Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году

VI. телеграммы, письма и обращения мирян к светским и церковным властям и к народу

Как ярко, как величаво то великое прошлое, которое
чтим мы, монархисты.
Вся история России есть история Монархии.
(Тальберг Н.Д. Перед судом правды.)

№ 677. Телеграмма императору Николаю II Саратовских отделов Союза рус­ского народа (Дубровинского)1 и Союза имени Михаила Архангела2

Февраль 1917 г.

Царское Село, Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу.

Великий Государь и Страдалец за землю Русскую! Скорбит Твое кроткое сердце, тревожится Твоя добрая прямая душа при виде начавшейся внутренней смуты.

Законодательные учреждения подают пример чудовищного беззакония, они стремятся вырвать твою отеческую Царскую власть над русской Землей. Лестью, ко­варством, угрозами революции они принуждают Тебя отдать им те верховные права, которые Твой предок Михаил Федорович Романов получил от Русской земли в 1613 году. Вся Россия продолжает смотреть на Тебя так же, как смотрела на родоначальни­ков Твоей славной династии, как на самодержавного, неограниченного русского Ца­ря-Самодержца. Только слепцы и сознательные ненавистники и презрители3 русско­го народа желают перемены государственного строя на заграничный лад, желают для того, чтобы раздробить великую Русскую Державу, чтобы подчинить ее инородцам и космополитам.

Нет никакого сомнения — перемена Самодержавного строя на парламентальный4 есть измена России.

Великий Государь! Земно кланяемся и слезно умоляем Тебя: не слагай с Себя, прав­да, тягчайшего царского бремени, не изменяй и воле народа, выразившейся в его присяге Царю-Самодержцу.

По уполномочию собрания [Саратовского] Губернского отдела Дубровинского Сою­за р[усского] н[арода]

Председатель отдела [Г.И.] Карпенко5, священник М. Платонов. Председатель народного Союза Мих[аила] Архангела Гришин,

священник М. Генерозов6. Почаевский листок. Почаев, 1917. № 8. Февраль. С. 2 (8).

1 Всероссийский дубровинский союз русского народа — правая организация, юридичес­ки основанная в конце ноября 1911 г. (ее устав был утвержден в августе 1912 г.). Образова­лась в результате «отмежевания» от Союза русского народа (названа по имени своего лидера А.И. Дубровина (1855—1921)). Члены этой организации имели репутацию «революционеров справа», поскольку требовали возвращения страны к неограниченному монархическому правлению, выражали недовольство проводившимися в стране социально-экономическими реформами и всей третьеиюньской политической системой (после «государственного переворота 03.06.1907 г.»). В марте 1917 г. союз распался. См. подробнее: Политические партии России. С. 196, 578-579.

2  Союз имени Михаила Архангела, Русский народный союз им. Михаила Архангела — правая ор­ганизация, созданная в марте 1 908 г. в результате «откола» от Союза русского народа. В задачу Союза входила защита православия, самодержавия и отечества от любых врагов. Союз имел отделы во многих городах и деревнях. После Февральской революции Союз им. Михаила Архангела юридически прекра­тил свое существование. См. подробнее: Там же. С. 532-533.

3  Так в тексте.

4  Так в тексте.

5  Карпенко Григорий Иванович (Кирьянов Ю.И. Указ. соч. С. 95).

6  В источнике сообщается, что на данной «всеподданнейшей телеграмме Государь Император [Николай II] начертать соизволил: «Сердечно благодарю»».

№ 678. Телеграмма первоприсутствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) членов Совета Екатеринославского отдела Союза русского народа

22 февраля 1917 г.

Пг. Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру.

Врата адовы не одолеют Церкви Христовой, но судьба Православия в нашем отече­стве неразрывно связана с судьбою царского самодержавия. Воспоминая в Неделю Пра­вославия1 церковногосударственные заслуги русских святителей, сыновне дерзаем обра­титься к Вашему Высокопреосвященству и другим первоиерархам Русской Церкви еди­нодушными благословениями и советами в духе мира и любви укрепить самодержавней­шего Государя на защиту священных прав самодержавия, врученных ему Богом чрез глас народа и благословение Церкви, против которых покушаются те же крамольники, кото­рые покушаются и против нашей святой Православной Церкви.

Вашего Высокопреосвященства духовные чада — члены Совета Екатеринославского отдела Союза Русского Народа.

Председатель [В.А.] Образцов2.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 29-31. Подлинник;

On. 445. Д. 5. Л. 41. Машинопись. Копия.

Неделя Православия (торжества Православия) — название первого воскресенья Великого поста, когда вспоминается победа православия над ересями. В этот день совершается особое бо­гослужебное чинопоследование, в котором, в частности, еретикам произносится анафема, защит­
никам и покровителям Церкви: живым — возглашается многолетие, умершим — вечная память (Булгаков С. В. Указ. соч. Т. 1. С. 564-566; Последование в неделю Православия. СПб., Синодаль­ная типография. 1904. Л. 4).

Некоторые изменения, вызванные произошедшими изменениями в политической структуре России в 1917 г., были внесены в чин Православия незадолго до начала Великого поста 1918 года. См. Приложение к сему документу.

Образцов Василий Афиногенович — видный деятель монархического движения России. Яв­лялся депутатом III Государственной Думы, в которой состоял в группе правых. См. о нем: Поли­тические партии России. С. 408.


Приложение к № 678 Из постановления Совещания епископов Поместного собора РПЦ

26 февраля (11 марта) 1918 г.

Ст. 7. СЛУШАЛИ: Предложение Его Святейшества [Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина)] обсудить вопрос о совершении чинопоследования Пра­вославия в неделю первую Великого Поста1, где некоторые места требуют исправления или опущения, а в некоторых частях требуются, применительно к переживаемым Цер­ковью обстоятельствам, и дополнения.

По довольном обсуждении ПОСТАНОВИЛИ: В чине последования в неделю Православия первые десять анафематствований оставить без изменений, одиннадцатое («помышляющим, яко православные государи») выпустить2, — двенадцатое оставить без изменения, после которого добавить новое: «Глаголющим хульная и ложная на Свя­тую Веру нашу и Церковь, восстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревните­ли веры отеческия, анафема, трижды3». При возглашении «вечной памяти» выпустить поименное перечисление государей, начиная с Петра I, так как в предшествующем сти­хе «вечная память» возглашается «всем от рода царей... преставившимся»4. Возглаше­ние «вечной памяти» усопшим патриархам и епископам православным оставить без из­менения5 ... — Первое, второе и третье многолетствования опустить6 и начинать много-летствования так: «Великому господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета, трижды». Следующее возглашать: «Святейшим Патриархом»7, причем многолетствовать их поименно, третье — «[Епархиальному] Преосвященному (имя рек), многая лета, трижды»; четвертое: «Преосвященным пра­вославным митрополитом», после какового возглашается: «Христианского благочес­тия ревнителем и защитником Христовой Церкви, и всем православным христианам, многая лета, трижды»8. Опустить: «Благоверным9, правительствующему Синкли­ту10» и т[ак] flfanee]11. Во всем прочем чинопоследование сохранить в прежнем виде. Порядок анафематствований, возглашений вечной памяти и многолетствовании при­лагается при сем12.

[Подписали:] Председатель Совещания Патриарх Тихон [(Белавин)];

Секретарь Серафим Е[пископ] Челябинский [(Александров)]13.

ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 625. Л. 5-506. Машинопись. Заверенная копия.

1   Чинопоследование Православия (торжества Православия) совершается в первое воскре­сенье (или, что по церковно-славянски то же — в первую неделю) Великого поста. В этот день про­водится особое богослужение, в котором, в частности, различным еретикам произносится анафема.
В 1918 г. празднование недели Православия приходилось на 11 (24) марта.

2   Одиннадцатое анафематствование гласило: «Помышляющим, яко православные государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании [на Царство] дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, и тако
Дерзающим противу их на бунт и измену, анафема (слово «анафема» поется трижды)» (Последование в неделю Православия. Л. 30-31).

Последний раз это анафематствование прозвучало (причем едва ли не во всех православных Церквах Российской империи) буквально накануне Февральской революции — 19 февраля 1917 г.: в этот день праздновалось «Торжество Православия».

3   Слово «анафема» возглашается трижды.

4   Дословно в чине содержится следующее: «Благоверному и равноапостольному великому князю Владимиру, благоверной великой княгине Ольге, и прочим благоверным царем и великим князем, царицам и великим княгиням, и всем от рода царей и великих князей российских прес-
тавльшимся, вечная память, трижды» (Там же. Л. 33).

Отдельно поименованы Владимир Святославич (в крещении Василий) (7-1015 г.) — великий князь Киевский и его мать Ольга (в крещении Елена) (7-969 г.) — великая княгиня Киевская: за кре­щение Руси и проповедь христианства они причислены Православной церковью к лику святых в чине равноапостольных.

5   Православные вселенские и российские патриархи, митрополиты, архиепископы и еписко­пы в чине «Торжества Православия» поминались без поименования (т. е. без имярек).

6   До Февральской революции многолетствование начиналось с царствующего императора (имярек). Во вторую очередь поминались царствующая (и вдовствующая) императрица (имярек), наследник Российского престола (имярек) и весь царствующий дом. В третью очередь многолетствовался Святейший правительствующий синод (Там же. Л. 36-38).

7   То есть патриархам Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимс­кому. До Февральской революции патриархи многолетствовались без их поименования (Там же. Л. 38).

8   Данный пункт многолетствования отсутствовал в прежнем чине.

9   То есть членам Царского Дома.

10    То есть членам царского правительства.

11     Полностью этот пункт многолетствования звучал так: «Благоверным, правительствующему синклиту, военачальником, градоначальником, христолюбивому воинству и всем православным хрис­тианам, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви, подаждь, Госпо­ди, мир, тишину, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета, трижды» (Там же. Л. 38-39).

12    Публикуемое постановление Совещания епископов было зачитано на заседании Священ­ного (Поместного) собора РПЦ 27 февраля (12 марта) 1918г. Постановлением Собора данный до­ кумент был принят «к сведению» (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 290. Л. 23-25об.).

13    Подписи иерархов подлинные, сделаны чернилами. Внизу подписей надпись, сделанная рукой Серафима: «Копия с подлинным верна. Епископ Серафим».

№ 679. Обращение членов редколлегии газеты «Сибирский свет»1 к правос­лавным жителям Томской губернии2

1 марта 1917 г.

Возлюбленной пастве московской от Господа мир и благословение.

Отлучаясь еще на некоторое время, долгом пастырским поставляю опять сказать несколько слов предохранения возлюбленной о Христе пастве московской.

Бога бойтесь и Царя чтите. Бога бойтесь, верьте Его слову. Надейтесь на Него Од­ного и любите Его всем сердцем. Больше родного отца, больше матери любите Господа Бога. Любите Его больше сына или дочери; любите Господа больше золота и серебра, и больше всякого имения. Почитайте Царя как Помазанника Божия, о котором Господь ска­зал: «не прикасайтеся помазанным Моим» [Пс. 104, 15]. Повинуйтесь поставленным от Него властям. Власть установлена от Бога. Во всей вселенной существует власть. Есть власть на небе у ангелов: там есть Архангелы, Престолы, Власти3. Есть власть и в царстве животных, в стадах животных, в стаях птиц, в ульях пчел. Даже в аду есть власть. Без власти не может существовать никакое общество. Противящийся власти Божию повеле­нию противится, а противящиеся приимут себе грех. Хочешь ли не бояться власти? Бла­гое твори, и будешь иметь похвалу от нее. А если делаешь зло, то бойся, ибо начальник не напрасно меч носит [Рим. 13, 2-4]. Итак, повинуйтесь властям.

Бога бойтесь, Царя чтите, а с мятежниками не сообщайтесь: таковых много разве­лось на Русской земле. Они снуют среди народа, чтобы обольщать его разными несбы­точными обещаниями. Не слушайтесь их. Будьте благоразумны: не позволяйте обмануть себя. Мнимые народники обещают водворить в стране мир, а поселяют в ней волнения, лишающие народ спокойной жизни. Они обещают водворение порядка, а водворяют нестроение, поставляя для богоучрежденной власти препятствия к отправлению ею сво­их обязанностей, обеспечивающих порядок.

Они могут привести страну в такое состояние, что ей грозить будет опасность от без­началия, когда ни в селе, ни в городе не будет возможности поставить начальника. Может наступить такое время, когда жители деревни, выбравши из среды своей старшину, скажут ему: будь нашим начальником, а он ответит: нет, изберите другого, а я боюсь крамолы. Тог­да семеро ухватятся за одного отрока и скажут: будь хотя [бы] ты нашим начальником. А сей ответит: хорошо, повинуйтесь мне, идите за мной, — и пойдут все на погибель. Тогда, изну­ряемые голодом от прекращения работ, придут и скажут распорядителю работ: дай нам ра­боту, чтобы выработать нам хлеба для себя и голодных детей наших; а он скажет им: не мо­гу дать вам работу, ибо крамола грозит мне огнем, если я допущу вас в рабочий дом. А ког­да не станет ни власти, ни труда, тогда жизнь в стране остановится: не слышно будет звука молота и удара молотилок; остановится колесо; заржавеют соха и борона, не станет пар ра­ботать и прекратится движение машин. На улицах не видно будет блюстителей порядка; не­возможно будет ни пройти, ни проехать безопасно: в городе — денной и ночной грабеж, и не­кому будет спасать от этого. Не придется ли тогда и нам поступать так же, как сделали не­когда наши предки, пославши к варягам послов просить к себе начальников4. Но может слу­читься нечто худшее этого: варяги сами придут к нам, незваные, как некогда приходили мон­голы, и, пользуясь междоусобием, овладеют нашей страной. И будут водворять в ней поря­док по-своему. Да сохранит нас Бог от этого!

Итак, что же нам делать?

Обратимся к Богу с молитвой и покаянием, как молились и каялись наши предки во времена лихолетья. Не за грехи ли наши посылает нам Господь напасти?

Опомнись же, русский народ, встань на охрану устоев земли, как защищали их предки в старые времена.

Объединись, русский народ, около святой Церкви, под руководством ее добрых пас­тырей, в послушании уставам церковным. Сплотись около престола Царского, под пред­водительством верных слуг Царевых, в повиновении Богом учрежденной власти.

Спасение нашей страны в святой Церкви; она может дать мир чадам своим, если они будут слушать голос ее: она защитит их молитвою своею, она оградит их уставами своими.

Будем избегать разделений и раздоров церковных и общественных. Объединимся около нашего Державного Царя православного! Станем на защиту богоучрежденной власти, от Государя поставленной!

Будем каяться в грехах наших: пусть одни из нас каются в грехе отступления от Бо­га, отпадения от Церкви. Другие да приносят покаяние в грехе идолопоклонства — в поклонении золотому тельцу и мамоне — богу богатства, с отступлением от Бога Спасителя. Будем умолять Милосердого о прощении: согрешихом, беззаконновахом, неправдо-вахом пред Тобою. Но не предаждь нас до конца, отцев Боже!5

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!6

Сибирский свет. Томск, 1917. № 48. С. 2-3.

Краткая информация о газете, содержащаяся в ее колонтитулах: «Сибирский свет. Первая вечерняя ежедневная общественная, литературно-политическая газета. Томск. Редактор - В.В. Невский. Издатель P.M. Копылов».

Незадолго до Февральской революции, 21 января 1917 г., в еженедельном журнале «Московские церковные ведомости» (М., 1917. № 3-4. С. 33-35) было напечатано «Архипастырское пос­
лание» к пастве митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского). С нез­начительными сокращениями оно было помещено 30 января в светской ежедневной газете «Сибирс­кий свет» (Томск, 1917. № 25. С. 2).

В разгар революционных событий в Петрограде, 1 марта 1917 г., на страницах «Сибирского све­та» названное послание митрополита Макария (с 1891 по 1912 гг. — епископа, архиепископа Томско­го) было помещено целиком. Появление его в революционные дни можно расценить как обращение к жителям Томской губернии не самого митрополита Макария, а группы мирян — членов редколлегии правой газеты. Но обращение мирян было облечено в форму ранее опубликованной проповеди авто­ритетного иерарха РПЦ. Утверждать это позволяет тот факт, что проповеди самого митрополита Ма­кария в период февраля—марта 1917 г. были аполитичного, религиозно-нравственного содержания и посвящены, например, читанным в те дни на богослужениях отрывкам Евангелия (Московские цер­ковные ведомости. М., 1917. № 11-12. С. 92-94; № 7-8. С. 51-53, 53-57). Местный архиерей — епис­коп Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) также занимал достаточно аполитичную позицию, не выражая публично своего мнения и каких-либо эмоций о совершившейся революции.

Исходя из содержания приводимого ниже послания, его целью являлся призыв к пастве объеди­ниться вокруг Царя и Православной церкви. Не дождавшись в первые дни Февральской революции под­держки падающей монархии со стороны пастырей РПЦ, редколлегия газеты решила сама, из своего ар­хива опубликовать «нужные» в тот момент для право-консервативных членов общества слова.

Перечисляются названия ангельских чинов. См. Словарь церковных терминов (Приложение I).

Речь идет о легендарном летописном рассказе призвания варягов, о т. н. норманнской тео­рии возникновения Древнерусского государства. Однако эта теория, созданная немецкими истори­ками Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, в историографии признана научно несостоятельной (см., нап­ример: История России (IX — XX вв.). Тексты лекций для студентов всех специальностей / Отв. ред.А.П.Зиновьев. М., Государственный университет управления. 2001. С. 28-29).

Перефразирован один из стихов богослужебного канона преподобного Андрея Критского, читаемого в определенные дни православного Великого поста: с понедельника по четверг 1-й не­ дели, а также в четверг 5-й недели.

Приведены начальные слова из богослужебного песнопения «Тропарь Кресту и молитваза Отечество».

№ 680. Телеграмма М.В. Родзянко дворянства Казанской губернии

5 марта 1917 г.

Пг. Председателю Государственной Думы.

Казанское дворянство приветствует новое конституционное правительство, верит и надеется, что оно во главе с монархом приведет великую Россию к светлому будущему, безус­ловной победе над упорным врагом и водворит спокойствие и порядок в народную жизнь. Губернский предводитель дворянства Сергей Толстой-Милославский. РГИА. Ф. 1278. On. 54. 1917. Д. 1272. Л. 12. Подлинник.

№ 681. Письмо членам Св. синода Одесского Союза русских людей1

9 марта 1917 г.

Святейшему Правительствующему Синоду.

Ваше Святейшество.

Боголюбивые Отцы и Архипастыри!

Возвысьте Ваш голос: просите Государственную Думу и Временное Правительство не насиловать народной совести случайным большинством Учредительного Собрания. Пусть русский православный народ всенародным голосованием (плебисцитом) выразит сначала свою волю, чему быть, Царю или Республике. Ведь только один русский православный народ, собиратель земли, имеет на это право, а Учредительное Собрание должно иметь одну задачу: опираясь на выраженную уже волю русского народа, выработать новые основные законы.

Председатель Союза Ив[...]2.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 69. Рукопись.

Одесский Союз русских людей (руководитель — Н.Н. Родзевич), создав филиалы в ряде городов и сел южных губерний страны, имел всероссийскую значимость (Кирьянов Ю.И. Указ. соч. С. 6-7; Политические партии России. С. 511).

Часть подписи в источнике неразборчива. Осенью 1916г., после призыва Н.Н. Родзевича в действующую армию, пост председателя Одесского губернского отдела Союза русских людей за­ нял И. Амосов (Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 1914—1917 гг. / Публ.
Ю.И.Кирьянова//Вопросы истории. М., 1996. № 10. С. 143).

№ 682. Письмо архиепископу Никону (Рождественскому)1 студента Томского университета И.А. Зимина

15 марта 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейший Владыко! Обращаюсь к Вам с просьбой разъяснить мне, как нужно смотреть на все совершив­шееся в нашем государстве. Во-первых, меня волнует вопрос, каким образом духовенство всей России, так сильно отстаивавшее самодержавие, теперь же признает Временное прави­тельство и поминает его в своих молитвах. Как объяснить такую перемену во взгляде на об­раз правления? Сегодня духовенство молится за [императора] Николая, завтра за новое пра­вительство и т. д. Что за зависимость церковных взглядов от власти? Не доказывает ли это отсутствие своих личных убеждений среди духовенства? Неужели духовенство не знало, что за самодержавием скрывался [Г.Е.] Распутин? По-моему, это не могло быть. Во-вторых, по­чему это духовенство всегда старалось приладиться к духу власти. Куда исчезли ревнители первых золотых веков христианства? Или Церковь заблудилась? Но нет, это не может быть. Я верю. Потом, необходимо ли разделение Церкви от государства? И наконец, какие задачи стоят сейчас перед духовенством в свободной России? Не является ли завоеванная свобода — образом свободы первых христианских веков? Я обращался здесь к компетентным лицам, но они не удовлетворительно говорили мне. К Вам я обращаюсь, потому что я давно Вас знаю как архипастыря и редактора «Троицкого Слова»2, которое я часто читал. Глубоко из­виняюсь за беспокойство, но не мог умолчать как верующий христианин, ибо теперь наста­ли времена говорить и защищать Истины православия. Мне многие задают выше указанные вопросы и, конечно, моими скудными ответами не удовлетворяются.

Покорнейше прошу Ваше высокопреосвященство не отказать мне ответить и ука­зать подходящую литературу по этим вопросам.

Прошу Вашего благословения и молитв.

Студент И.А. Зимин.

Адрес мой: г. Томск. Университет. Студенту И.А. Зимину.

P.S. Если вздумаете оглашать содержание моего письма, то покорнейшая просьба не сообщать моей фамилии. А впрочем, как хотите. Извиняюсь за резкие выражения.

НИОР РГБ. Ф. 765. К. 8. Д. 74. Л. 1-1об. Рукопись. Подлинник.

Архиепископ Никон ранее, в 1904 году, с 14 марта по 8 ноября являлся викарием Влади­мирской епархии, епископом Муромским, после чего был назначен четвертым викарием Моско­вской епархии, епископом Серпуховским, а 13 декабря того же года переведен на должность
третьего викария той же епархии. С 22 апреля 1906 г. Никон — епископ Вологодский и Тотемский.
В 1907 г. он был избран членом Государственного Совета. С 1911 г. — в сане архиепископа. 29 мая1912 г., по болезни, Никон был уволен от управления Вологодской епархией с назначением чле­ном Св. синода. 4 апреля 1913 г. он назначен председателем Издательского совета при Св. сино­де и 6 июля 1916 г. по своему прошению уволен с этой должности (Состав Святейшего Синода... на 1917 год. С. 334-335). В 1916 г. владыка Никон вышел за штат и проживал на покое в СвятоТроицкой Сергиевой лавре.

«Троицкое Слово» — еженедельный религиозно-нравственный и церковно-общественный жур­
нал, издававшийся Свято-Троицкой Сергиевой лаврой в 1910 — 1917 гг. Главным редактором являлся
епископ (с 1913 г. архиепископ) Никон (Рождественский) (Андреев ГЛ. Указ. соч. Т. 2. С. 163).

№ 683. Письмо членам Св. синода группы православных христиан1

Март 1917 г.

Мы православные христиане, усерднейше просим разъяснить нам в газете «Русское Слово» что означает в предстательстве пред Господом Богом присяга, данная нами на верность Царю Николаю Александровичу? У нас идут разговоры, что ежели эта присяга ничего не стоит, то ничего не будет стоить и новая присяга новому Царю.

Так ли это, и как надобно все это понимать? Мы обращались за разъяснением к своему брату умному человеку, но он нам прислал ни два ни полтора, что вы сами увидите из писем этого человека2 которые посылаем ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ в суждение.

Нам желательно не самим решить это дело, как нам советует наш знакомый человек а СИНОДОМ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМ, чтобы все это понимали как надо понимать без разногласия. Потому что от разногласия жить стало нельзя и нету никакого порядку. Жиды говорят что присяга ерунда и обман, что можна и без присяги, попы молчат, а миряне каж­дый посвоему, а это не годится. Опять же стали говорить что Бога нету совсем а церкви ско­ро закроются по ненадобности. А мы по своему думаем зачем же закрывать иному при церк­ви жить лучше. Теперь сничтожили Царя плохо стало, а ежели прикрыть церкви еще хуже того будет, а нам нада чтобы лучше было. Потрудитесь нам С

ВЯТЕЙШИЕ ОТЦЫ НАШИ

разъяснить для всех одинаково как быть с старой присягой и с той которую принимать зас-тавют? Которая присяга должна быть милее Богу первая аль вторая? Потому как Царь не по­мер а живой в заточении, находится. И правильно ли что все церкви по закроются? Где же нам тогда молится Господу Богу? Неужто идти к жидам в одну компанию и с ними молит­ся? Потому как теперь вся ихняя стала власть и которою они над нами бахвалются. Ежели эдак все будет и дальше то это не хорошо, и мы очень недовольны.

Православные христиане. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. У стол. Д. 54. Л. 128. Машинопись. Подлинник.

Стиль и пунктуация приводятся в соответствии с источником. Выделения в тексте сделаны авторами послания, которые, судя по тексту письма, были малограмотными. Наиболее вероятная сословная принадлежность авторов — крестьяне.

Личность упоминаемого человека установить не удалось.

№ 684. Письмо группы православных граждан Всероссийскому съезду право­славного духовенства и мирян1

7 июня2 1917 г.

Москва. Всероссийскому церковному съезду.

Просим Съезд обратить внимание на то, чтобы службы в наших православных церк­вах, главным образом приходских, отправлялись истово, придерживаясь устава3. Затем поддержите православно-русские устои, но не делайте больших уступок раскольникам4, настаивайте на то[м], чтобы у нас было опять царское правление и боритесь с революци­онерами, а не шлите им свои приветствия.

Вся ответственность в государстве] будет на церк[овном] съезде.

Православные. НИОР РГБ. Ф. 60. К. 6. Д. 5. Л. 1-1 об. Рукопись на бланке почтовой карточки.

Съезд работал с 1 по 12 июня 1917 г. в Москве.

Письмо без даты, но на почтовом штемпеле хотя и не четко, но просматривается: 7.6.17.

Имеется в виду церковный устав о порядке и образе совершения богослужений (см. под­робнее: Полный православный богословский энциклопедический словарь... Т. 2. С. 2159, 2210).

По-видимому, подразумеваются старообрядцы.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий