Д. Степанова, убеждал, что в городище Старый Кадом, расположенном в 8 км от современного г. Кадома вверх по р. Мокше на правом ее берегу, «обнаруживаются следы пребывания мордовского Пургаса, разбитого только в 1229 г.». Считая, что «Пургасова волость» захватывала течение Мокши (но могла охватывать, допускал историк, и «более обширную территорию») и видя в «Пургасовой Руси» бродников, появившихся «в результате половецких нашествий», Насонов подчеркнул: «мордва, подвластная Пурешу, который подчинялся владимирскому князю Юрию, обитала ближе к Волге, чем мордва Пургаса». В 1951 г. А. П. Смирнов, как и в 1940 г., вел разговор «о двух самостоятельных княжествах Пуреша и Пургаса», настаивая при этом, что «процесс феодализации у мордвы начал складываться... к XII веку», но уже не утверждая о разобщенности мордвы и русской основе "Пургасовой Руси"14. В академических «Очерках истории СССР» (1953 г.) отмечалось, что в начале XIII в. среди части мордвы «образовалось полупатриархально-полуфеодальное объединение, во главе которого стоял князь (инязор) Пургас», волость которого локализовалась, согласно заключению П. Д. Степанова. «В состав его владений, писал далее В. А. Ледяев, входила не только мордва, но и русские поселенцы, называемые летописью „Пургасова Русь“. По всей вероятности, это были крестьяне, бежавшие от феодального гнета». Оказывая упорное сопротивление русским, Пургас «был в основном связан союзом с Волжской Болгарией». Во главе другого объединения мордвы стоял мокшанский «князь (оцязор) Пуреш, сторонник союза с Русью», вассал Юрия Всеволодовича15.

В 1964 г. А. М. Смирнов заключил, что Пургас, видимо, придерживавшийся болгар, и Пуреш, находившийся в зависимости от Юрия, возглавляли крупные племенные объединения или народности «с некоторыми отличиями в языке и культуре», ставшие известными «под именем мокши и эрзи». Проникновение русских в мордовские земли, по словам исследователя, наблюдаемое «с довольно раннего времени, усилилось в XII — XIII веке и за счет крестьян-переселенцев, образовавших Пургасову Русь, подчиненную мордовскому князю Пургасу, а с другой стороны, за счет феодального захвата, с чем можно связать начало формирования терюхан». В 1965 г. В. Т. Пашуто указал на обострение отношений владимирских князей "с мордвой и самостоятельные действия мордовского князя Пургаса, который ходил на Нижний Новгород, где пожег монастырь и церковь"16. В «Истории города Горького», вышедшей в 1971 г., говорилось, что январский поход 1229 г. был направлен «не против мордвы вообще, а против владений князя Пургаса». А информацию о его разгроме венчал вывод, что «таким образом мордовский народ оказался втянутым в военное столкновение Руси и Волжской Болгарии». Пургасову волость, предположил в 1975 г. В. А. Кучкин, «следует искать на восток или юго-восток от Нижнего Новгорода» и по-видимому, рядом с ней, "быть может ближе к р. Оке, находились владения Пуреша..."17. В 1976 г. археолог В. Н. Мартьянов увязал устное сведение, полученное П. Д. Степановым от местной жительницы, согласно которому в районе села Большой Мокателем (Первомайский район Горьковской области) находилось «Пургасово городище», с обнаруженным им неподалеку Понетаевским городищем и локализовал «Пургасову волость» на обширной территории, границей которой на севере и востоке являются р. Тёша, на юге р. Алатырь и Мокша, на западе р. Ока18.

В 1979 г. в монографии саранских исследователей «Истории Мордовской АССР» подчеркивалось, что в XI — XIII вв. у мордвы складываются основы феодальных отношений, а в начале II тысячелетия у нее «оформляются ранние государственные объединения» («княжества»), между главами которых — Пургасом и Пурешом — шла «борьба за объединение мордовских земель в единое государство». К понятию «Пургасова волость» (а авторы локализуют ее в междуречье Тёши и Мокши) ими было сделано пояснение, повторяемое затем в литературе: «волость по тому времени представляла собой территорию определенного княжеского удела, верховным собственником которой являлся возглавлявший его правитель — князь». Ими также было сказано, что Пургас имел «военную организацию, способную противостоять экспансии соседних феодальных государств. У него имелись „большие люди“, в которых можно видеть дружинников или феодальную знать». В 1981 г. в другом коллективном издании мордовских ученых «Мордва. Историко-этнографические очерки» отмечалось, что «Пургасова волость» включала «в основном эрзянские земли» и представляла собой «раннегосударственное объединение у мордвы». Видя в Пуреше главу другого объединения мордовских племен, авторы заключили: "консолидация мордвы в народность к XIII в. была близка к завершению. Однако этот процесс был приостановлен монголо-татарским нашествием"19. В 1987 г. археолог Е. А. Голубева, упомянув о мордовских племенных князьях Пуреше и Пургасе, связала с «Пургасовой волостью» район мордовских городищ в бассейне р. Тёши и р. Сатис (правый приток Мокши). В 1987 г. Ю. А. Лимонов пояснял, что владимирские князья «оказались втянутыми в междоусобицу мордовской феодально-племенной верхушки». «Ротник» Юрия Всеволодовича Пурёш пригласил войска своего сюзерена «для борьбы против другого мордовского князя Пургаса», искавшего помощи от болгар. На его взгляд, «выражение „Русь Пургасова“, обозначавшее русских, живших на территории мордвы, свидетельствует, что народная колонизация очень интенсивно развивалась в районе Поволжья», а само ее существование "указывает на заселение свободных земель русскими земледельцами, что и приводило к этнической чересполосице поселений"20.

В 1989 г. Н. Ф. Мокшин, полемизируя с авторами «Истории Мордовской АССР», акцентировал внимание, во-первых, на том, что в русских летописях отсутствует упоминание эрзи и мокши, и говорится только о «мордве», во-вторых, в них не указано, что Пуреш ... «мордовский князь» (по его словам, «закреплению такого мнения в немалой степени способствовал справочный аппарат к летописям», где Пуреш ошибочно назван «князем мордовским»). Историк доказывал, что он, вероятнее всего, был половецким военачальником и что Пургаса нельзя считать «правителем исключительно эрзянским», так как в междуречье Мокши и Теши искони проживали мокша и эрзя. И с его именем Мокшин связывал концентрацию значительной части мордвы в границах «Пургасовой волости» (повторяя объяснение, данное понятию «волость» в «Истории Мордовской АССР», автор добавил к нему, что права возглавлявшего ее князя «простирались и на население „волости“, находившееся в феодальной зависимости того или иного характера»). «Пургасова волость», по заключению Мокшина, «была тем потестарно-политическим образованием», которое ускорило трансформацию мордовских племен «в мордовскую феодальную народность». В 1991 г. В. П. Макарихин напомнил, что местоположение волости мордовского князя Пургаса увязывают с г. Кадом. Через два года В. Н. Мартьянов, локализуя «Пургасову Русь» в междуречье рек Тёши и Мокши, где проживала мордва-эрзя, обращал внимание на соответствующий топонимический материал: с. Пургасово около г. Кадом на Рязанщине, с. Пурдошки и Пургасово городище в Мордовии, Пургасово городище около с. Большой Макателем и «Пургасово прудище» в верховьях р. Иржа (левый приток Тёши) в Нижегородской области21.

В 1994 г. В. П. Макарихин, остановившись на рассмотрении событий 1229 г., отмечал, что в январе русские дружины нанесли удар "в район Темников-Кадом, где находился один из центров мордвы и «Руси Пургасовой». А после того, как Нижний Новгород избавился от угрозы со стороны Пургаса, по мордовско-булгарской группировке русские князья, используя половцев, нанесли решающий удар. И ученый не сомневался, что в ходе походов на мордву шло не просто завоевание новых земель и угодий: мордва и часть русских («Русь Пургасова») были освобождены из-под булгарского владычества и от дани. В 1998 г. СВ. Святкин убеждал, что политический центр северомордовских племен после основания Нижнего Новгорода в 1221 г., «видимо, находился где-то в глубине мордовской земли. Им, возможно, был древний Арта-Арза-Арзамас». Не случайно русские князья пытались проникнуть далеко в глубь мордовской территории — «в землю Мордовскую, Пургасову волость». Тяжелое положение, резюмировал археолог, усугубляло отсутствие внутримордовского единства: летом 1229 г. произошло сражение между северомордовским инязором Пургасом и южномордовским (мокшанским) инязором Пурешом (вероятно, в землях последнего), после поражения в котором Пургас «с остатками своего войска отступил в свои владения». В 2001 г. В. Н. Мартьянов, повторив сказанное им в 1976 и 1993 гг., охарактеризовал «Пургасову Русь» как раннефеодальное политическое объединение "во главе с князем Пургасом"22.

В 2003 г. Б. М. Пудалов, понимая под «Пургасовой волостью» «владения мордовского правителя Пургаса», по его оценке, неравноправного союзника (возможно, данника) волжских булгар, вместе с тем подчеркнул, что «Пургасова Русь» остается подлинной загадкой и предложил свои ответы на нее. Во-первых, она не является опиской летописца Лаврентия, а есть реальность 1220-х годов и, по всей видимости, этим выражением обозначали русских, живших в мордовских селах. Причём численность «Пургасовой Руси» не могла быть велика, так как упоминание о ней под 1229 г. остается единственным свидетельством ее существования. Во-вторых, в связь с «Пургасовой Русью» ученый вновь поставил такую группу населения русского приграничья, как бродники, которые по роду занятий были, вероятно, лесные охотники, профессионально владеющие оружием, и поэтому охотно приглашаемые во вспомогательные воинские отряды. Исповедуя христианство, они должны были восприниматься как «Русь». Поэтому, подытоживал Пудалов, заманчиво видеть в «Пургасовой Руси» субэтническую группу, аналогичную бродникам, но «для такого предположения пока нет убедительных оснований». Н. Ф. Филатов в 2003 г. традиционно представил Пургаса мордовским князем. То же самое говорится в «Истории Нижегородской области», увидевшей свет в 2004 году. В том же году И. А. Гагин трактовал «Пургасову Русь» как мордовское полупатриархально-полуфеодальное государство, зависевшее от Волжской Болгарии и действующее в ее интересах против русских князей и той части мордвы, которая была в союзе с ними. Высказав мнение, что «Пургасова Русь» занимала территорию в бассейне рек Суры, Алатыря, Пьяны, среднего течения Мокши и была районом преимущественного расселения эрзи, название ее исследователь объяснил тем, что Пургас принимал беглых русских, "недовольных политикой земских бояр и сопротивлявшихся христианизации... Возможно, что перебежчиков было немало, и это дало основание летописцам называть земли Пургаса «Русью Пургасовой». В 2006 г. А. А. Кузнецов, коснувшись борьбы владимирских князей и мордвы после 1221 г., констатировал, что последняя в этот период "расколота: одна часть с Пурешей ориентируется на владимирских князей, другая во главе с Пургасом — выступает против них"23.

В 2001 г. археолог В. В. Седов отступил от привычного объяснения названия «Пургасова Русь» и увязал ее с потомками именьковской культуры Среднего Поволжья в IV — VII веках. Выводя предков этой культуры из области Верхнего Поднестровья со смежными землями Волыни и Подолии, он считал ее представителей, носителей высокоразвитого земледелия, славянами, переселившимися на рубеже VII — VIII вв. под давлением тюркоязычных кочевников в левобережные районы Среднего Поднепровья и основавшими там волынцевскую культуру, весьма близкую именьковской. Будучи твердо уверенным в том, что этноним «Русь» в IX в. «идентифицируется со славянами волынцевской культуры, позднее с их потомками, заселявшими летописную Русскую землю в узком значении», Седов заключал: «Русью могла именоваться какая-то значительная часть населения именьковской культуры». Приводя дополнительные аргументы в пользу мнения, что часть именьковского населения осталась на прежнем месте, приняв затем участие в этногенезе волжских болгар, он акцентировал внимание на наличие слабо изученного «крупного островка памятников именьковской культуры в мордовских землях в бассейне Суры», который весьма возможно принять за «Пургасову Русь». В целом же, резюмировал Седов, "на основе исторических данных ответить на вопросы, что представляла собой эта Русь, каким образом она оказалась в мордовских краях, почему за нее заступилась Волжская Болгария, не представляется возможным"24.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий