Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

М.А. Бабкин

1.2. Из проповедей и посланий к пастве епископата, обращений духовных консисторий (продолжение)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году № 75. Текст молитвы, составленной по предложению епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли) и опубликованной от имени Духовной консисто­рии для чтения в церквах Полоцкой епархии

14 марта 1917 г.

Господи Боже наш, великий Многомилостивый. Приими усердное моление и благо­дарение наше пред Тобою, прости вольные и невольные прегрешения наши, благослови венец наступающего лета отечества нашего Своею благодатию; укрепи, умудри и благос­лови Временное правительство Богохранимой Державы Российской и вложи в сердца всех граждан отечества нашего послушание благоверному Временному правительству России не токмо за страх, но и за совесть.

Да будет во всем великом братстве России еди­нение, любовь, мир и всепрощение. Во всех начинаниях и действиях благоверного пра­вительства Державы Российской приведи, Правосудие и Человеколюбче Господи, нашу родину к славе и благосостоянию. Подаждь и воинам страны Российской вкупе с воин­ством союзников наших победу над врагами, и да утвердится во всех народах земли мир и радость во славу имени Твоего — Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 10. Офиц. отдел. С. 270-271.

№ 76. Из обращения к духовенству епархии епископа Томского и Алтайского Анатолия (Каменского), депутата IV Государственной Думы

14 марта 1917 г.

Доходят до сведения моего слухи и известия, что в некоторых приходах епархии между прихожанами и духовенством выходят недоразумения на почве различных отно­шений к совершившемуся перевороту в нашем отечестве, точнее сказать от неодинакового понимания переживаемого момента.

Отцы и братия! Над нашей Родиной, ее судьбами свершилась воля Божия, святая, непре­ложная. Мы вступили на новую дорогу жизни. Старое правительство сменено новым. Хотя оно временное, но ему следует подчиняться и исполнять все его распоряжения, как постоянного.

Без правительства страна не может существовать. Без правительства страна будет ввергнута в анархию. В другое время некоторые несогласия в понимании переживаемого момента могли бы быть допустимы. Но ведь над нами, над нашей родиной нависла гроз­ная опасность. Враг стоит на границах нашей земли и грозит отторжением новых частей нашего Отечества и вечным порабощением России.

Теперь все усилия наши должны быть направлены к умиротворению страны, к поддер­жанию порядка и спокойствия, каких бы жертв это ни стоило. Духовенство всегда, во все трудные моменты нашей долголетней истории, своей любовью к Родине, своим самопожерт­вованием на пользу ее являлось добрым ее слугой. Пусть будет оно таким же и ныне. Исто­рия оценит его поведение, его личные жертвы, приносимые на алтарь Отечества.

В переживаемые дни ему необходимо возвышать свой голос с призывом к порядку и к спокойствию, к умиротворяющей и отрезвляющей молитве. Необходимо усилить в храмах проповедь с призывом к покаянию, к воздержанию, к трезвости. Но так учить, чтобы со сто­роны не слышались по адресу духовенства обвинения в агитационном настроении.

В настоящую минуту всякая страстность в речах неуместна.

Все недоразумения в приходах, возникающие сейчас между прихожанами и духовен­ством, если они будут обсуждаться страстно, только обострят отношения сторон...

Итак, приглашаю духовенство епархии подвигом добрым подвизаться, помогая Вре­менному Правительству в его трудном деле борьбы с внешним врагом и внутренними не­урядицами.

Бог да поможет нам тяготы времени понести с терпением и пользой для пасомых, Церкви и Отечества.

Томские епарх. ведомости. Томск, 1917. № 6-7. Часть офщ. С. 112.

№ 77. Обращение к пастырям и пастве архиепископа Херсонского и Одесского Назария (Кириллова)

Первая половина марта 1917 г.

Ничто [не совершается] без воли Божией, и то, что совершилось в Державе Российс­кой, есть воля Божия — святая и благая. В этой вере вознесем горячую молитву нашу Гос­поду Промыслителю, да благословит Он страну нашу миром, новому Правительству да поддат силу и разум одолеть супостатов и вывести Родину нашу на путь процветания культурного и благочестия христианского. «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» [1 Тим. 2, 2].

Херсонские епарх. ведомости. Одесса, 1917. № 5. Отдел офщ.

Вкладыш между С. 62 и 63.

№ 78. Из послания духовенству епархии архиепископа Донского и Новочеркас­ского Митрофана (Симашкевича)

Первая половина марта 1917 г.

По поводу последних грозных событий в Петрограде, отозвавшихся мощным эхом все­общего сочувствия и живейшей радости в дорогом отечестве нашем, почитаю своим пасты­рским долгом просить и молить со многим молением1 [2 Кор. 8, 4] духовенство вверенной мне Господом паствы Донской о единодушном с его стороны воздействии на пасомых — не омрачать светлое торжество освобождения Церкви отечественной и Державы Российской от векового над ними засилия своекорыстной власти нарушением общественного спокойствия и порядка, ни по каким поводам и никакими действиями, как истинно свободные о Христе, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий [1 Петр. 2, 16], тво-ряющие волю Божию от души [Еф. 6, 6], повинуясь за совесть вновь учрежденному Вре­менному Правительству Богохранимой Державы Российской и пребывая в строгом подчи­нении и нелицемерном послушании признаваемым от него властям2. Пастыри церкви Хрис­товой, приявшие, по Апостолу, от Бога великое служение примирения [2 Кор. 5,18], как бы­ли всегда в отечестве нашем, со времени просвещения его христианской верой, так и ныне в особенности должны быть для него истинными миротворцами, охраняющими и укрепля­ющими в пределах его добрым влиянием своим мир и любовь, спокойствие и порядок, яв­ляющиеся существенным залогом его благосостояния и благоденствия. ...При повелитель­ном требовании полнейшего среди нас единодушия для созидания нашей общественной и частной жизни на началах истинной христианской свободы, нарушители мира явились бы изменниками дорогой нашей родины, преступными союзниками угрожающего ей лютого врага3, работающими в его пользу, для его над нами торжества. Да не будет же этого! Да пос­рамится он, лукавый, в уповании своем на нашу разрозненность, на нестроение и смуту в дорогом отечестве нашем! Увещевайте, просите, молите, отцы духовные, вверенных ваше­му попечению людей достояния Божия, молите прилежно, со всяким долготерпением и уче­нием [2 Тим. 4, 2], по Христе молите, яко самому Богумолящу вами [2 Кор. 5,20], да наипа­че ныне чада ваши по духу возлюбят мир [Рим. 14, 19], и Бог мира будет с нами. С Богом убо, возлюбленные мои сопастыри-други, на великое дело и святое делание!

Донские епарх. ведомости. Новочеркасск, 1917. Приложение к№ 10. С. 1-11.

Здесь и далее выделено Митрофаном.
Так в тексте.
То есть Германии.

№ 79. Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтом­ского) «Нравственный смысл современных великих событий»

Первая половина марта 1917 г.

... .Я знаю, что совесть многих смущена, что многие души ждут ясных указаний то­го, вправе ли они отречься от прежнего строя. Не изменят ли они «присяге», признав но­вое правительство Государственной Думы? По этому поводу для успокоения смущенных совестей я и хочу сказать несколько слов.

Прежде всего должен сказать, что ни о какой «присяге» не может быть речи. Отре­чение от престола Николая II освобождает его бывших подданных от присяги ему. Но кроме того, всякий православный христианин должен помнить слова одного церковного песнопения, что «если ты клялся, но не о добре клялся, то лучше тебе нарушить клятву», чем сотворить зло (из службы на день Усекновения главы Иоанна Предтечи). Об этом я писал в «Размышлении на 9 февраля 1916 года», когда указывал на великий церковно-гражданский подвиг митрополита, святителя московского Филиппа1, в своей совести на­шедшего опору для обличения беззакония Грозного2. Итак, вопрос о присяге для смущен­ных и немощных совестей вполне отпадает.

Теперь хочу сказать о той трагической катастрофе, которая постигла только что отошедший в область истории режим. Как могло это случиться? Что за причина, что Бог попустил сему быть?

Мое мнение таково: это случилось потому, что режим правительства был в послед­нее время беспринципный, грешный, безнравственный. Самодержавие русских царей вы­родилось сначала в самовластие, а потом в явное своевластие, превосходившее все веро­ятия. ...Самодержавие не охраняло чистоты православия и народной совести, а держало св[ятую] Церковь на положении наемного слуги. Церковь обратилась сначала в ведом­ство православного исповедания, а потом просто в победоносцевское3 ведомство. Это доставляло тяжкую скорбь людям серьезным и верующим, а легкомысленным и скалозу­бам давало много пищи для издевательства над святостью Церкви.

Но за последние три года Церковь подверглась явному глумлению. Она была почти официально заменена разными пройдохами, ханжами, старцами-шантажистами и т. п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали. Этого мало: была сделана попытка ввести в иерархию лиц определенно предосудительного поведения.

И вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий. ...Освобо­дилась от гнета государства Христова соборная Церковь.

Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. № 5-6. Отдел неофиц. С. 138-139;
Нижегородский церк. -обществ, вестник. Н. -Новгород, 1917. № 10. С. 163;

Церковная правда. Симбирск, 1917. № 1. С. 2;
Петроградский листок. Пг., 1917. № 85. С. 2;
Астраханский вестник. Астрахань, 1917. № 63. С. 2.
Приложение к № 79

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий