Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году

V. Призывы, возвания и телеграммы рядового духовенства к сопастырям и пастве

№ 657. Из послания к духовенству Псковской епархии от собрания городского духовенства г. Пскова1

Вторая половина марта 1917 г.

Переживаемые нашей великой Родиной события захватывают все слои общества. Все ищут ответа на выдвигаемые жизнью вопросы.

 

Жаждут прямого, бесхитростного, правдивого слова и народные массы; они ждут от своих пастырей слова, которое помогло бы им разобраться в переживаемых событиях. Россия сейчас разделилась на множество политических партий; каждая из них проповедует свое учение, чем-либо отличное от учения другой партии, однако все они зовут общество к устроению новой, лучшей жизни. Никто не будет возражать, что провозглашаемые ныне идеалы свободы, братства, равенства, проводимые в жизнь, способствуют устроению мира и счастья на земле. Но эти призывы только тогда будут сильны, когда они покоятся на самом прочном начале всех начал — на христианской любви. Ведь это она — всесильная — обуздывает в человеке его грубые, животные влечения и, если пока не искоренила их вовсе, то все же заставляет стыдиться их открытого проявления. Любовь подняла значение и достоинство человеческой личности; она всюду насаждает и братство, и равенство, и свободу.

...Учение Господа нашего Иисуса Христа призывает людей к внутреннему, нравственному совершенствованию и вечному спасению; учрежденная Им святая Церковь благословляет всякую форму правления и всякую власть, если последняя не препятствует Церкви в достижении ее главной цели — вечного спасения верующих; если она насаждает правду на земле; защищает слабых от притеснения сильных, если она руководится в своей деятельности началами разумности, справедливости и добра, если она создает возможность, по слову апостола, «тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте» [1 Тим. 2, 1-2]. Таковою законною властию в настоящее время и является Временное правительство, облеченное всею полнотою власти. Будем внушать народу доверие только этому правительству, вышедшему из среды народных избранников, одушевленных горячей любовию к Родине. Правдивым и неустанным словом будем предотвращать возможность волнений и смут на почве слухов, распускаемых в народе с злонамеренными целями. Всячески будем располагать имущих прихожан покупать облигации государственного займа Свободы, ибо Отечеству необходимы громадные средства для доведения войны с дерзким грубым врагом до победного конца.

Псковские епарх. ведомости. Псков, 1917. № 6-7. Отдел офщ. С. 38-40;

Отдел неофиц. С. 107.

1 Председателем собрания являлся епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов). Призывы, воззвания и телеграммы духовенства к сопастырям и пастве

№ 658. Воззвание к духовенству Вятской епархии пастырского Собрания духовенства г. Вятки

21 марта 1917 г.

Братья-сопастыри! Вспомните имена знаменитых Святителей Московских [митрополита] Филиппа, [патриарха] Гермогена и других борцов за правду, положивших душу свою за благоденствие своего народа и славу дорогого отечества! Вспомните имена этих духовных героев, их самоотвержение и мужество, и возвысьте свой пастырский голос в этот великий исторический момент. Мы долго молчали и не потому, что в душе соглашались с царившими на Руси непорядками и неправдой, а потому, что наши уста были скованы той старой властью, которая привела на край пропасти нашу Родину и готова была ее низвергнуть совсем. Но, к счастью и благоденствию России, этот роковой удар был предотвращен стоящими на страже интересов страны, нашими избранниками, представителями государственной Думы. Они в критический момент подняли свою властную руку, низвергли эту власть и восстановили новое правительство, отдавшее все свои силы на служение обновленной Родине. Цепи духовного рабства разорваны и нам возвращена желанная свобода слова. Итак, братья-сопастыри, воспряньте во весь свой рост, как один человек, снимите печатьмолчания, воспользуйтесь своей церковной кафедрой как местом, предназначенным для проповеди свободы и братства, защиты правды и чести всех униженных и оскорбленных. Разъясните исстрадавшемуся народу значение и цель совершившегося государственного переворота; укажите ему на причины и необходимость этого решительного шага; приглашайте народ сохранять полный порядок и спокойствие и мирно продолжать свой труд на благо Родины. Напомните о необходимости поддержать нашу доблестную армию, предоставив ей все излишние запасы хлеба и продовольствия. Призывайте к повиновению распоряжениям нового правительства и его агентов, и этим вы исполните не только свой священный долг пастыря, но и свободного русского гражданина.

Помните, братья-сопастыри, что в единении — сила. Это лозунг настоящего исторического момента. Это та точка опоры, на которой только и может прочно укрепиться новое Временное правительство и новый порядок государственной жизни.

Итак, обнажите свой духовный меч, сплотитесь единодушно на новое великое служение Родине и глубокое спасибо скажет вам русский народ.

Приветствуем вас, братья-сопастыри, с зарей новой русской жизни. Солнце свободы взошло над нашим дорогим Отечеством, и под его животворными лучами за дело, с Богом, вперед!

Вятские епарх. ведомости. Вятка, 1917. № 11-12. Отдел неофиц. С. 107-108;

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 24. С. 3.

№ 659. Воззвание духовенства Киева к пастве1

29 марта 1917 г.

По г. Киеву темными и злонамеренными людьми распространяются воззвания, приглашающие расправиться с евреями в первые дни св. Христова Воскресения.

Воззвания эти расклеиваются и на столбах. Православные христиане, ради Господа нашего Иисуса Христа, ради великой свободы нашей и любви к Родине, не слушайте этих темных людей. Церковь Христова никогда не призывала и не может призывать к вражде одной части населения против другой.

Русский народ никогда не питал злобы и ненависти к живущим среди него иноверцам. Уничтожайте эти воззвания, где бы вы их ни встретили. Срывайте их со столбов и стен, и всем, и каждому говорите, что Церковь православная призывает к миру и любви, что она строго осуждает всякое насилие и человеконенавистничество.

Только злые и темные силы, далекие от Христа, могут призывать омрачить святой праздник Христова Воскресения позорным делом дикой вражды. Эти люди не со Христом и зовут не ко Христу. Церковь не с ними.

Киевские епарх. ведомости. Киев, 1917. № 14-15. Часть офиц. С. 107; Известия

Исполнительного комитета Киевского Совета объединенных общественных

организаций. Киев, 1917. № 6. С. 1; Киевлянин. Киев, 1917. № 84. С. 1; Вечерняя

газета. Киев, 1917. № 1375. С. 3.

1 Воззвание было обнародовано по благословению митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).

№ 660. Из обращения к духовенству епархии собрания духовенства г. Харькова

Март 1917 г.

Собрание Харьковского духовенства... просит [духовенство епархии] о нижеследующем: ...наметить всему уездному духовенству образ действий по отношению к переживаемым событиям и именно в том смысле, чтобы духовенство располагало народ в своих храмовых проповедях и внебогослужебных собеседованиях: а) поддерживать Верховное Временное правительство как законно установленное, повиновение его распоряжениям через Общественные Комитеты; б) мирно, без распрей заниматься текущими своими общественными и личными трудами и в) всячески поддерживать армию, доставляя ей все необходимое для доведения войны до победы над врагами, и также не скрывать продуктов, необходимых для населения России.

Пастырь и паства. Харьков, 1917. № 11-12. Часть офиц. С. 306.

№ 661. Из воззвания (№ 1) духовенства г. Одессы к православным Херсонской епархии

Март 1917 г.

Православные христиане! Да благословит Господь новое лето нашего Отечества.

Совершилось великое дело. Наша Родина вступила на новый путь жизни. Настал час каждому испытать, проверить свою совесть. Всем гражданам дана возможность проявить свои лучшие силы. А сколько этих сил, талантов таится в широкой груди русской! Всем теперь дана возможность принять самое деятельное участие в строении и созидании величия и славы России! Для доброго дела дорога открыта всем...

Сплотимся же крепче любовью Христовой, любовью к дорогому Отечеству, сольемся в одну душу, в одно тело великой России! Тогда под натиском нашего общего единодушия рухнет упорство внешнего врага, провалятся его злые против нас замыслы и настанет давно желанный славный мир и тишина.

Покажи же теперь каждый на деле свою честность, благородство своей души, свое благоразумие. ... .Помни каждый: слава и честь России — твоя честь и слава! Несчастье России — твой грех и позор! Возвеличим же свою Родину добросовестным исполнением своего долга, своих обязанностей, своих дел, повиновением Правительству.

Херсонские епарх. ведомости. Одесса, 1917. Вкладыш 1-й в № 6. С. 1-2.

№ 662. Из воззвания (№ 2) духовенства г. Одессы к православным Херсонской епархии

Март 1917 г.

Православные христиане, граждане Русской земли! «Владеет Вышний царством человеческим и кому же восхочет, даст его» [Дан. 4,22]. Волею Всевышнего Россия ныне вступила на новый путь государственной жизни. В тяжелую годину беспримерной мировой войны Временное Правительство Русской державы восприяло от избранников народа — Государственной Думы — власть для спасения нашего Отечества от опасности нашествия грозного врага и для того, чтобы, предоставив всем гражданскую свободу, повести нашу Родину по пути победы, чести, славы, для установления порядка и мирного преуспеяния всех сынов ее. Устроение нашего Отечества на новых началах гражданской свободы есть великое дело, для выполнения которого необходима дружная работа всех граждан и помощь Временному Правительству, которому каждый должен повиноваться не за страх, а за совесть.

...Сплотимся же в одно целое, как братья одной великой Русской семьи под главенством Временного Правительства и вознесем молитву Всевышнему, чтобы Он согрел наши сердца братской любовью, просветил нам разум к устроению общего благополучия и даровал победу нашему Христолюбивому воинству над врагом!

Херсонские епарх. ведомости. Одесса, 1917. Вкладыш 2-й в № 6. С. 1-2.

№ 663. Воззвание черниговского духовенства к народу

Март 1917 г.

Доблестные граждане возрожденной России! Свободные сыны славной Родины! Совершилась правда Божия! Совершилась та правда, о коей сказал Господь устами древнего пророка: «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь, ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали» [Аввакум. 1, 5]. И вот это великое, славное, изумительное дело, предсказанное древним пророком, совершилось у нас быстро, мирно, на славу, на благо и на процветание дорогой, великой, славной родины нашей!

Вникните в священные слова пророка Божия: «Посмотрите между народами и внимательно всмотритесь, и вы сильно изумитесь». Да! и у других народов были перевороты, но там мы видели зарево пожаров, грабежи, насилия, бесконечные потоки крови, виселицу, гильотину. Ничего подобного у нас: тихо, мирно, почти молчаливо совершилось давно жданное, всеми желанное. И вот ярко засияла над нами заря свободы, равенства и братства. Велик наш русский народ в своем терпении, но и могуч в своем порыве — подвиге! Таким его воспитала Св. Церковь Христова, на этот подвиг направили его «земстие людие».

Сыны свободные России! Крепко верьте Временному правительству нашему, оно с Божией всесильной помощью доведет так славно начатое дело до желанного конца на славу, долгоденствие и процветание России!

Возрожденные граждане великой Родины! Помните и ни на минуту не забывайте, что Дерзкий, коварный враг, которого нужно раздавить как змею, стоит на нашей родной земле, и да не будет между нами насилий и смут! Это будет наилучшая помощь нашим чудо-богатырям, на боевом фронте своей грудью отстаивающих целость Родины. Да погибнут враги, и да возвеличится свободная Россия!

Калужский церк. -обществ, вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 15-16;

Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. № 19. Отдел неофиц. С. 306.

№ 664. Воззвание членов Государственной Думы от Витебской губернии1 к населению

Не позднее 3 апреля

Товарищи-граждане родной земли Витебской!

Мы, Витебские депутаты, имевшие счастье представлять собой в великом историческом событии нашу губернию и в числе первых стать в ряды борцов за народную свободу, считаем своевременным обратиться к вам с настоятельной просьбой помочь новому Правительству, образовавшемуся по почину Государственной Думы.

Граждане! Народная свобода завоевана усилиями и кровию наших братьев, но на вас, на всей Русской земле лежит ответственность за сохранение и развитие нового, основанного на общей свободе, строя. У нового строя есть много врагов и недоброжелателей: первым, самым страшным и беспощадным, конечно, являются немцы, железная армия коих глубоко вклинилась в самое сердце нашего государства. Противостоять ей, отбросить вторгшихся врагов может лишь русская армия, противопоставив железной немецкой дисциплине свое тесное единение и согласие. Но армия более или менее сильна также в зависимости от степени организации и от единодушия тыла, то есть всей страны. Несогласия, волнения и рознь внутри государства тормозят и ослабляют порывы и усилия самой храброй, самой предприимчивой армии, дают решительный перевес врагам.

Организуйтесь же, сохраняйте спокойствие и порядок, уважайте и охраняйте взаимные права ваши во имя победы над немцами, во имя укрепления свободы нашей дорогой Родины! .Не менее страшным врагом, но врагом скрытым, представляются рассеявшиеся, притаившиеся сторонники сломленного, но не умершего окончательно, режима. Всякая ошибка, всякое замешательство нас, сторонников и поборников свободы народной, дает им случай вынырнуть и еще крепче зажать народ в тиски. Подлость, клевета и сеяние розни — все будет применяться и использоваться нашими внутренними врагами!

Обманем же их надежды, пребудем спокойными и непоколебимыми в нашем правом деле и поддержим всеми нашими силами, всем нашим разумением молодое Временное Правительство, работающее в деле устроения насущных народных нужд и по вопросу наискорейшего созыва Учредительного Собрания, которое установит как будущий образ правления нашей страной, так и основные государственные законы. Бог вам на помощь в ответственном великом деле учреждения местного порядка и спокойствия, могущих решить громадный роковой вопрос — быть ли России данницей и колонией немецкого императора Вильгельма или свободным и могучим самостоятельным государством.

Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 12-13. Офиц. отдел. С. 328-329.

1 Среди шести членов Государственной Думы от Витебской губернии, подписавшихся под данным воззванием, — священник Федор Ольховский.

№ 665. Из воззвания Подольского епархиального съезда «К православным жителям Подолии»

18-23 апреля 1917 г.

Православные граждане Подоляне! Совершилось великое событие в жизни нашей Родины и нашей дорогой Подолии! Лучшие люди страны низвергли старый строй и дали нам свободу, о которой долго, долго думали лучшие люди — сыны отечества. ...Вам выпала счастливая доля самим устроить вашу жизнь на новых началах. ...Старый строй не давал свободы в устроении приходской жизни. Теперь не то: прихожане каждого храма могут свободно устроить свою приходскую жизнь на новых началах свободы. ...Жизнь приходов должна строиться на демократических началах.

Православная Подолия. Каменец-Подольск, 1917. № 22-23. Неофиц. часть. С. 429-430.

№ 666. Из воззвания Пензенского епархиального съезда к духовенству и мирянам епархии

25-26 апреля 1917 г.

Приходят скорбные вести о том, что произвол и насилие, эти злейшие враги свободы, царившие в прежнее время, далеко не умерли, но и теперь проявляются все чаще и чаще, с той лишь разницей, что прежде они были больше от правящих лиц, а ныне идут от худших людей из народа, чем кладется пятно и на народ, и на нашу свободу. Мы разумеем именно то, что в некоторых местах миряне посягают на личность и собственность священно-церковнослужителей. Над ними смеются, глумятся, издеваются, оскорбляют их не только словами, но и действиями, а в некоторых селах даже совсем их изгоняют. Невыразимо горько и обидно встречать со слезами желанные дни свободы и быть беженцем из своего прихода, когда после многовековой тьмы и ненастья солнце свободы озаряет всех своим согревающим и живительным светом. Ведь пастыри и клирики вместе с вами, мирянами, несли вековое ярмо рабства и насилия, а теперь вы, получив свободу, хотите воспользоваться ею одни. Помните, что сила не есть право. Не поддавайтесь минутным вспышкам негодования, злобы и ненависти, за которые после будете страдать душой и отвечать пред Богом. Не лишайте себя, хотя бы временно, церковных служб и св. таинств, совершителями которых являются священно-церковнослужители. Теперь ведь особенно нужно единение между всеми, а также пастырями и пасомыми. Во имя светлых дней свободы и ради совместного строительства церковной жизни забудьте старые счеты, подойдите к своим пастырям поближе, скажите им слово прощения и примирения. Если же необходимость заставляет удалить священно-церковнослужителя, то никак не нужно чинить самоуправства, а должно прибегнуть к законной власти, от которой посредством рассмотрения дела или суда и надлежит ждать решения.

И вы, пастыри стада Христова, глубже всмотритесь в души своих духовных чад. Там вы всегда найдете семена добра и любви, и ваш долг взращивать их. Если имеете горькое чувство на кого, идите к тому с Христовым заветом мира, любви и всепрощения. Это ваш долг. Ваше доброе сердце, ласковое слово, труд по совести всегда найдут отклик и надлежащую оценку в ваших пасомых. Будьте как можно внимательнее к себе и к вашему
словесному стаду, что теперь особенно необходимо.

НИОР РГБ. Ф. 60. К. 4. Д. 4. Л. 7-7об. Типографская печать.

№ 667. Из заключительного слова на Казанском епархиальном съезде председателя съезда, профессора богословия Казанского университета священника Николая Петрова

5 мая 1917 г.

Из того, что сделано Съездом, наибольшее внимание общества может привлечь, несомненно, отношение духовенства к современному политическому положению России, о каком мы рассуждали и вынесли определенную резолюцию в начале наших занятий. По поводу нашего рассмотрения этого предмета мне пришлось получить противоположные отзывы, устные и письменные. С одной стороны, нас, пастырей церкви, за наше сочувствие и готовность содействовать Временному Правительству обвиняют в измене отечеству и Господу Богу, называют изменниками, предателями и служителями мамоны, говорят, что нас будут проклинать и современники и потомки и т. п. С другой стороны, сожалеют, что Съезд оказался бесцветным, не обнаружив яркой политической окраски. Но эти противоположные упреки, думается, должны утешать нас: они показывают, что мы шли средним путем, который обычно бывает путем истины. Мы определенно заявили сочувствие преобразованию государственного строя и дальнейшему его совершенствованию^, (воздержавшись при этом от политической партийности, вредной для дела церкви), — в этом прогрессивная сторона нашего взгляда на политическую жизнь России.

Но в то же время мы высказались против всяких крайностей, гибельных для государства и тяжелых для Церкви — против всяких насилий, захватов, анархии. От этого и получилась «бесцветность». Но о ней нужно не жалеть, а радоваться. Пастырям Церкви яркая окраска не приличествует, как не прилично было бы священнику носить рясу ярко-красного цвета. Нужно радоваться, что наш Съезд остался совершенно далек от постановлений в таком роде, что народ имеет право захватным путем добывать себе земную2 и т. п. Такие постановления — позор для пастырей Церкви.

Мы же, удержавшись на среднем пути истины, можем быть спокойны совестью.

Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. № 17-18. Неофиц. отдел. С. 235-236.

1 Выделено Н. Петровым.

2 Так в тексте. Вероятно, следует читать «захватным путем добывать себе землю».

№ 667-А. Из статьи «Православная церковь и государственный переворот» члена Государственного Совета, профессора богословия, протоиерея Тимофея Буткевича1

Не позднее 14 мая 1917 г.

Рухнул много веков существовавший в России образ государственного управления в форме царского самодержавия! Совершился великий, неповторимый в истории переворот в лице русского народа. Как же может относиться к нему православная церковь и в какое отношение к новому государственному нашему строю должны стать её члены? Пока мы видим, что наш Св. Синод уже обнародовал своё успокоительное послание; на церковных богослужениях мы не слышим так часто повторявшихся в прежнее время имён царя, его матери, супруги и сына-наследника. Что же это? Измена церкви или трусость Св. Синода пред нашим Временным правительством? — Ни то, ни другое. Церковь в этом случае поступила лишь со свойственным ей сознанием своего достоинства и в полном согласии с учением Божественного Откровения. Церковь Христова, по учению своего Основателя [Ин. 18, 36], есть «Царство не от Мира сего». Она имеет свои законы, которыми регулируется её жизнь и деятельность, свои задачи, свои средства, свой особый характер, часто радикально противоположный характеру мирских царств [Лк. 22, 25-26]. Церковь это институт благодати и нравственности; государство — дело рассудка и права; источник первого сверхестественный, второго — естественный. ...Она3 находила для себя возможным мириться со всякой формой образа государственного управления и могла развивать свою плодотворную деятельность как в монархических, так и в республиканских государствах. И та, и другая форма государственного строя для неё была безразлична, как дело временное и человеческое. ...Произведённый у нас переворот невольно заставляет нас вспомнить историю еврейских царей и в особенности царствование злосчастного Саула. Вдумайтесь в него и вас поразит его сходство с царствованием последнего русского императора. Николай II — также помазанник Божий; но Дух Господень отступил от него, как отступил Он и от Саула, и отверг его Господь от Себя, чтобы он не царствовал более над Россией. ...Низложение Николая II произошло несомненно по воле Божией. [...]

Не упрекайте православной Церкви, будто она рабски молчала, претерпевая несправедливости со стороны самодержавного правительства. Она, правда, несла свой крест безропотно, неизменно молилась за своих угнетателей; но кто не затыкал своих ушей, то слышал её стон. О тяжких страданиях, причиненных самодержавием, ясно говорит каждому уже один длинный мартирологии наших страдальцев-святителей, от московского митрополита св[ятого] Филиппа4 до киевского митрополита Владимира5 включительно. Мольбами наполнены все архиерейские отзывы, присланные в 1905 году в Синод6 для передачи Предсоборному Присутствию. Тяжелое положение Православной Церкви, поставленной насилием в служение интересам самодержавия, часто было предметом не только отдельных журнальных статей, но и целых монографий, даже учёных диссертаций. В наших законодательных палатах нередко раздавались речи в защиту Православия от гнета самодержавного правительства. Даже пишущий эти строки, в качестве члена Государственного Совета, не раз в своих речах указывал на гнет, испытываемый Православной Церковью от царского правительства.

Церковный вестник. Пг., 1917. № 9-17. С. 177-178, 180, 182.

1 Протоиерей Т.Н. Буткевич в 1894—1906 гг. — профессор Харьковского университета по кА федре церковного права. В 1906 и 1912—1914 гг. состоял членом Предсоборного Присутствия и Предсоборного Совещания. С 1906 г. — член Государственного Совета (Рожков Владимир, протоиер. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., Изд. Крутицкого патриаршего подворья. 2004. С. 430).
2 К февральско-мартовскому государственному перевороту.
3 То есть церковь.
4 Филипп (Колычев), митрополит Московский и всея Руси.
5 Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
6 В конце июля 1905 г. обер-прокурор К.П. Победоносцев обратился ко всему российскому епископату с просьбой прислать в Синод свои предложения о преобразованиях в церкви.

Отзывы архиереев поступали в духовное ведомство с конца октября 1905 г. по начало весны следу ющего года. Их систематизация завершилась в 1906 г. и оформилась в виде трёхтомного сборника (см.: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. В 3 частях. СПб., Синодальная типография. 1906).

Назад /Начало / Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий