Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

Михаил Бабкин

II Резолюции по политическим вопросам съездов правосланого духовенства и мирян (март—июль  1917г.) (продолжение)

2.2. резолюции городских, уездных, благочиннических и армейских съездов и собраний духовенства, постановления городских собраний благочинных

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году № 219. Из постановления общего собрания духовенства г. Саратова

5 марта 1917 г.

... .Признать и приветствовать новое Временное правительство Государственной думы.
.Признать Временное правительство законным и вполне подчиниться его распоряжениям.

Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 8. Офиц. отдел. С. 268.

№ 220. Постановление собрания духовенства г. Вятки1

6 марта 1917 г.

Постановлено приветствовать бывших священников Н.В. Огнева2 и [Ф.В.] Тихвин­ского3 с наступлением того государственного строя, за который они вели энергичную борьбу, будучи членами Государственной Думы.

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 21. С. 4.

1.  Постановление в источнике приводится в изложении. Заметка о данном собрании называется «Приветствие бывшим священникам — борцам за свободу».
2.  Николай Огнев — священник, депутат I Государственной думы, принадлежал к фракции кадетов.

После роспуска I Думы, 9 июля 1906 г., более 200 ее членов съехались в Выборг. Большин­ство из них (около 120 человек) были кадетами, остальные — трудовиками и социал-демократами. В знак протеста против разгона Думы, 10 июля ими было принято воззвание к населению, где со­держался призыв оказывать пассивное сопротивление государственной власти. Народ призывался к знаку протеста против разгона Думы: не поставлять правительству рекрутов, не платить налогов и не признавать займов. Одним из двух священников, подписавших Выборгское воззвание, был и священник Огнев. В 1907 г. за антиправительственную деятельность Огнев был лишен священно­го сана и получил трехмесячный тюремный срок (Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905 — 1907 гг. М., 1984. С. 159).

Феодор Тихвинский — священник, член II Государственной думы, разделявший взгляды леволи-оеральных фракций. В мае 1907 г. за антиправительственные взгляды был запрещен, по указанию Св. си­нода, своим епархиальным архиереем в священнослужении (Фарсов С.Л. Указ. соч. С. 355, 358).

№ 221. Постановление Московского Столичного Совета благочинных

7 марта 1917 г.

В заседании Совета под председательством протоиерея Иоанна Восторгова в присут­ствии 15 из общего числа 18 благочинных столицы, 7 марта 1917г., при обсуждении воп­роса об отношении духовенства к текущим событиям в России постановлено:

1. Единогласно и вседушно во имя пастырского и патриотического долга подчиниться Временному Правительству и последовавшим в этом направлении распоряжени­ям Высшей Церковной власти.
2. Приветствовать со всею радостью заявление Обер-прокурора Св. Синода В.Н. Льво­ва о новом направлении церковной жизни, в смысле полного невмешательства Церкви и ее служителей, как таковых, в их церковно-пастырской деятельности, в политический
строй страны.
3. Поддерживать теперь Временное правительство, а в будущем то правительство, ко­торое будет дано России Учредительным Собранием безотносительно к политическим ос­новам, именно в том, что составляет и долг всякого сына св. Церкви Христовой, и вместе ос­нову всякого общественного и гражданского строя; такая помощь и поддержка будет оказа­на: 1) вообще, укреплением и углублением религиозного чувства в сынах Церкви и их пре­данности святому православию в его вероучении, нравоучении и каноническом строе Церк­ви, в целях христианизации жизни; 2) в частности, в настоящее тревожное время всемерны­ ми призывами к верующим чадам Церкви сохранять самообладание, взаимную любовь и справедливость с подавлением чувств мстительности, злорадства, взаимных споров и упре­ков, покорность существующей государственной власти, общественный мир и порядок, пос­лушание пастырям в делах и вопросах чисто религиозной совести, соблюдение церковных уставов, чистоту личной и семейной жизни, усердный труд, любовь к отечеству, требующую самоотвержения и готовности на всякие жертвы и лишения во дни тяжкой войны.
4. Выразить пожелание и полную уверенность, что так называемой «реакции» чисто по­литического свойства, как опасности для Временного правительства и всего нашего Отечест­ва, в рядах духовенства не будет дано места при новых основах жизни церковной, и что Вре­менное правительство в лице духовенства найдет не врагов и тайных противников, а естест­венных сотрудников и пособников, конечно, не в прямой политической деятельности, а имен­ но в охранении мира, порядка и спокойствия в общественной и государственной жизни.
5. Вместе с тем Совет о[тцов] благочинных, на основании наблюдений над жизнью пасо­мых, однако совершенно не касаясь чисто политических источников считает благовременным вполне безотносительно ко всякой политической окраске высказаться, что в данное время может явиться опасностью для церковной, государственной, общественной жизни — анархия. Посему, твердо памятуя основное учение Слова Божия, что задача земного устроения людей в христиа­нском обществе состоит в том, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте», и «что сие есть добро и угодно пред Спасителем нашим Богом, иже1 всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» [I Тим. 2,2-4],  Совет о[тцов] благочинных полага­ет, что борьба, конечно, чисто духовная, путем молитвы и проповеди, со всякими проявлениями анархии, а именно: насилий, грабежей, оскорблений и злобных чувств, независимо оттого, из ка­ких политических источников они исходят, в настоящее время составляет другую половину ра­боты духовенства, направленной на утверждение любви, мира и спокойствия среди пасомых.
6. Призывая пасомых к самообладанию в переживаемые тревожные дни, пастыри и клир сами и прежде всего должны теперь иметь особое самообладание. Посему Совет о[тцов] благочинных усердно призывает собратий-пастырей и всех членов клира хранить спокой­ствие, не упреждать событий, не волновать общество излишними тревогами, не вызывать ка­ких-либо нестроений в церковной жизни, и в дальнейшем поведении терпеливо ожидать ука­заний Временного Правительства в области гражданской и Св. Синода в области церковной.
Причем вполне естественным и законным желаниям духовенства относительно общения и имного обсуждения всех волнующих нас в жизни церковной вопросов (приход, епархиное управление, выборное начало во всех областях церковной жизни, благочиния и др.) откроется простор после того, когда в скором времени минет переживаемое исключительное положение, объявлена будет свобода всякого рода собраний, свобода печати и слова, каковой в настоящее время еще нет в полной мере.
7.  Возможно скорее собрать общее пастырское собрание духовенства фрода] Москвы, теперь же приступить к собраниям духовенства по благочиниям.
8. Настоящее постановление, ввиду временного отсутствия в Москве Митрополи­та2 привести во исполнение без утверждения Митрополита и сообщить всем преосвя­щенным Викариям3, Духовной Консистории, всему духовенству Москвы, напечатать его в наиболее распространенных газетах, хотя в извлечении; кроме того, при первой воз­можности, напечатать в типографии и особыми листовками, и в Московских Церковных Ведомостях, сообщить также и частному пастырскому собранию4, которое имеет быть завтра, 8-го марта в Епархиальном Доме, и всем собраниям благочинническим.

[Подпись:] Верно. Председатель Совета Протоиерей Иоанн Восторгов.
Московские церковные ведомости. М., 1917. № 9-10. С. 73-75;
Московский листок. М., № 54. С. 3;
Православный благовестни. М., 1917. № 5-12. С. 2-4;
Церковность. Приложение к «Православному благовестнику».
М., 1917. б/н (12 марта). С. 2-3;
Пастырь и паства. Харьков, 1917. № 11-12. Часть неофии. С. 333-334; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. № 7. Отдел неофиц. С. 226-228.

Иже — который.
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский) в те дни находил­ ся в Петрограде, присутствуя на заседаниях Св. синода РПЦ.
Викариями Московской епархии являлись епископы Верейский Модест (Никитин), Дмит­ровский Алексий (Кузнецов), Можайский Димитрий (Добросердов), Серпуховский Арсений (Жадановский) и Волоколамский Феодор (Поздеевский).
На упоминаемом «частном» собрании присутствовало 800 человек. См. следующий документ.
Протоиерей Иоанн Восторгов также занимал должности синодального миссионера-пропо­ведника, главного редактора «Московских церковных ведомостей» и окружного наблюдателя церковно-приходских школ поволжских губерний (День. Пг., 1917. № 1627 (66). С. 4).
Православный благовестник — церковный журнал, издававшийся в Москве «Православным
миссионерским обществом» (Энциклопедический словарь. / Сост. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Т. 37.
С. 446; Т. 48. С. 928).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий