«Раскол русской Церкви XVII века». Доклад протоиерея Игоря Коростелева

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 год

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты. А. Д. Кившенко, 1880 год

17 глава Евангелия от Иоанна рассказывает о молитве, которой Господь молился Своему небесному Отцу после того, как учил Своих учеников о пришествии Утешителя, Духа Святого, и перед тем, как с одиннадцатью ближайшими учениками отправился в Гефсиманский сад, где Его схватили.

В той молитве Господь молился о Своих взаимоотношениях с Отцом, чтобы Сын мог быть прославлен, Он молился о тех, которых Отец дал Ему – об апостолах. И наконец, Он молился о единстве тех, которые уверуют в Него по словам апостолов (Ин.17:20-26). Господь желает, чтобы Его последователи были едины. Он неоднократно повторяет: «да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино как Мы едино... да будут совершены воедино» (Ин.17:21,22,23). Как на образец истинного единства в духовном мире Господь ссылается на Свое единство с Отцом. Господь наш Иисус Христос жаждет единства. Если человек или группа людей, противятся единству во Христе — они противятся воле Божией! Верующим во Христа должно выполнять указание апостола Павла «сохранять единство духа в союзе мира» (Ефес. 4:3). Разделения и распри между христианами, отворачивают многих от Церкви Христовой мешают им встать на путь спасения. Христос сказал: «...да уверует мир, что Ты послал Меня... да познает мир, что Ты послал Меня...» (Ин.17:21,23).  То есть Господь увязывал уверование мира с единством христиан.

История Церкви Христовой показывает, что враг рода человеческого делал всё, чтобы посеять ядовитые плевелы в спасительное благовестие Христово и разделить христиан. Появлялись ереси, потрясавшие Церковь, последствием некоторых из них и стали расколы. Чтобы сохранить Истину и истинную Церковь, противостоять мерзости запустения начали собираться Вселенские Соборы, дабы вселенским разумом при содействии Духа Святого противостоять человеческой гордыни ересиархов.

Первые потрясения Церкви Христовой происходили с I по VII века, когда от истинного Христова благовестия откололись течения ариан, несториан, монофизитов и монофелитов. В XI веке произошёл трагический раскол разделивший христианство на Западную (Римскую) церковь, которая позже стала называться католической (греч. katholikos — общий, вселенский) и Восточную (Константинопольскую), что стала именоваться впоследствии православной (лат. — ортодоксальной). Третий великий церковный раскол произошёл в XVI веке, когда в Западной Европе вследствие Реформации от католицизма отделились протестантские церкви. В XVII веке в Русской Православной Церкви произошёл старообрядческий раскол.

РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ XVII ВЕКА

        Раскол XVII века – одно из самых трагических событий в истории не только Русской Православной Церкви, но и всего русского народа. Реформа патриарха Никона (1652—1666), осуществленная при поддержке царя Алексея Михайловича (1645—1676), которую отказались принять часть духовенства и мирян, разделила народ на два непримиримых лагеря, на тех православных, кто остался в лоне Русской Православной Церкви, совершающей богослужения по новым правилам и на православных, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов (ныне – староверов или старообрядцев). Прекратило свое существование духовное единение русского народа. На протяжении трёх с лишним столетий люди, искренне считающие себя православными, испытывают друг к другу недоверие, вражду и не желают вступать друг с другом в общение. Впервые в истории государства возникает острая вражда на религиозной почве. С.А. Зеньковский так писал об этой трагедии: «Раскол не был отколом от церкви значительной части ее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви, значительно обеднившим русское православие, в котором были виноваты не одна, а обе стороны: и упорные, и отказавшиеся видеть последствия своей настойчивости насадители нового обряда, и слишком ретивые, и, к сожалению, часто тоже очень упрямые, и односторонние защитники старого».

Благие намерения патриарха Никона закончились расправами с противниками реформ, а искренняя забота о сохранении в неизменном виде привычных церковных обрядов со стороны приверженцев старого обряда часто доходила до фанатизма, вплоть до самосожжений и отказа от Богом установленных церковных Таинств. Способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули от реформаторов значительную часть духовенства и простого народа. Насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение, резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения, новый перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению. Отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ привели к появлению среди духовенства противников нововведений, которые стали духовными лидерами старообрядчества.

Василий Петров. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881

Василий Петров. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881

       Религиозная жизнь страны фактически оказалась в состоянии войны. Восемь лет, с 1668 по 1676 год, продолжалась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители он был разорён стрельцами. Через шесть лет возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли стрельцы под начальством князя Хованского. Предводители бунта были казнены. В 1685 году царевна Софья, по просьбе духовенства, издаёт закон Московского государства под названием «12 статей», предусматривающий различного рода репрессии в отношении староверов – изгнания, тюрьмы, пытки, сожжения заживо в срубах. В 1716 году царь Петр I отменил «12 статей». Царь перевёл старообрядцев на полулегальный режим существования, потребовав платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». Однако за старообрядческое богослужение была предусмотрена мера наказания в виде смертной казни, а старообрядческие наставники у беспоповцев объявлялись расколоучителями, а священники у беглопоповцев — изменниками православию.

 Василий Суриков. Боярыня Морозова

 Василий Суриков. Боярыня Морозова

        Церковный раскол часто становился одной из основных причин для массовых народных волнений, духовных нестроений и смут, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Старообрядцы находили мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них собирались все недовольные существующими в государстве порядками.

Жёсткие методы осуществления реформ патриархом Никоном и последовавший за этим Церковный раскол негативно сказались и на отношениях власти и церкви, которые можно охарактеризовать как охлаждение и конфронтация. А это привело к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Начало устанавливаться верховенство царской власти над церковной.  Окончательно этот процесс завершился при Петре I, упразднившим институт патриаршества. Раскол XVII века в русской истории как душевная незаживающая рана наложила свой отпечаток на все дальнейшее течение русской жизни и является началом разгрома в начале XX века русской православной монархической государственности.

О Расколе писали многие. Церковные и светские историки, писатели, философы, православные и старообрядческие авторы — каждый по-своему толковали его причины и разъясняли последствия. Церковная иерархия Российской Церкви очень настороженно относилась к объективному изучению роковых событий XVII века, что можно видеть из письма Митрополита Платона Левшина к архиепископу Амвросию (Подобедову) по вопросу учреждения Единоверия: «Дело сие важное: чрез 160 лет Церковь противу сего стояла, потребен совет всех пастырей Российской Церкви, и общее положение, и притом соблюсти честь Церкви, что она не напрасно столько противу подвизалася и осуждала толикими определениями, толикими провозглашениями, толикими изданными сочинениями, толикими установлениями присоединения их к Церкви, дабы не остаться нам в стыде, и противники не возгласили бы прежнее “победихом” да уже и кричат». Если тогдашних церковных иерархов так волновали вопросы чести и стыда, если они так боялись увидеть своих оппонентов победителями, то невозможно было ожидать раскольникам понимания, а тем более любви и милосердия со стороны царского правительства.

Непосредственным поводом для Раскола послужила “книжная справа” — процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много искажений, несовпадающих с учением Православной церкви.

Старообрядческое крестное знамени

Ещё в 1551 царь Иоанн IV созвал «Стоглавый собор», имевший целью упорядочить внутреннюю жизнь страны. Царь самолично составил перечень вопросов, на которые предстояло ответить собранию русских пастырей, дабы авторитетом своих решений исправить изъяны народной жизни, препятствующие душеспасению и богоугодному устроению Русского царства. Предметом внимания собора стал и вопрос о церковных книгах. Их порча через переписывание неподготовленными писцами, допускавшими ошибки и искажения, была очевидна для всех. Собор горько жаловался на неисправность богослужебных книг и вменил в обязанность протопопам и благочинным исправлять их по хорошим спискам, а книг непересмотренных не пускать в употребление. Тогда же возникло убеждение, что надо завести вместо писцов типографию и печатать книги. После Стоглава вплоть до половины XVII века дело исправления книг существенных изменений не претерпело. Книги правились с добрых переводов по славянским древним спискам и неизбежно несли в себе все ошибки и неисправности последних, которые в печати становились всё распространённее. Единственное, чего удалось достигнуть, было предупреждение новых ошибок. Патриарх Гермоген установил для этого при типографии даже особое звание книжных справщиков. При патриархе Филарете (1619—1633), Иоасафе I (1634—1641) и Иосифе (1642—1652) труды, предпринятые по этой части, доказали необходимость сверки не по славянским спискам, а по греческим оригиналам, с которых когда-то и делались первоначальные переводы.

В 1649 году по царскому указу на Восток за древними достоверными списками книг был отправлен келарь Арсений Суханов, который привёз в Россию около семисот рукописей, 498 из которых были собраны им в Афонских монастырях, а остальные обретены в “иных старожитных местах”.

В середине XVII века за устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам для укрепления связей с восточными автокефальными православными церквами. В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с современными тому времени византийскими канонами.

Царь Алексей Михайлович поддержал проведение церковной реформы так-как стремился упрочить международное положение Русского государства среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в XV веке псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами. К тому же в 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала процессу объединения России и Малороссии. После недавних трагических событий Смутного времени в стране периодически вспыхивали очаги народных волнений и установление единообразия правил церковной жизни представлялось царю важным инструментом в поддержании единства в государстве.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий