Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году

IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой Государственной Власти и Св. Синоду

4.2. Телеграммы городских и уездных съездов духовенства и мирян

 № 428. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Аткарска Саратовской губернии

8 марта 1917 

Духовенство г. Аткарска, поздравляя Вас со вступлением в должность обер-прокурора, в лице Вашем приветствует новое правительство и выражает готовность положить свои силы на служение Церкви и обновленного Отечества.

Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 12. С. 415.

№ 429. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Екатеринбурга

8 марта 1917 

Екатеринбургское духовенство на заре новой жизни Святой православной церкви и ве­ликой России с чувством светлой радости и глубочайшего духовного удовлетворения привет­ствует ваше вступление на пост обер-прокурора синода Свободной России и выражает уверен­ность, что в Вашем лице Святая церковь всегда будет иметь вдохновенного и ревностного по­борника вечных истин веры, строгого блюстителя законности, отзывчивого в стремлениях ду­ховенства к творческой свободной деятельности на благо Святой церкви и дорогой родины1.

Зауральский край. Екатеринбург, 1917. № 61. С. 3.

1 Текст телеграммы в изложении приводится в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» (1917. № 12. Отдел неофиц. С. 105).

№ 430. Телеграмма1 Временному правительству собрания духовенства г. Екате­ринбурга и Верх-Исетского завода2

8 марта 1917 г.

Екатеринбургское духовенство горячо приветствует благодетельную зарю новой свободной жизни России и, всецело присоединяясь к Временному правительству, стре­мится согласовать свою деятельность с деятельностью Временного правительства в духе мира и христианской любви на благо святой Церкви и дорогой Родины. Преклоняясь пред гражданской доблестью и самоотверженным героизмом, проявленными в деле низверже­ния старого порядка народными избранниками, духовенство глубоко скорбит о том, что екатеринбургский епископ Серафим3 нашел допустимым с церковной кафедры 2 марта 1917г. дать освободительной деятельности членов Государственной Думы такую оценку, которая вызвала негодование общества и набросила в эти светлые дни свободы мрачную тень на все духовенство, совершенно не солидарное с высказываниями епископа4.

Зауральский край. Екатеринбург, 1917. № 61

 Цит. по: Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917—1922 гг. Пермь, б/и. 2004. С. 30.

1 По причине того, что в библиотеках страны подшивки газет за 1917 г. во многом не полны, составителю сборника долгое время не представлялась возможность проверить точность ссылки М.Г. Нечаева. Однако буквально в последний момент перед сдачей сборника в печать удалось найти нужный номер газеты. Данный документ в источнике значится не как телеграмма, а как резолю­ ция собрания духовенства (см.: Зауральский край. Екатеринбург, 1917. № 61. С. 3).

2 На собрании присутствовало 60 человек.

Верх-Исетский металлургический завод основан в 1721 г. на р. Исеть. В начале XX века на заводе работало 4 тыс. человек. В настоящее время завод расположен на западной окраине г. Екатернбурга (Уральская историческая энциклопедия. С. 111).

3 Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников).

4 В речи епископа Серафима, в частности, говорилось: «Кучка бунтарей окаянных обнаглела до того, что осмелилась посягнуть на священные права помазанника Божьего, нашего царя-батюшку. ... Умрем же за царя!» (Цит. по: Емелях Л.И. Указ. соч. С. 75).

По сведениям Л.И. Емелях (она ссылается на источник: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. V стол. I отдел. Д. 112. Л. 67), данные слова епископом Серафимом были сказаны 4 марта. Однако более вероятно, что они были произнесены 2 марта 1917г.

По сообщению церковной прессы, 2 марта вечером в кафедральном соборе епископ Серафим «выступил с призывом к спокойствию, но сделал такое вступление, которое вызвало против оратора да­же в самых умеренных кругах населения сильное неудовольствие. Уже на следующий день всюду слы­шались негодующие речи, приводившие скромное духовенство и благонамеренных прихожан в крайнее смущение» (Екатеринбургские епарх. ведомости. Екатеринбург, 1917. № 12. Отдел неофиц. С. 102).

Упомянутая речь епископа Серафима оканчивалась следующими словами: «Зову не к бунту, а к един­ственному оружию нашему — кресту и молитве. Молитесь. В молитве наше спасение. Усилим нашу молит­ву к Распятому [Христу]. Он видит наши слезы, слышит молитвы наши, и пошлет нам силы и крепость пе­режить это время. Не будем производить беспорядков, а будем... молиться и плакать...»(Там же. С. 96).

После заключения местным Комитетом общественной безопасности епископа Серафима под до­машний арест узник поменял свою политическую позицию. Он писал светским и церковным властям, что 2 марта, на момент произнесения своей проповеди, он «не знал, что это была не кучка бунтарей, г целый ряд лиц, достойных уважения и обессмертивших свои имена совершением подвига, освободив­шего Россию от целого ряда неумных правителей, подвига, давшего нашей Родине свободу развития нг пути к просвещению и культуре». Однако оправдания епископа не повлияли на екатеринбургских кли­риков: местное духовенство и консистория «порвали с ним всякие отношения» (РГИА. Ф. 796 Оп. 204.1 отдел. V стол. Д. 112. Л. 39; Ф. 797. Оп. 96. 1 отдел. V стол. Д. 294. Л. 4. Цит. по: Рогозный Р.Й  «Церковная революция» и выборы архиереев в 1917 году // Исторические записки. М, Наука. 2004. Вып. 7 (125). С. 291).

 

№ 431. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Вологды

9 марта 1917 г.

Вологодское городское духовенство, собравшись на пастырское совещание впервые после совершившегося государственного переворота, приветствует в лице Вашем Вре­менное правительство и молит Бога, да даст Он разум и крепость правителям нашим ус­покоить бушующия волны народной жизни и привести наше дорогое Отечество и Пра­вославную Церковь к свободе, счастью и славе.

Вологодские епарх. ведомости. Вологда, 1917. № 10. С. 191.

№ 432. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства г. Гатчи­ны Петроградской губернии

9 марта 1917 г.

Духовенство города Гатчина, радостно взирая на зарю освобождения русского наро­да, вознесло 8 марта горячие молитвы Господу в торжественном богослужении в городском соборе о ниспослании Божьего благословения новому правительству в его трудном и от­ветственном подвиге и единодушно постановило в лице вашем приветствовать устроите­лей блага народного и молитвенно пожелать крепости и сил для ведения Родины к свету, свободе и победе над коварным врагом.

Духовенство города Гатчины. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 42-43. Подлинник.

№ 433. Телеграмма обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову корпорации Киевской духовной семинарии

Не позднее 9 марта 1917 г.

Корпорация Киевской духовной семинарии приветствует вас, народного избранника и иск­ренно верующего христианина, со вступлением на должность обер-прокурора. Радуемся заре на­родной свободы, воплощенной пока в лице Временного правительства. Твердо надеемся, что в свободной отныне России вырастет мощная свободная церковь и свободная духовная школа.

Киевлянин. Киев, 1917. № 68. С. 2.

№ 434. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства г. Рыбинска Ярославской губернии

10 марта 1917 г.

В нынешний исторический незабвенный день первого местного народного праздника отечественной свободы', духовенство города Рыбинска Ярославской губернии, молитвенно и благожелательно приветствуя Временное правительство богохранимой державы Российской, выражает полную и всецелую готовность и непоколебимое решение всемерно и настойчиво содействовать упрочению в среде своей паствы отрадных начал радостного обновления сво­бодной отныне России, к яркому торжеству в ней правды и свободы.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 54. Подлинник.

1 «Дни свободы» — особые торжества по случаю свершившейся Февральской революции. В первой половине марта 1917г. они праздновались практически по всей России.

№ 435. Телеграмма председателю Государственной думы собрания духовенства Новоторжского уезда Тверской губернии

10 марта 1917 г.

Городское и сельское духовенство Новоторжского уезда на общем собрании 9 марта, дви­жимое чувством любви к родине, в годину столь тяжких испытаний и во дни высокого подъе­ма духа свободных граждан ее, считает своим святым долгом идти со своей паствой по пути устроения новой жизни на евангельских началах любви, мира и свободы, выражая полную го­товность работать в согласии с правительством и взывать о том же к пастве.

РГИА. Ф. 1278. Он. 5. 1917. Д. 1292. Л. 55. Подлинник.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий