Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году

VII. Текты церковных (гражданской и ставленнических) присяг на верность службы России и Временному Правительству

Я целиком стал на советскую платформу. В то же время я

думаю, что Церковь должна быть аполитичной, и во
всей своей деятельности я буду твердо стоять на этом.
Патриарх Московский и всея России
Тихон (Белавин).

(Из интервью, данного сотруднику Российского
телеграфного агентства 15 (28) июня 1923 г. Цит. по: Акты
святейшего Тихона...
С. 282).

№ 689. Присяга на верность службы Российскому государству1 для лиц христианских вероисповеданий2

7 марта 1917 г.

Клянусь честью3 гражданина и обещаюсь пред Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству.

Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства.

Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею Народа при посредстве Учредительного Собрания.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.

Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг4 гражданина пред Отечеством.

Клянусь быть честным, добросовестным5 гражданином и не нарушать своей клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды.

В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписуюсь.

ГАРФ. Ф. 1779. On. 1. Д. 6. Л. 15об. -16. Машинопись. Подлинник;

РГИА. Ф. 806. On. 5. Д. 10115. Л. 1. Машинопись. Присяжной лист. Подлинник;

Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 14. Отдел офиц. С. 352-353.

1 Присяга была утверждена на заседании Временного правительства 7 марта 1917 г. Через день, 9 марта, определением Синода она была объявлена по духовному ведомству «для исполне ния», о чем по всем епархиям были разосланы соответствующие указы (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 53; Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 12. Л. 52-53).

Священно- и церковнослужители РПЦ присягали по нижеприводимой форме клятвенного обещания. При этом духовенством в обязательном порядке подписывались так называемые присяжные листы, которые направлялись в духовные консистории (см., например: РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1; Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 14. Офиц. отдел. С. 352-353).

2 Данная форма клятвенного обещания была приспособлена для всех религиозных течений: для лютеран и иудеев из заключительной фразы были отменены слова «осеняю себя крестным знамением»; для магометан вместо последних слов была фраза: «заключаю сию мою клятву целованием преславного корана и нижеподписуюсь» и т. д. Для военных чинов слово «гражданин» заменялось  на соответствующий аналог, например: «Клянусь честью офицера (солдата)» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1425. Л. 1-15; Оп. 1. Д. 6. Л. 15об. -16).

Текст предыдущей всенародной присяги — на верность подданства императору — см. в Приложении I к сему документу.

3 В данном месте для разных категорий граждан допускалась вставка слов: «...честью офицера (солдата), (священнослужителя) и гражданина...» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 15об. -16;РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1).

4 То же.

5 Для военнослужащих в данном месте добавлялось: «...храбрым офицером (солдатом) и гражданином...» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 15об. -16).

Приложение I к № 689

Форма всенародной присяги на верность подданства императору

7 октября1 1894 г.

Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN [Николаю Александровичу. — М.Б.], самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола2) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому его Императорского Величества самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может; о ущербе же его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его

Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

Свод законов Российской империи. Т. 1. Ч. 1. Приложение V.

СПб., Изд. Канцелярии Е.И.В. 1857. С. 56.

1 По российскому законодательству, вступление императора на престол считалось со дня кончины его предшественника. Соответственно, воцарение Николая II состоялось 7 (20) октября 1894 г.

К присяге на верность подданства императору приводились все лица мужского пола, начиная с 12-летнего возраста, «всякого чина и звания» (Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 1. Гл. 4. Ст. 53-56. СПб., Изд. Вестник Знания. 1912. С. 16).

2 Выделено в источнике.

Приложение II к № 689

Торжественное обещание членов Государственной думы1

15 ноября2 1912 г.

Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся.

Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 2. Гл. 3. Приложение I к ст. 13. 1912. С. 63.

1 Согласно российскому законодательству, члены Государственной думы при начале своей работы в законосовещательном органе обязаны были приносить присягу на верность императору (Там же.Ст. 13. С. 56). Эту же присягу принимали и священнослужители, являвшиеся членами думы.

2 IV Государственная дума работала с 15 ноября 1912г. по 6 октября 1917г.

Приложение III к № 689

Торжественное обещание членов Временного правительства1

11 марта 1917 г.

По долгу Члена Временного Правительства, волею народа по почину Государственной Думы возникшего, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом и своею совестью служить верою и правдою народу Державы Российской, свято оберегая его свободу и права, честь и достоинство, и ненарушимо соблюдая во всех действиях и распоряжениях моих начала гражданской свободы и гражданского равенства, и всеми предоставленными мне мерами подавляя всякие попытки, прямо или косвенно направленные к восстановлению старого строя.

Клянусь приложить все разумение мое и все мои силы для осуществления в полноте всех обязательств, Временным Правительством всенародно на себя принятых.

Клянусь принять все меры для созыва в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительного Собрания, передать в руки его полноту власти, мною совместно с другими членами Правительства временно осуществляемую, и преклониться пред выраженною сим Собранием народною волею об образе правления и основных законах Российского Государства.

В исполнении сей моей клятвы да поможет мне Бог.

ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 40-40об.;

Петроградские ведомости. Пг., 1917. № 43. С. 2.

1 Данная форма торжественного обещания (присяги) членов Временного правительства была принята на заседании Совета министров 11 марта. Через несколько дней — 15 марта — члены правительства принесли свою присягу.

№ 690. Присяга перед посвящением в стихарь псаломщика

7 апреля1 1917 г.

Аз2, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен быть верным подданным Богохранимой Державе Российской и во всем по закону послушным Временному Правительству ея3.

К сему, аз нижеподписавшийся, ныне, при вступлении в должность псаломщика, обязуюсь проходить сию должность согласно с церковными правилами, уставами, предписаниями и наставлениями начальства в совершенном ему послушании и вести себя благоговейно, честно, воздержно и некорыстолюбиво, твердо помнить, что по правилам святых апостолов (правило 42-е и 43-е)4 клирик, преданный порокам, подлежит извержению из своего чина.

В заключение сего клятвенного обещания моего, целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь5.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Д. 54. Л. 87-87об. Типографская печать.

1 Формы церковных присяг, приносимых перед поставлением в стихарь псаломщика и перед рукоположением в дьяконский и иерейский чин, были установлены Св. синодом 7 апреля 1917 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 100).

См. также примеч. 4 к документу № 12.

2 Аз — я.

3 Курсив наш. До марта 1917г., вместо слов, выделенных курсивом, в присяге были слова из всенародной присяги на верность подданства (см. приложение I к документу № 686): «Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю, Императору Николаю Александровичу, самодержцу всероссийскому, и законному Его Императорского Величества всероссийского престола Наследнику верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови; и все к высокому его Императорского Величества самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и притом по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую мне вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной, и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом себя вести и поступать, как верному Его императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет».

Аналогичные слова содержались и в ставленнических присягах дьякона и священника. Рассмотренные изменения в слова присяг были внесены Св. синодом по предложению архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) — председателя синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг (см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Д. 54. Л. 87-89об.; 100).

4 См. Каноны, или Книга правил... С. 26.

5 Внизу присяжного листа имеются две графы для личных подписей принявшего присягу и приводившего к ней.

№ 691. Присяга производимому во священника (дьякона)

7 апреля 1917 г.

Аз, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен быть верным подданным Богохранимой Державе  Российской и во всем по закону послушным Временному Правительству ея1.

К тому же аз, нижеименованный, призываемый ныне к служению иерейскому2, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что желаю и, при помощи Божией, всемерно потщуся проходить служение сие согласно со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями начальства; Богослужение и таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя; учение веры содержать и другим преподавать по руководству святыя Православныя церкве и святых отец; вверяемые попечению моему душы охранять от всех ересей и расколов, и3 заблудших вразумлять и обращать на путь истины; провождать жизнь благочестную, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости, и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслех моих не свою честь или выгоды, но славу Божию, благо святыя церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию своею, молитв ради Пресвятыя Богородицы и всех святых.

В заключение сего клятвенного обещания моего, целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь4.

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Д. 54. Л. 88-88об., 89-89об. Типографская печать.

1 Курсив наш. До марта 1917 г., вместо слов, выделенных курсивом, в присяге были слова из всенародной присяги на верность подданства (см. приложение I к документу № 686): «Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному [...] душевно и телесно да поможет».

Более подробно об этом см. комментарий к предыдущему документу (№ 690).

См. также примеч. к документу № 12.

2 В присяге перед поставлением во дьякона вместо слова «иерейскому» стоит слово «диакона»

(см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 88об.).

3 Курсив наш. Выделенные курсивом слова отсутствуют в ставленнической присяге дьякона (см.: Там же).

4 Внизу присяжного листа — две графы для личных подписей принявшего присягу и приводившего к ней.

Приложение к № 691

Из присяги перед посвящением в архиерейский сан1

7-27 февраля2 1901 г.

... .Еще же, по заповеди Господней «воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови»3, обещаваюся быта4 верным, добрым и послушным подданным Его Императорского Величества, Всемилостивейшего Великого Государя Императора Николая

Александровича, Самодержца Всероссийского, и его Императорского Высочества, Всероссийского Престола Наследника, Государя Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича5.

РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 40;

Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., Синодальная типография. 1910. Л. 19.

1 К архиерейской присяге приводятся все рукополагаемые (возводимые) во епископство. Ее текст содержится в церковном «Чине исповедания и обещания архиерейского». Присяга состоит из 412 Тексты церковных... присяг на верность службы России и Временному правительству Тексты церковных... присяг на верность службы России и Временному правительству нескольких пунктов, в которых говорится об обязанностях епископа: учительских, святительских, касающихся должности руководителя епархии РПЦ, а также обязанностей архиерея как члена государства. До февраля 1901 г., в последней части архиерейской присяги поставляемый во епископа повторял клятву «на верноподданство» императору (текст которой см. в приложении I к документу № 686) (Сперанский Петр, протоиер. Об архиерейской присяге // Странник. СПб., 1868. Т. П. (Апрель-Июнь). Отдел II. С. 91-113).

2 7 февраля 1901 г., на заседании Св. синода рассматривался вопрос о двух епископских присягах: об исправлении богослужебного «Чина исповедания и обещания архиерейского» и об отмене формы присяги, приносимой архиереями при вызове их в Святейший синод для присутствования (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 1^5). Вторая присяга (для членов Св. синода) была введена императором Петром I 25 января 1721 г. практически одновременно с аналогичными присягами для членов министерских коллегий (см.: Духовный Регламент (Устав Духовной Коллегии), тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. М., Синодальная типография. 1897. С. 5; Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследование в области русского церковного права. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 1. С. 188).

В результате обсуждения члены Св. синода пришли к выводу, что некоторые обещания, произносимые архиереем перед рукоположением, утратили свое значение. Поэтому было признано необходимым исправить текст епископской присяги «применительно к условиям прохождения архипастырского служения в настоящее время». Аналогичное заключение было сделано и о форме присяги архиереев, вызываемых в Святейший синод. Она была охарактеризована как «не соответствующая современным условиям жизни». Ее было решено отменить. В итоге, Св. синод принял определение, согласно которому, во-первых, утверждался и вводился в церковное употребление новый, исправленный «Чин исповедания и обещания архиерейского». Часть архиерейской присяги, в которой говорилось о гражданских обязанностей епископа, свелась к обещанию поставляемого быть верным подданным императора согласно необходимости следования словам Священного Писания [Мф. 22, 21]. («Новый» текст присяги и составляет содержание данного документа). Таким образом, прежняя пространная присяга заменялась новой –краткой и достаточно формальной. Во-вторых, в этом определении присяга для присутствующих в Св.синоде архиереев объявлялась упраздненной.

Доклад обер-прокурора К.П. Победоносцева о предложениях Св. синода относительно архиерейских присяг был представлен императору 23 февраля 1901 г. После чего на документе Николаем II карандашом была поставлена пометка «Рассмотрено».

Постановление Синода о тиражном издании исправленного «Чина исповедания и обещания архиерейского» и об отмене присяги архиереев, вызываемых для присутствования в Св. синоде, было принято 27 февраля (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 35^1, 43^5; Верховской П.В. Указ. соч. Т. 2. С. 110. Новую форму см.: Чин исповедания и обещания архиерейского. СПб., Синодальная типография. 1901).

Профессор П.В. Верховской, являвшийся современником событий, отметил незаконность отмены присяги «для присутствования в Синоде»: она была установлена повелением Петра Великого, а отменена самими членами Св. синода. После чего была лишь доведена до сведения Николая П. Логичен вопрос Верховского: «Чем объяснить такой образ действий в столь щекотливом в течение целых двух столетий вопросе — неизвестно» (Верховской П.В. Указ. соч. Т. 1. С. 189-190).

С упомянутыми определениями Св. синода (от 7 и 27 февраля 1901 г.) связаны имена двух видных иерархов, сыгравших в церковно-государственных отношениях в феврале-марте 1917 г. одни из ключевых ролей. Первый из них — митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский; в марте 1917 г. — первоприсутствующий член Св. синода, митрополит Киевский и Галицкий). Он принимал участие в принятии решения о сокращении и отмене названных присяг. Вторым был Сергий (Страгородский). С 24 января 1901 г. он являлся ректором С. -Петербургской духовной академии, весной 1917 г. в ранге члена Св. синода и будучи архиепископом Финляндским и Выборгским, Сергий был председателем синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг. Сергий Страгородский был первым, чье наречение во епископы прошло по новому чинопоследованию с сокращенной архиерейской присягой: оно состоялось 22 февраля 1901 г., а через три дня, 25-го числа, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Сергий был хиротонисан (рукоположен) во епископа Ямбургского, третьего викария С. -Петербургской епархии (ЦВ. СПб., 1901. Прибавление к № 9. С. 311-313).

В мартовские дни 1917г. под непосредственным руководством Владимира Киевского и Сергия Финляндского проходило изменение богослужебных чинов и молитвословий (см. документы №№2,4,5, 10-12).

3 «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Мф. 22, 21].

4 Обещаю быть.

5 Вскоре после смены формы власти в феврале-марте 1917г. Св. синод рассматривал вопрос о внесении изменений в текст архиерейской присяги. 15 марта им было постановлено изменить чин «наречения» во епископа и форму архиерейской присяги (составлявших первую часть «Чина исповедания и обещания архиерейского». В тот же день было назначено произвести 18 марта наречение в епископа Пинежского (викария Архангельской епархии) архимандрита Павла (Павловского). Но вые чины имели следующие отличия: вместо указа императора о наречении архимандрита Павла в епископа читалось соответствующее определение Св. синода, а вместо фразы «по изволению Государя» объявлялось «по благословению Синода». Архиерейская присяга произносилась на имя «благоверного правительства» (Нижегородский церк. -обществ. вестник. Н. -Новгород, 1917. № 9. С. 144; Биржевые ведомости. Пг., 1917. № 63. С. 3).

18 марта 1917г. новый чин «наречения» во епископа Павла (Павловского) совершали все члены Св. синода, а в его хиротонии, состоявшейся на следующий день, кроме синодальных иерархов участвовали еще четыре архиерея, включая управляющего Петроградской епархией епископа Гдовского Вениамина (Казанского) (Архангельские епарх. ведомости. Архангельск, 1917. № 8. Часть неофиц. С. 119-121.

Новые слова епископской присяги, по-видимому, звучали следующим образом:  «...обещава-юся быти верен Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея». Данную экстраполяцию позволяют сделать, во-первых, формы богослужебных изменений, принятых в РПЦ в марте 1917г. (см. документы №№ 3, 5). Во-вторых, — то, что в советский период соответствующие слова архиерейской присяги звучали следующим образом: «Еще же, по заповеди Господней «воздадите кесарева кесареви и Божия Богови», обещаваюся быти верен властем Богохранимыя страны нашея Российския» (Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 2. М., Изд. МП. 1983. С. 18).

 

Назад  /  Начало  / Окончание

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий