Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

М.А. Бабкин

II. Резолюции по политическим вопросам съездов Православного духовенства и мирян (март — июль 1917г.) (продолжение)

2.1. постановления епархиальных съездов духовенства и мирян (Окончание)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году № 195. Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Омской епархии

23 мая 1917г.

Об отношении к современным событиям:

1) Религия есть высшее благо души всякого человека. Но Православная религия, ис­поведуемая сто миллионами народа, строителя и создателя Русского государства, должна быть признаваема первой между всеми религиями России. С точки зрения христианской православной церкви безразлична форма правления, лишь бы она давала свободу совес­ти и вероисповедания.


2) Съезд духовенства и мирян вполне доверяет своему Временному Правительству и надеется, что оно доведет войну до победы над врагом, а страну до Учредительного Собрания, которое и установит форму правления.
... .6) Омский съезд духовенства и мирян горячо протестует против крайних выступле­ний, вызывающих реакцию или анархию и препятствующих строительству новой жизни народа, от кого бы эти выступления ни исходили, и ставит в обязанность всем православ­ным сознательным людям освещать эти явления путем устных бесед и печати.

Бюллетень съезда духовенства и мирян Омской епархии. № 2. С. 2-3 // Приложение к Омским епархиальным ведомостям. Омск, 1917. № 23.

24 мая 1917 г.

Об отношении Православной церкви к государству:

1) Признавая, с одной стороны, различие конечных целей церкви и государства, съезд признает и наличность оснований для отделения первой от второго; но с другой стороны, Православная церковь, как установление, находящееся в пределах государ­ства и способствовавшая его развитию и совершенствованию, не может быть совер­шенно от него отделена.
2)    Отжившая самодержавная власть в России была тождественна с угнетением на­рода, насилием над душой человека и гибельна для Православной церкви. Признать ее восстановление недопустимым.
3)    Так как большинство населения России принадлежит к православной христианс­кой церкви, то признать желательным, чтобы наше русское государственное строитель­ство соответствовало бы основам православного учения.
4) Избранный Учредительным Собранием глава нашего государства должен при­надлежать к православно-христианской церкви и русского происхождения.
5)    В свободной России, при безусловной свободе совести и вероисповеданий, православная христианская церковь должна быть независимой от власти государства и иметь полную свободу внутреннего самоопределения, своего устройства и всего рас­порядка жизни.
6)    Государственная власть, имея право надзора за всеми установлениями в пределах русского государства, поручает исполнение единственно внешнего надзора за всеми ре­лигиями России особому министру исповеданий1, который должен также, как и глава го­сударства, принадлежать к Православной церкви.
7)    Должность обер-прокурора Святейшего Синода, как несоответствующая новому строю жизни и взаимоотношениям церкви и государства, должна быть упразднена.
8) Так как религиозная потребность людей имеет существенное значение в их жиз­ни, то и все русские граждане вправе требовать от государства содействия в удовлетворе­нии этой потребности наряду с прочими потребностями в науке, искусствах и т. п. Поэ­тому государство обязано всем церквам и исповеданиям оказывать материальную подде­ржку, сообразуясь с историческим и культурным значением их, а также с числом принад­лежащих к ним граждан.

В частности: государство обязано удовлетворить нужды православной христиан­ской церкви в обеспечении содержанием духовенства, помощью религиозно-нрав­ственному просвещению народа и законной защитой Православной церкви от гонения неверующих.

Омский вестник. Омск, № 111. С. 3.

1. Министерство исповеданий было учреждено 5 августа 1917г. (ЦВ. 1917. № 34. С. 280-281).

№ 196. Из постановлений Псковского епархиального съезда духовенства и мирян

Около 23 мая 1917 г.

Участие духовенства как членов в Советах крестьянских, рабочих и солдатских де­путатов признать желательным, так как в эти Советы входят лица разных политических партий, часто враждебных, и священник, как проповедник любви, братства, равенства и мира, не может быть там лишним.

ВЦОВ. № 88. С. 4.

№ 197. Из резолюций съезда духовенства и мирян Полоцкой епархии1

25 мая 1917 г.

Духовенство и миряне Полоцкой епархии считают необходимым объединение во всероссийский союз для стойкой защиты интересов православной церкви на началах вза­имной любви, справедливости и преданности православию.

Ввиду тяжелого момента, переживаемого нашим отечеством, постановили оказать всемерную поддержку Временному правительству в его полезной для госу­дарства деятельности, принять все меры в борьбе с дезертирством, употребить все усилия и средства, чтобы «Займ свободы» был покрыт с избытком, и признать, что настоящая война должна быть в согласии с союзниками доведена до полного по­бедного конца, так как в этом только залог сохранения приобретенных революци­ей свобод.

Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 31. Офщ. отдел. С. 774-775.

1 С начала Февральской революции это был второй епархиальный съезд: первый (Чрезвычай­ный), работал с 14 по 18 апреля 1917г. Главной целью второго съезда было избрание делегатов от Полоцкой епархии на Всероссийский съезд православного духовенства и мирян (Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 25. Неофиц. отдел. С. 641).

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий