Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

№ 654. Из воззвания «Ко всему православному духовенству» духовенства Кыштымского завода1 и прилегающих к нему местностей Екатеринбургского уезда2

14 марта 1917 г.

 Скажем откровенно: раньше мы служили в полицейском государстве и за это теперь несем заслуженное возмездие: интеллигенция нас не признает, народ нас часто не понимает, а рабочий люд относится с недоверием. Мы были сдавлены холодными, бездушными, костлявыми руками монашествующего начальства, а также указами, циркулярами и разными предписаниями консистории и прочих «темных сил». Мы виновны, но заслуживаем снисхождения. Наше сельское духовенство было забито, забыто и никем не принято. Оно видело страдания и слезы народа, но было бессильно что-либо сказать. А если оно и пыталось иногда сказать правду о страданиях народа, то тотчас же получало пресечения в форме преследования, лишения сана и даже ссылки в Суздальский [Спасо-Евфимиев] монастырь (мо-

настырская каторга) 3. Осуждайте нашу прошлую деятельность, — мы сами ее осуждаем. – Но теперь в настоящий момент волею народа с нас сняты узы и путы, и мы теперь готовы всю душу отдать на служение свободной Церкви Христовой для блага и счастья дорогой родины.

Призываем все духовенство, кому дороги заветы Христа, встать на путь апостольского служения. Время не ждет. Не теряйте минуты.

 

ВЦОВ. 1917. № 19. С. 3.

 1 Кыштымский завод и образованный вокруг него поселок с 1842 г. являлись центром Кыштымского горного округа. Завод возник на базе основанных в 1752 и 1757 гг. Верхне-Кыштымского чугунолитейного и Нижне-Кыштымского  елезоделательного заводов. В 1895 г. Кыштым стал железнодорожной станцией на линии Екатеринбург — Челябинск, расположенной в 90 км к северо-западу от Челябинска. В настоящее время Кыштым — город областного подчинения Челябинской области (Уральская историческая энциклопедия. С. 307-308).

2 На собрании присутствовали 10 священников и 5 дьяконов.

3 В г. Суздале Владимирской губернии находился Спасо-Евфимиев мужской монастырь. При монастыре имелось арестантское отделение, устроенное для заключения лиц, совершивших преступления против ветрЫ'(Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С. 1427).

 

№ 655. Из воззвания к сопастырям епархии священнослужителей г. Казани

Первая половина марта 1917 г.

 Государственная Дума, многократно и настойчиво указывавшая правительству на полную разруху внутренней жизни страны, грозившую России страшной опасностью, в конце февраля была распущена вместе с Государственным Советом. Таким образом, вынужденно должен был замолкнуть голос представителей народа, предостерегающий Россию от надвигающейся великой опасности. Но в этот критический момент Государственная Дума, опираясь на доверие народа, совершила великий государственный переворот, устранила старое правительство и взяла власть в свои руки. Главным побуждением, заставившим Государственную Думу решиться на такой смелый и ответственный шаг, была горячая любовь к Родине, желание вывести Россию от ее жалкого и беспомощного существования, из хаоса, беспорядка и полной неурядицы во всех государственных делах, желание спасти Отечество и вывести его на путь победы над врагом. Затем 2-го сего марта последовал манифест об отречении Государя Императора от престола за себя и за своего наследника в пользу своего родного брата Михаила Александровича. 3-го сего марта последовало заявление Великого Князя Михаила Александровича о том, что он решил воспринять Верховную власть над Россией лишь в том случае, если такова будет воля Великого народа Русского, который должен будет установить путем всенародного голосования через представителей своих в Учредительном Собрании образ Правления и новые основные законы государства Российского. Таким образом, временное национальное Русское Правительство, возникшее из среды народных избранников, в настоящее время облечено полнотою государственной власти. Поэтому священный долг всех сынов России, любящих свой народ, родину и желающих им блага, повиноваться этому правительству и всеми силами способствовать достижению поставленной им великой цели — устроению России и победы над врагом.

Русское духовенство, особенно сельское, всегда близко стояло к народу; оно и до сего времени является главным духовным учителем и руководителем народных масс в селах и деревнях. Отцы и братие, помогите же народу разобраться в совершившихся важных государственных событиях, с церковных кафедр правильно осветите совершившийся государственный переворот. Ведь учение Господа нашего Иисуса Христа, призывающее людей к внутреннему нравственному исправлению и вечному спасению, и учрежденная Им и апостолами Церковь благословляют всякую форму правления и всякую власть, если последняя не препятствует Церкви в достижении ее главной цели — вечного спасения верующих. С истинно христианской точки зрения приемлема всякая государственная власть, если она устрояет правду на земле, защищает слабых от притеснений сильных, если она руководится в своей деятельности началами разумности, справедливости и добра, если она создает возможность, по слову апостола, «тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте» [1 Тим. 2, 1-2].

 

Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. № 9-10. Офиц. отдел. С. 104-106.

 № 656. Из послания «Братьям-пастырям» члена Государственной думы священника Вениамина Немерцалова

Первая половина марта 1917 г.

 Свершилось то, что рано или поздно должно было свершиться. Забила живая волна жизни. Все старое, негодное, сгнившее безвозвратно ушло. Пали кумиры, купленные ценой народных слез и крови, и в бездну небытия канули идеалы, насильственно привитые народным массам; началась переоценка ценностей. Русский народ, разбив вековые цепи рабства, которое держало его в полном невежестве, навязывало идеалы, совсем чуждые душе народа-Богоносца, морило в нищете при полном обилии всех благ земных в родной стране, — этот народ очутился перед лицом завоеванных свобод совсем неподготовленным, как говорится -«без руля и без ветрил». Нельзя жить нормальной жизнью, разрушивши старое здание и не создавши нового. Находясь в этом именно положении сейчас, русский народ-строитель начал организовываться повсюду, объединять свои силы, чтобы новое здание свободной родины оказалось достойным величия своего народа и несокрушимым оплотом его мощи и славы против внешних и внутренних врагов ее.

...[Германский император] Вильгельм [II] Кровавый направо и налево кидает золотом, чтобы охладить в русском народе его вековую религиозность и любовь к Свят[ой] Церкви, его наймиты действуют на народную массу путем развращающих прокламаций, даже развратника и конокрада [Г.Е.] Распутина возвели в кощунственный ранг «нового мученика» и издали особую брошюру о его мученической кончине, направив ее в войска и темный народ.

...Мы неволей служили порабощенной Церкви и были «грозной силой», а теперь мы не рабы, а свободные служители Церкви Христовой и равноправные граждане Руси святой. Господь зовет нас на великое дело, русский страдалец-народ ждет от нас живого, сердечного, «огненного» слова. Дадим ему все, отдадим самих себя и докажем самым делом, что мы всегда были с народом и народ с нами. Вперед, братья! За святую Церковь, за чистые, святые идеалы, все вместе дружной, пастырской толпой пойдем в народ и да благословит Господь наш святой апостольский труд во славу отечественной Церкви и в духовное возрастание родного народа-Богоносца!

 Самарские епарх. ведомости. Самара, 1917. № 6. Часть офщ. С. 124-127.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий