Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (окончание)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году

VIII. К вопросу об обретении иконы Божией Матери «Державная»

Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину
и преподаёт людям нравственные заповеди, исходящие
от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо
в своём учении. Не властна она и умолкнуть, прек-
ратить проповедование истины, какие бы иные учения
ни предписывались или ни распространялись государ-
ственными инстанциями. В данном отношении Цер-
ковь совершенно свободна от государства.
Основы социальной концепции
Русской православной церкви.
М., Изд. Свято-Успенского
Псково-Печерского монастыря. 2000. С. 22.

№ 692. Донесение Св. синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) о обретении 2 марта 1917 г. иконы Божией Матери «Державная»1

13 октября 1917 г.

Святейшему Правительствующему Синоду
Тихона, Митрополита Московского и Коломенского2

Донесение.

Причт Вознесенской, села Коломенского, церкви, Московского уезда, в Июне месяце сего года(,)3 донес Преосвященному Иоасафу4, Епископу Дмитровскому, Управлявшему Московской епархией, что 2-го Марта с[его] г[ода] явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда [Московской губернии], деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в [слободе] Перерве [той же губернии], и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно — 13 Февраля, в чистый Понедельник5, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе — 26 Февраля: «белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами и среди храма она видит торжественно восседа щую женщину, хотя лик ее был не видим, по сторонам присутствовали два иеромонаха[;] и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор с старообрядцами, то(,) на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», при чем Адриановой6 было памятно, что «самый выход был как бы из подвала(,) а не из парадного хода храма»7. Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон(?) На этот вопрос (-) священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери — Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен(, -) и с этого времени8 стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной.

Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1. обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены  показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и(,) с разрешения Преосвященного Иоасафа, от 10 Июля с[его] [года], стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы9 [тогда]10 не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви (-) в новом вызолоченном иконостасе(;) (2.) Изображена на иконе: («)Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери (-) Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина", ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения12 — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века /не старше/, по форме /вверху овальная/ иконостасная, средняя, из третьего пояса/пророческого/13. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон  Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего /и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря14/.

Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею.

О вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение.

ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА15

[Подпись:] покорнейший послушник

Тихон, митрополит Московский.

На верхнем поле первой страницы документа (Л. 1), слева, имеется рукописная надпись карандашом неустановленного лица: «К сведению».

На этой же странице, на левом поле внизу — карандашная надпись неустановленного лица: «Срочно». Подпись неразборчива.

На нижнем поле второй страницы документа (Л. 1об.) рукой Тихона написано:

«теперь поступают такие заявления, — и проверяются. М[итрополит] Т[ихон]».

РГИА. Ф. 796. On. 445. Д. 348. Л. 1-2. Машинопись. Подлинник.

1 Стиль текста и пунктуация приводятся по источнику.

О содержании второго сна Андриановой, записанного со слов самой крестьянки, см. приложение I к сему документу.

Другую, более краткую редакцию текста с описанием явления иконы «Державная» см. в приложении II к сему документу.

2 Митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) с 21.11 (04.12). 1917 г. — патриарх Московский и всея России.

3 Здесь и далее круглыми скобками выделены знаки препинания, расставленные чернильным пером митрополита Тихона.

4 Епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) являлся временно управляющим Московской митрополией с 20 марта по 21 июня 1917г.

5 Так называемый «чистый понедельник» — первый день Великого поста, который всегда начинается с понедельника.

6 Так в тексте. При первом и последующих упоминаниях фамилии в тексте документа — Андрианова.

Через «н» фамилия приводится и в более поздних публикациях, см., например: Душеполеззный собеседник. М., 1917. Октябрь. С. 314-315; Покров Божией Матери над Россиею / Сост. Н.К.Симаков. Л., 1991. С. 12-13; Державная покровительница Земли Русской / Сост. С.Фомин. М., Изд. Паломник. 1999. С. 41-42.

Однако в современном официальном издании фамилия крестьянки значится вновь без «н»: Адрианова (см.: ЖМП. М., 1993. № 3. С. 31).

Разночтение, по-видимому, связано с тем, что в святцах РПЦ нет имени «Андриан», но есть «Адриан». У староверов же наоборот: имя в святцах пишется с «н». Вероятно, в официальном пат-риархийном издании фамилия крестьянки приводится без «н» с целью подчеркнуть принадлежность крестьянки к «синодальной» церкви (РПЦ).

7 Во всех публикациях с повествованием об истории обретения «Державной» иконы опущен эпизод сна крестьянки, связанный с видением ей двух иеромонахов и упоминанием о старообрядцах.

8 Слово вписано рукой Тихона вместо непропечатавшегося слова.

9 Так в тексте.

10 Слово со знаком сноски вписано рукой митрополита Тихона поверх печатного текста.

1' Аршин — дометрическая мера длины, использовавшаяся в России с XVI века. Один аршин равен 71,12 см.

12 Московское Общество Любителей Духовного Просвещения существовало с 1863 по 1918 гг. Оно широко занималось издательской деятельностью, выпуская, в частности, «Московские церковные ведомости» и брошюры религиозно-нравственного содержания. С 1896 г. при обществе существовал Историко- (церковно-)археологический отдел (см. подробнее: Энциклопедический словарь. /Сост Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Указ. соч. Т. 42. С. 626).

13 Пророческий пояс образует третий снизу ряд икон иконостаса.

14 Вознесенский женский монастырь находился в Кремле, близ Спасских ворот (Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С. 1499).

15 После слов «Вашего святейшества» стоит подлинная подпись митрополита Тихона, сделанная перьевой ручкой.

Приложение I к № 692

Из «Записи рассказа крестьянки Е.И. Андриановой об обретении ею Державной иконы Божией Матери»1

Март 1917 г.

«...2. Сон. Воскресенье на понедельник, на 3-й неделе Великого поста.

Вижу — белая церковь, где должен быть спор со старообрядцами, вижу — в храме народ стоит в беспорядке, прохожу на середину, народ вмиг пропал и только осталась ОДНА ЖЕНЩИНА2, которая села среди храма.

Вижу — справа стоит ермонах3 поодаль, задом к ней, у него раскрыта книга, в которой он перебирает листы, он был высокого роста, русый, без бороды, клобука, в мантии, древний, слева выходит другой ермонах, тот был в клобуке, черный, с бородой, он заявил при этом: будет спор со старообрядцами о СЛОВЕ БОЖИЕМ и по окончании этого он обратился ко мне, взглянув на меня. И в этот момент я обратилась к ЖЕНЩИНЕ, слезно прося ЕЁ, и сказала: пойдём отсюда, найдёт народ и здесь будет душно.

ОНА вмиг встала, пошла, я оглянулась назад и вижу, что ермонах на четверть стоит в земле (тот, который стоял слева), когда я подошла к диванчику, чтобы взять платье, в этот момент в стене образовалась брешь, куда пошла ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ...

ЦИАМ. Ф. 1176. On. 1.Д. 138. Л. 89-89об. Машинопись. Подлинник.

Цит. по: Православная Москва в 1917—1921 гг. Сборник документов и материалов / Авт. -сост. А.Н.Казакевич, В.В.Марковчин, Т.С.Тугова, А.М.Шарипов. М., Изд. Главархива Москвы, 2001. С. 10.

1 Запись, со слов Е.И. Андриановой, сделана в марте 1917г. мещанином Семёновской слободы И.Д. Покровским, проживавшим по Московско-Курской железной дороге.

2 Здесь и далее выделено в источнике.

3 Так в источнике. Здесь и далее должно быть «иеромонах».

Приложение II к № 692

«Сказание о явлении иконы Божией Матери при Вознесенской в селе Коломенском церкви Московского уезда» в редакционном изложении периодического издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря1Октябрь 1917 г.

2 марта сего 1917 г. историческое село Коломенское [Московского уезда] было ознаменовано великим событием появления милости Божией к страждущему народу Русскому в лице явленного пречистого образа Царицы Небесной. Условия, при которых явилась святая икона, были следующие: одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда Жирошкинской волости деревни Починок Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерва, были 2 сновидения. Первое 13-го февраля и второе 26-го февраля2.

13 февраля Андрианова слышит торжественный голос, который произносит: «есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и, как женщину религиозную, побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией.

Как бы в ответ на усердную молитву 26-го февраля Андриановой снится белая церковь и в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит ее святого лика3.

Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. И вот 2-го марта пред исполнением христианского долга исповеди и св[ятого] причащения она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское.

Придя в дом священника, Андрианова сообщает ему о своих сновидениях и просит совета, как поступить. Священник, намереваясь служить вечерню, приглашает Андрианову вместе с собой в церковь, где показывает ей все старинные св[ятые] иконы Богоматери, находящиеся в храме и иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находит какого-либо сходства со своими сновидениями. Тогда священник просит сторожа и прихожанина, случайно прибывшего в храм для приглашения [священника], напутствовать больную, сходить в церковный двор4 и принести самую большую икону. Икона была принесена, и когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной порфире, имеющей на главе корону, в руках скипетр и державу, а на коленях благословляющего Богомладенца5. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц предпречистым образом Богоматери, прося причт отслужить благодарственный с акафистом молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

С этого момента стала распространяться слава о святой иконе по окрестностям, и вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает от своего образа неоскудно свою милость страждущим и с верою приходящим рабом своим, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь.

В настоящее время святая икона по желанию верующих, посетивши все окрестные селения, непрерывно приглашается для посещения святых обителей и храмов, фабрик и заводов столицы, пребывая в селе Коломенском только в воскресные и праздничные дни.

Дай же, Господи, молитвами Царицы Небесной утешение страждущей родине.

Пресвятая Богородице, спаси нас!6

Вознесенской церкви с[ела] Коломенского

священник Николай Лихачев. Душеполезный

собеседник. М., 1917. Октябрь. С. 314-315.

1 Публикуемый документ перепечатан в книге: Державная покровительница Земли Русской / Сост. С.Фомин. М., Изд. Паломник. 1999. С. 41-44.

Аналогичные повествования о явлении «Державной» иконы в виде свободных изложений приводятся и на страницах ряда современных изданий: Покров Божией Матери... С. 12-14; ЖМП. М., 1993. № 3. С. 31-32; Державная покровительница... С. 45-51.

2 В одной из интерпретаций истории обретения иконы (напечатанной на страницах официального церковного издания) говорится, во-первых, что женщине не дважды, а «трижды в тонком сне» было открыто о необходимости разыскать икону. Во-вторых, утверждается и о другом откровении крестьянке: что через эту икону «отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу» (ЖМП. М., 1993. № 3. С. 31).

3 В описании сна крестьянки, бывшего ей 26 февраля 1917 г., опущен эпизод со старообрядцами (в отличие от текста «Донесения Св. синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) о обретении 2 марта 1917 г. иконы Божией Матери «Державная»»). Этот эпизод от сутствует и во всех других известных публикациях.

4 В «Душеполезном собеседнике» напечатано «церковный двор» (С. 315), а в «Державная покровительница...» — «церковный подвал» (С. 43).

5 На страницах «Журнала Московской патриархии» на этом месте повествования добавлено, что царственный образ Божией Матери указывает, что «Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе» (Там же. С. 31).

С [ело] Коломенское в 6 верст[ах] от Даниловской заставы

6 В издании Патриархии сказание о явлении иконы оканчивается следующим: «По некоторым сведениям установлено, что Державная икона Божией Матери до 1812 года принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. В год нашествия Наполеона [Бонапарта] на Москву она

была спрятана в селе Коломенском и, вероятно, оставалась забытой там в течение 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. Ведь икона эта обнаружилась в совсем особое время — в начале русского лихолетья. День ее явления совпал с днем отречения от престола последнего царя, а царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, словно отражающая цвет крови.

Служба и акафист Державной иконе Божией Матери составлены с участием Святителя Тихона [БелавинаШ 1925).

Обретенная икона находится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, что в Коломенском.

Празднование в честь Державной иконы [ежегодно] совершается 2 марта [по церковному календарю]» (Там же. С. 31-32).

 

Назад / Начало

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий