Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

№ 685. «Обращение к пастырям и наставникам всех стран и всех религий, име­нующихся христианскими» жителя г. Самары С. Александрова (3-нюк)1

Ноябрь 1917 г.

Ко всем вам, пастыри и наставники, обращаюсь я, будучи членом христианской все­мирной, всегда свободной церкви.

Обращаюсь к вам после некоторого освобождения ваших церквей от власти, опеки и сою­за павших монархий, от которых вы не могли и не хотели сами освобождаться, и даже были в ра­болепном союзе с ними, часто преследуя, предавая и отлучая от церквей своих тех членов, кото­рые не хотели служить двум господам — Богу и мамоне, и служили одному — Христу Богу.

Но свободные ли ваши церкви сейчас, когда, лишившись своих союзников в лице старого князя мира сего, вы поспешили войти в союз другого сильнейшего, нового князя сего мира? Вчера только вы освящали самодержавных царей, внушали народу о их свя­щенном Богопомазании, а сегодня вы уже освящаете новую власть вчера бывших бунтарей и крамольников, и опять говорите: «Несть власти, аще не от Бога» [Рим. 13, 1]. Но скажите же вы, добрые пастыри, когда вам надо верить, которая была настоящая власть от Бога, а которая от дьявола?

По всему видно, что по-вашему та от Бога власть, у которой больше физической си­лы, поэтому если Россию завоюет Вильгельм2, то и его власть вы, наверное, объявите властью Божьей. Когда же вы, Христовы пастыри и наставники, порвете свой союз со всеми князьями мира сего и войдете в союз с Христом Богом?

Когда вы признаете и другим посоветуете признать вечную и единую власть Хрис­та-Бога и скажете: «Не должно служить и повиноваться власти людской более, нежели власти Божией», власти общеизвестной и понятной всем, ибо закон ее написан в сердце и совести каждого человека?

Когда же вы перестанете освящать и оправдывать власть князей мира сего, всегда порабощающих мирные народы под разными именами и предлогами. Когда же вы осу­дите их преступления, войны и другие насилия над людьми. Когда вы перестанете прикрывать все эти человекоубийства Христовой верой, кощунствовать и распинать Христа в себе и в мире. Когда же вы заглянете наконец в свою совесть и сознаете себя виновниками совершающихся международных войн и распрей; когда перестанете про­поведовать каждый свою церковь, выдавая ее за единую истинную, которых насчиты­вается тысячи все единых и истинных?3

Не вы ли разжигали этот огонь человеконенавистничества и взаимного истребления во славу своих церквей, своих богов. Вместо того, чтобы исповедовать и проповедовать одну вечно сущую церковь Христа и один закон. Его — совесть каждого человека, вы сеяли враж­ду и разделения из-за мертвых своих обрядов и букв. Церкви свои вы всегда защищали лишь ложью и насилием, оружия же Истины и Любви Христовой вы не знали, как мало знали то­го Бога, который не в силе, а в правде. И младенцам ясное Евангелие Христа вы сделали ту­манным для всех бесконечными своими толкованиями и извращениями, вселив в него вмес­то духа Христова мира и любви дух разделения, смерти и злобы.

Христос учил не клясться ничем, ни небом, ни землею, а вы допускали клятву са­мим Евангелием. Он учил: не только не убивайте друг друга, но и не злитесь ни на кого, а говорите: на войне и по суду можно убивать и даже назвали организованное и массовое убийство Богоугодным, а его участников Христолюбивым воинством. Христос говорил: «нет больше любви, как душу свою положить за друзей своих» [Ин. 15, 13], то есть подк-ладывая себя за другого; а вы говорите: «кто больше других чужих душ положит, тот вой­дет в Царствие Божие».

После этого, что же вы по сравнению с древними инквизиторами, убивавшими еди­ничные жизни для спасения душ, которые может действительно не знали, что творили, искренно полагая, что служат Богу, а вы теперь, все духовные наставники бесчисленных вер, неужели сейчас не знаете, что творите в этом 20 веке с его культурой и историей двухтысячелетнего христианского движения и вашими богословскими науками и еван­гельскими толкованиями? Чем же вы отличаетесь от древних инквизиторов, не являетесь ли вы все самыми современными и совершенными инквизиторами, натравливая и благос­ловляя целые народы друг на друга; целые нации и миллионы людей — братьев своих вы предаете в жертву своему неутолимому Богу Смерти, имя которого вы прикрываете то Царем, то Отечеством, то свободой народов.


Горе, горе соблазнившему одного из малых сих, лучше бы ему не родиться и повесить камень на шею и утопиться, говорит Христос [Мк. 9, 42]. А вы соблазняете целые народы, ведя их к смерти духовной и телесному самоистреблению. Обращаюсь к вам от глубины своей души и веры в христову силу, которая и дьяволов должна обратить в сынов света.

Неужели у вас вытравлено из сердца и души все святое, все человеческое, что вы и те­перь перед концом века сего не очнетесь перед ужасными плодами своих дел! Неужели мало вам еще неописуемого страдания людей, мало крови, мало слез, мало гор костей и трупов, ма­ло костылей, мало калек, изуродованных друг другом, обезобразивших свой образ Богочело-веческий! Мало вам еще ненависти, проклятий и стонов, мало вдов, мало голодных, мало си­рот-малюток, мало разврата и проституток, мало кощунства на Христа, на Бога, будто допус­кающего войны и жаждущего страдания человеческого, мало этой хулы на Духа святого, кото­рая не простится без покаяния; и если же вам всего этого мало, и вы говорите, что все это нуж­но для искупления вашему Богу, то знаете ли вы, что такой ваш Бог — не Бог мира, жизни и любви, а Бог вражды, смерти и злобы, и имя его — Дьявол, и вы его сыны и слуги.

Опомнитесь же, братья-пастыри и наставники, и сделайтесь достойнее и честнее своих союзников старых и новых правительств, которые, несмотря на свое безверие, поддерживают вас в своих целях обмана народа! Порвите же с ними союз и не бойтесь выступить перед людьми со своим покаянием и обличением своих союзников, и призва­нием всех людей к миру и Богу, ибо как никто больше вас не виноват в войнах и неве­рии, так и никто больше вас не мог бы приблизить мир4 к миру и Богу, если бы вы толь­ко захотели этого. Одумайтесь и сжальтесь, братья-пастыри и наставники, над всем че­ловечеством, над страданиями ближних, над страданиями всего мира5; подумайте же на­конец и сжальтесь о неизбежных страданиях души своей, пора и вам почувствовать уже приближение Суда Божьего. Время близко при дверях, смотрите, как бы не опоздать вам6. Объявите громогласно всем людям, что они по вашему неведению Христа и Его Истины введены вами в ужасное заблуждение, допустив себя до такого сверхзверского состояния и братоубийства, не отрекаясь на словах от христианства, тогда как христиа­нин не может не то что воевать, но и злиться даже на ближнего своего. Просите же про­щения у народа за вольные и невольные свои обманы и соблазны, и просите всех людей простить скорее друг другу и кончить вражду и войны навсегда. Вспомните же хоть раз искренно о Новом Завете Того, Кем вы лишь слепо прикрывались, и вам легко станет разрешить тяжесть свою и общую, наложенную на всех нас Ветхим Законом Моисея «око за око» [Лев. 24, 20; Мф. 5, 38], а Христос говорит всем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас. Да будете сынами Отца вашего небесного: ибо Он повелевает солнцу своему всходить над злыми и добры­ми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф. 5, 44~45]7.

Поспешите же сами добровольно сбросить с себя положение посредников и наставни­ков, не встречающих уже ни любви, ни дружбы, ни доверия у тех, кого вы учите и наставля­ете; не доводите же себя с своими церквями до такого же позорного падения, какое потерпе­ло самодержавие царей и терпят новые правительства, не слушающие голоса народа. Вос­пользуйтесь их трагическим примером, если вы хоть немного меньше ослеплены и развра­щены, чем были все цари и властители.

Покайтесь, сознайтесь же в своих заблуждениях, и сделайтесь достойными друзьям» и служителями Истины, а не волками в овечьей шкуре, как на вас смотрят уже многие, многие и многие, освобождающиеся от суеверий люди. Пока не поздно, признайте единую веру и власть Христа Бога, живущую в сердцах всех людей и ее одну проповедывайте, ибо она лишь приведет всех людей к истинной Свободе, Равенству и Братству, и только тогда наста­нет действительный мир и благоволение на земле, о котором говорил Христос: «МИР МОЙ

ДАЮ ВАМ НЕ ТАК, КАК MIP ДАЁТ»8 [Ин. 14, 27].

С. Александров (3-нюк).

ГАРФ. Ф. Р-4652. On. 1. Д. 1. Л. 209, 210. Типографская печать на разворотном листе; 2 экз.

1  В части подписи под «(3-нюк)», вероятно, обозначен псевдоним автора обращения.

2  Вильгельм II (Фридрих-Вильгельм-Виктор-Альберт) Гогенцоллерн (1858—1941 гг.) — импе­ратор Германский и король Пруссии (1888—1918 гг.), двоюродный брат жены Николая II императ­
рицы Александры Федоровны.

3  Далее в источнике выделено петитом.

4  В источнике — М1ръ.

5  То же.

6   Свободный пересказ евангельских слов [Мф. 24, 33] и [Мф. 25, 1-12].

7   Выделено С. Александровым.

8   Выделено С. Александровым.

№ 686. Обращение в Совет солдатских и рабочих депутатов солдата 5-й армии

Ивана Колосова

26 июня 1917 г.

В СОВЕТ СОЛДАТСКИХ И РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ

Товарищи.

Позволяю себе одной нескромной просьбой напомнить Вам. Все наши политичес­кие борцы за свободу освобождены1, но есть у нас до сих пор забытые, об которых ник­то не хочет сказать правды, я назову пока двоих. Это те два, не из мирян светских, а из духовного звания. Один есть популярный [и] всеми любимый ученый — магистр богосло­вия, преосвященный владыка Сергий (в мире Тихомиров2) — ныне находится миссионе­ром в Токио (Япония). Это тот первый светильник слова Божия, который был приглашен рабочими Путиловского завода3 в 1905 г. отслужить панихиду по расстрелянном блаженной памяти борце за свободу Лейтенанте Шмидте4, и за это его хотели лишить апостольско­го [епископского] сана. Второй есть епископ Антонин5, который первый в 1905 году с ам­вона в Божьем храме не признал самодержавие6 — за это был уволен на покой, и до сих пор не имеет [епископской] кафедры. Оба эти владыки еще сравнительно молодые и та­лантливые епископы, о которых прошу напомнить кому следует.

Солдат 5 армии7 Иван Колосов.

P.S. Епископ Сергий в то время был ректором Петроградской Духовной академиилюбимый всеми студентами.

РГИА. Ф. 797. On. 86. Ш отдел. V стол. Д. 12. Л. 108. Машинопись. Заверенная копия.

1  По амнистии, объявленной Временным правительством 5 марта 1917г. (Вестник Временно­го правительства. Пг., 1917. № 1 (46). С. 1; Петроградские ведомости. Пг., 1917. № 39. С. 1).

2  Епископ Токийский и Японский Сергий (Тихомиров). Родился в Новгородской епархии, в 1871 г. ипи в 1871 г. В 1892 г. поступил в С. -Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1896 г.


с ученой степенью кандидата богословия. Тогда же назначен инспектором С. -Петербургской духовной семинарии. С 1899 г. Сергий ректор СПб. духовной семинарии, архимандрит. В 1905 г. утвержден в сте­пени магистра богословия и назначен ректором С. -Петербургской духовной академии. 6 ноября 1905 г. Сергий Тихомиров возведен в сан епископа Ямбургского, третьего викария столичной митрополии. С 21 марта 1908 г. по 29 мая 1912 г. он — епископ Киотоский, помощник начальника Японской духовной миссии, после чего до 1940 г., вплоть до своего увольнения на покой, являлся начальником Российской духовной миссии в Японии. В 1902 г. Сергий Тихомиров был награжден орденом св. Анны 2 степени, в 1905 г. — орденом св. Владимира 4 ст., а в 1913 г. — орденом св. Анны 1 ст. (см.: Состав Святейшего Си­нода. ... на 1917 год. С. 326-327; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семина­рий, преподавателям духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, монашест­вующим преподавателям духовных семинарий и училищ и священнослужителям при наших загранич­ных церквах на 1912г. СПб., Синодальная типография. 1912. С. 153; Акты святейшего Тихона... С. 950).

3   Путиловский завод основан в Санкт-Петербурге в 1801 г. В 1905 г. завод являлся центром так называемой Путиловской стачки, начавшейся 3 января и длившейся более двух недель. Пово­дом к ней послужило увольнение в декабре 1904 г. четырех рабочих. С 8 января забастовка пере­
росла во всеобщую Петербургскую стачку.

4   Лейтенант П.П. Шмидт вместе с тремя моряками-черноморцами за организацию в ноябре 1905 г. революционного восстания на крейсере «Очаков» был расстрелян в ночь с 6 на 7 марта 1906 г. на острове Березань, находящемся близ Очакова, при выходе в море из Днепровского лимана (Боль­шая советская энциклопедия. М., Изд. Советская энциклопедия. Т. 19. 1975. С. 45; Т. 29. С. 444).

5   Епископ Нарвский Антонин (Грановский). Родился в 1865 г. в Полтавской губ. В 1891 г. закончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. На протяжении нескольких лет преподавал в ряде духовных учебных заведений России. В 1898 г. — ректор Благовещенской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита. На протяжении четырех лет за­нимал ряд должностей в СПб. духовно-цензурном комитете. В 1903 г. утвержден в степени ма­гистра богословия. 2 марта 1903 г. возведен в сан епископа Нарвского, третьего викария СПб. епархии. С 10 мая 1904 г. — второй викарий той же епархии, а с 31 октября 1905 г. — первый ви­карий столичной митрополии. 8 февраля 1908 г. уволен, согласно прошению, по болезненному состоянию, на покой. Местопребывание Антонину было назначено в Троице-Сергиевой пустыни Петроградской епархии. С 22 декабря 1913 г. он — епископ Владикавказский. 16 января 1917 г. Антонин уволен, по болезни, от управления епархией на покой.

В 1901 г. Антонин был награжден орденом св. Анны 2 степени, а в 1914 г. орденом св. Вла­димира 3 ст. В 1917г. проживал на покое в Москве, в Заиконоспасском (по другим сведениям — в Богоявленском) монастыре (см.: Состав Святейшего Синода... на 1917 год. С. 200-201; ЦВ. 1917. № 5. С. 26; Акты святейшего Тихона... С. 904).

6   На фоне революционных событий 1905 г. епископ Антонин прекратил на своих служ­бах поминовение Императора как «самодержавнейшего», о чем уведомил петроградское ду­ховенство. Свои действия он объяснил установлением-де в России после «Манифеста 17 ок­тября» конституционного строя. В декабре того же года в газете «Слово» Антонин опублико­
вал статью, в которой утверждал, что православие и самодержавие не только никак не связа­ны между собой, но и взаимно отталкивают друг друга. Позже, в 1907 г., в своей проповеди °н назвал самодержавие исчадьем сатаны, за что в феврале 1908 г. был уволен на постоянное
жительство в Троице-Сергиевский монастырь под Петербургом (Жевахов Н.Д. Указ. соч. с- 213; Данилушкин М.Б., Никольская Т.К., Шкаровский М.В. и др. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. 1917—1970 гг. Т. 1. СПб., Изд. Воскресение. 1997. С. 246).

См. также Приложение к сему документу.

7 5-я армия вела боевые действия на Северном фронте.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий