М.А. Бабкин
1.3. Из проповедей епископа Пермскогои Кунгурского Андроника (Никольского), его переписки с обер-прокурором Св.Синода В.Н. Львовым и членом Св. Синода архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким)
№ 154. «Архипастырский призыв ко всем русским православным христианам» епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского)
4 марта 1917 г.
Среди грозных событий тяжкого времени, перед лицом стоящего у врат Отечества лютого и коварного врага, совершилось событие величайшей важности и священности. Боговенчанный ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ П-й АЛЕКСАНДРОВИЧ1, в Своей неподкупной совести предавая Себя в Десницу Всевышнего Серцеведца, сложил с главы Своей Царскую Корону, отрекшись от Царского Престола с передачей такового Своему Царственному Брату Великому Князю МИХАИЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ. Да будет воля Всевышнего.
Но сегодня Телеграфное Агентство принесло телеграмму о том, что Великий Князь МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ решил принять Верховную Власть в том лишь случае, если такова будет воля всего великого народа нашего через всенародное голосование. Вместе с тем Великий Князь МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ просит всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, теперь облеченному всей полнотой власти, впредь до выражения всем народом своей воли.
Так Божиим испытанием пока остаемся мы в междуцарствии. Ко всем тяготам переживаемого нами времени прибавилось это новое испытание. Среди таких обстоятельств Именем Божиим и для блага Родины нашей призываю всех православных чад Церкви и граждан Державы Российской оказывать всякое послушание Временному правительству, сохранить всяческое спокойствие, всякому на своем месте и деле усилить работу на славу и благополучие Отечества, чтобы жестокий враг не воспользовался создавшимся трудным положением в стране нашей. Пусть всякий свято сознает свой гражданский долг перед лицом врага и при тяжких условиях в Отечестве.
Особенно же по долгу Архиерейства и от беззаветной любви моей к дорогому Отечеству призываю всех от мала до велика с горячим и откровенным усердием устремиться на молитву ко Господу Богу о Его всесильной нам помощи среди создавшихся трудных обстоятельств. Будем умолять Его Всещедрого, да устроит Сам Он власть и мир в земле нашей. Да не оставит Он нас надолго без Царя, как детей без матери. Будем умолять Его, да не попустит, чтобы прикоснулся к нам враг губитель, да не будет новою скорбию унижен весь народ наш. Да поможет Он нам, как триста лет назад нашим предкам, всем единодушно и воодушевленно получить родного Царя от Него Всеблагого Промыслителя.
Призывая Божие спасительное благословение, вместе с тем призываю всех к послушанию, к миру, к усиленному труду, и тем более к усердной молитве перед Богом, Который только и может сохранить нас от новых бед, а существующие беды обратить в ничто.
Андроник, Епископ Пермский и Кунгурский2. РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Ill отдел. Устал. Д. 12. Л. 89а.об. Типографская печать.
Из определений, указов и посланий Святейшего синода...
1 Здесь и далее выделено Андроником.
2 Внизу документа подпись неустановленного лица: «Явные пропаганда и подстрекательство
против Нового Правительства».
№ 155. Из слова епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) в кафедральном соборе Перми
5 марта 1917 г.
Ведаю, брагие, что ждете от меня слова по поводу всех переживаемых нами событий. Но что же я могу сказать вам, грешный, кроме той печали, которая обдержит сердца наши. Начнем по порядку. — Не стало у нас на Руси Царя. Беззаветно любящий свое Отечество и свой народ, беззаветно желающий ему только одного блага и счастья, Царь сложил с себя царскую корону и отрекся от наследственного прародительского престола. Бесчестные царские слуги и советники в своих мелких расчетах скрывали от Царя правду жизни народной, обманывали Царя и делали все, чтобы разъединить Царя с народом и народ с Царем. И добились своего. Но когда обнаружилось это разъединение, когда открылась беда, тогда они же первые и оставили Царя одного, оттолкнувшись от него и спасая только себя, а не Царя или Отечество. Увидевши это, Царь понял, что нужно народу в данное время. Он в этот исторический момент жизни нашего Отечества явил подражание нашему Великому Первоархиерею Христу. А Христос, видя, как погибает народ, расстраиваемый грехом, решил Себя Самого предать на Крест и принести в жертву спасения людей для примирения их с Богом. Так и сей кроткий Царь решился на самопожертвование высокое, чтобы объединился и утихомирился разгневанный народ. Царь за себя и за Наследника отрекся от царского престола с передачей такового Великому Князю Михаилу Александровичу — своему царственному брату. Но вот наше дальнейшее горе: В. Кн. Михаил Александрович очевидно не чувствует в себе силы взять в свои руки бразды правления в такое время, когда смута в народе, а лютый враг немец не только у ворот, но и в пределах уже Отечества. Посему он сказал, что воспримет всю Верховную Власть только в том случае, когда весь народ изберет его на Учредительном Собрании. И так не стало у нас Царя. И Церковь не смеет провозгласить в своих молитвах и песнопениях эту самую народом исторически созданную святыню народной души, постепенно в дали веков из разрозненности объединившую весь великий Русский Народ во единого соборного человека с созданием великого Государства Российского. Довели бесчестные царские советники до этого тяжкого испытания. Своею вероломною беспечностью они забрызгали грязью народом в истории вековой и трудовой созданную драгоценную царскую порфиру и вынесли ее для поругания на улицу, смешавши царское имя с пошлостью, своим бесчестием унижая русский народный дух и святыню русского народа. Не вынесла народная душа этого своего позора и унижения, и возмутилась гневом великим. И не стало у нас Царя. Как триста лет назад, как в лихолетье междуцарствия подлые людишки разворовали Отечество и ввергли его в погибель, так и теперь бесчестные царские слуги разворовали народное достояние и довели до взрыва народного негодования и озлобления за святыню народной души. Итак, теперь у нас междуцарствие. Когда-то еще соберется так необходимое теперь Учредительное Собрание, да и как-то оно соберется, когда внутри неустройство, со вне — сильный и коварный враг. Да и выборщики сидят теперь в окопах. Армию же нельзя впутывать в политическую жизнь и брать ее из окопов. В противном случае враг может свободно вторгнуться во внутренние пределы России и полонить нас совсем. У армии теперь, как и всегда, должна быть одна святая забота — грудью отстаивать Отечество от врагов. И в такое трудное положение поставили наше Отечество обманывавшие Царя бесчестные люди. Да судит их Господь и в сем и в будущем веке, как уже и осудил. Но что же нам теперь делать при таких обстоятельствах междуцарствия. Ведь смута будет продолжаться в умах и многое может расстроить в Отечестве нашем. Да не воспользуется коварный враг таким нашим расстройством и да не исполнит свое коварное и жестокое дело, за много десятков лет им намеченное и подготовленное против нас. Что же нам делать среди таких испытаний.
Прежде всего, по призыву В. Кн. Михаила Александровича призываю всех русских граждан проявлять полное подчинение Временному нашему теперь Правительству, облеченному всей полнотой власти и не без воли Божией взявшему бразды Правления в такое тяжкое время. Пусть все и всякий помнят сие апостольское слово: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» [Рим. 13, 1]. ...Посему все как один человек, забывая личные счеты и пожелания, да явим полное подчинение и послушание теперешнему Временному Правительству. Это первое дело. А во-вторых, будем хранить мир и спокойствие. ...В-третьих же, сохраняя такое настроение, да пребываем все и каждый на том послушании и деле, какие кому вверены. Пусть всякий знает, что обманом бесчестных советников царских Отечество потрясено в самых своих основаниях и доведено до страшной опасности...
Так молитесь ко Господу сами, учитесь так молиться и детей ваших, и других к тому призывайте. Устремляйтесь не в театры и кинематографы, а в церкви Божий и здесь припадайте ко Владычице, да со всеми Святыми умоляет о нас разгневанного нами Милостивого Господа. И Господь Бог призрит на наше к Нему моление и проявит к нам Свое всепрощение и милость. Тогда минует разруха нашей жизни, минует опасность для Отечества, и Сам Господь, как нашим предкам, изведет нам мужа мудра и добра1.
А теперь в мире и спокойствии, в труде и полном послушании власти ведите себя и, подготовляясь к Учредительному собранию, выжидайте гласа Божьего, чтобы принять в свое время мужа избранного, как Божию нам милость, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем восхвалять и прославлять Господа Бога во веки веков. Аминь2.
ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 96. Л. 3-7о6. Машинопись. Подлинник; 2-й экземпляр.
1 То есть Царя.
2 Документ также хранится в РГИА (Ф. 831. Оп. 1. Д. 86. Л. 2-7). Со ссылкой на этот источ
ник он опубликован в книге: Материалы по истории русской иерархии. Статьи и документы / Сост.
П.Н.Грюнберг. М., Изд. ПСТБИ. 2002. С. 92-98.