Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

М.А. Бабкин

1.2. Из проповедей и посланий к пастве епископата, обращений духовных консисторий (продолжение)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году № 103. Из обращения к духовенству и мирянам епархии епископа Архангельс­кого и Холмогорского Нафанаила (Троицкого)

Март 1917 г.

В переживаемые нами ныне дни великих испытаний, когда все истинно любящие свою Родину и желающие ей скорой и окончательной победы над врагом тесно объединяются меж­ду собою в совершенном повиновении Предержащей власти, все мы должны в особенности блюсти себя в трезвости и воздержании, дабы ум и сознание наши всегда были ясными и свет­лыми, а воля наша — твердою и непреклонною, ибо ничто так не расслабляет воли человека, ничто так не разжигает в нем его животных страстей, как алкоголь и невоздержание...

Архангельские епарх. ведомости. Архангельск, 1917. № 6-7. Часть офиц. С. 70.

№ 104. Из воззвания к пастырям и пастве архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского)

Конец марта 1917 г.

Многие из вас смущаются ныне духом от быстрой смены событий, потрясших на­ше Отечество, и вы невольно обращаете к нам ваш вопрошающий взор. ...Без воли Бо-жией даже волос не может упасть с головы нашей; тем менее могут изменяться судьбы народов и царств. Волею и милостию Божиею царствуют цари, волею или попущением Божиим они и перестают царствовать, как это случилось ныне в нашем Отечестве. Мно­го разнообразных суждений мы слышим ныне по поводу этого события. Но там, где со­вершаются судьбы Божий, там должен смолкнуть суд человеческий.


По чувству христианской любви и всепрощения не будем озираться вспять с чувством раздражения и злобы. ...По долгу сынов своего Отечества, ради сохранения порядка в государстве, будем повиноваться Временному Правительству и молиться о ем, пока весь великий русский народ не соберется на Учредительное Собрание и не из­берет себе постоянного властителя по сердцу своему и, надеемся, по изволению и бла­гословению Божию. Тем, чья совесть не успела еще вполне примириться с т[ак] н[азы-ваемым] новым порядком, мы скажем, что государственная власть по своей природе есть Божественное учреждение, что анархия одинаково вредна как для общественной, так и для церковной жизни. Св[ятые] Апостолы оставили непререкаемый урок каждо­му из нас, когда словом и примером заповедовали первым христианам повиноваться да­же языческим правителям, если только последние не будут требовать от них чего-либо противного их христианской совести. Вместе с подчинением Правительству, будем по­виноваться любовию друг другу.

Кишиневские епарх. ведомости. Кишинев, 1917. № 13-14. Отдел офиц. С. 65-67.

№ 105. Из пасхального обращения1 к духовенству Холмской2 епархии еписко­па Вельского3 Серафима (Остроумова)4

2 апреля 1917 г.

... благодарю Бога, что мне удалось в настоящее исключительное время обновле­ния всей русской жизни начать дело объединения Холмщины, сплотить уроженцев и де­ятелей Холмщины во имя принципа «все для блага Холмщины и ее коренного населе­ния». Теперь из недр своих Холмщина уже шлет своих сынов на защиту своих прав, и ее сыны призываются теперь быть устроителями свободы и счастья своей родины. В их на­дежные руки мы и отдаем будущее Холмщины. Мы же будем там, где наша паства, где вся Холмщина. Наша задача лишь вносить христианские начала любви, свободы и брат­ства в народную деятельность, чтобы не было злобы, раздоров и нестроений и чтобы все было проникнуто одной христианской любовью. Холмщина в настоящий тяжелый мо­мент, — когда она вся рассеяна, распылена, страдает и мучается, — нуждается в этой люб­ви и, о, если бы мы могли отереть слезы нашего бедного, почти голодного, народа, стра­дающего в муках беженства.

Вся моя душа, вся моя любовь в этом отношении с Холмщиной, и если я могу быть чем-либо ей полезен, я всегда всего себя отдаю ей.

Христос воскресе, дорогая Холмщина! Я призываю благословение Воскресшего Спа­сителя на твою работу и работу тех, кому ты ныне вручаешь свою судьбу. Христос воскре­се, дорогие мне Холмские пастыри, соработники мои на Холмской ниве! Во имя Воскресше­го Спасителя объединяйтесь вы в работе на пользу вверенного вам Богом народа. Сохраним неугасимым свой светильник любви к родине, к ее святыням и народу нашему, сбережем живою душу Холмщины. На знамени победы Христа над смертию написаны слова: «все для блага человечества», так и на знамени вашей работы пусть будут написаны слова: «все для олага Холмщины и ее коренного населения». Да воскреснет Холмщина к новой жизни и пусть в обновленной России отселе ей будет имя не многострадальная Холмщина, как мы привыкли ее называть, а Воскресшая Холмщина.

Холмская церковная жизнь. М., 1917. № 5-6. С. 104-105; Холмский народный листок. М., 1917. №5-6. С. 23-24.

Пасха в 1917г. праздновалась 2 апреля.

В Холмскую епархию входили Люблинская и Седлецкая губернии Царства Польского.
В настоящее время г. Холм называется Хелм (Польша).

Город Вельск относился к Гродненской губернии.

В марте — апреле 1917г. викарий Холмской епархии епископ Вельский Серафим являлся уп­равляющим Холмской епархией. В связи с военными действиями он проживал в Москве.

№ 106. Из пасхального воззвания к пастве епископа Калужского и Боровского Феофана (Туликова)

2 апреля 1917 г.

... .Источник нашего воскресения — Христос, воссиявший из гроба, да оживит нача­ло нарождающейся новой жизни нашей и освятит ее печатью Духа Господня, в Котором истинная свобода [2 Кор. 3, 17].

Калужский церк. -обществ, вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 2.

№ 107. Из пасхального послания к духовенству епархии епископа Калужского и Боровского Феофана (Тулякова)

2 апреля 1917 г.

...С началом новой жизни нашего отечества увеличивается, делается более раз- . посторонней ваша деятельность. Составляя из себя воинство Христово, борющееся с человеческим грехом при посредстве богодарованных сил, все пастыри Церкви Пра­вославной не могут быть чужды участия в общественной жизни своих пасомых. Это участие должно быть особенно в настоящее время, когда в обновленной новым строем Российской державе призываются к строительству общественной и государственной жизни все, любящие свою родину, все, как свободные граждане отечества. Не касаясь политики1 в своей чисто церковной деятельности, в душеспасении, пастыри церкви, как граждане свободной страны, тесно связанные с ее жизнью, обязанные ей своим об­разованием и материальными условиями своего существования, должны с своей сторо­ны способствовать культурному прогрессу своих пасомых-сограждан, чтобы своим раз­витием граждане свободного отечества были достойны дара свободы и стали в уровень с гражданами просвещенных государств мира.

Калужский церк. -обществ, вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 4.

1 Выделено Феофаном.

№ 108. Из пасхального приветствия к духовенству и мирянам архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского)

2 апреля 1917 г.

Христос воскресе!

Дорогие пастыри и пасомые!

...Путем страданий и неисчислимых бед она1 быстро идет к своему возрождению и обновлению. Скоро, скоро засияет давно жданная и желанная свобода на великой русской Земле. Легко будет всем жить тогда. И соберутся под живительными лучами этой золо­той свободы все верные сыны св[ятой] Руси от моря и до моря в одну великую братскую семью. И не будет больше места заклятому врагу Славянства на нашей свободной земле.

Не будет больше он пить нашей крови. И будем свободны мы, будет свободен наш труд, будем есть свой кусок хлеба только мы и только дети наши.

Христос воскресе!

Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1917. № 13. С. 194-195.

1 Она — то есть Россия.

№ 109. Из проповеди епископа Александровского Михаила (Космодемьянского), викария Ставропольской епархии, священнослужителям и церковным старостам г. Ставрополя1 и сельских церквей 1-го благочиннического округа

4 апреля 1917 г.

... .Я не стану подробно останавливаться на таком, например, поразительном совпаде­нии, что выступлению династии Романовых на арену жизни Русского государства предше­ствовал Гришка Отрепьев2, тело которого было потом сожжено и прах его выстрелили из пушки; а свержению той же династии способствовал своим позорным фаворитством не ме­нее позорный другой Гришка — Распутин, тело которого тоже сожжено3. Согласитесь, одна­ко, что это не простое только случайное совпадение.

Но я остановлю ваше внимание на более глубоком сопоставлении. Разве, например, не глубокий смысл кроется в том сопоставлении, что восстание русской народной жизни из-под векового гнета самодержавного режима, придушившего всякую самость, свободу и творческую природу многомиллионного нашего народа, началось вместе с пробужде­нием природы от зимней долгой, беспробудной спячки, замертвившей все живое и пок­рывавшей белым мертвым саваном все — и отжившее, и еще крепкое, и даже цветущее, -с пробуждением к новой жизни, цветению, сиянию и красоте ее.

Вчера еще сами создатели новой, свободной народно-правовой русской жизни, ус­тои, столпы этой жизни: Родзянко, Львов, Керенский, Милюков и иже4 с ними сами не зна­ли, не смели думать, мечтать и гадать, что русская жизнь, русский народ может совершить такой небывалый в истории человечества скачок, а уже ныне этот скачок стал совершив­шимся фактом. Вчера была самодержавная монархия, а нынче уже и конституционная ма­ло кого устраивает.

Еще вчера только река была покрыта ледяным покровом, а уже нынче она вылилась из берегов, и ни в какие каналы и канавы ее не выведешь: неудержимым потоком залива­ет она поля и луга.

И в природе русской, и в жизни русской — государственной, политической, общест­венной, национальной, вероисповедной, правовой идет полное, всестороннее воскресе­ние человека навстречу ныне празднуемому нами Воскресению Христову, дарующему нам свободу духа и с нею живот5 вечный. Это ли не поразительное провиденциальное совпадение? Христос воскресе!

...Воскрес Христос — и пали рабские дьявольские цепи. Пал самодержавный строй, Деспотический режим — и рушились путы, которыми окована была вся жизнь человека от Утробы матери и до могильной гробовой доски.

И я, кажется, не преувеличу, если скажу, что никакая сторона народной правовой Русской жизни не была так опутана этими путами, как опутана и крепко-накрепко, на Узел, завязана была сторона религиозной жизни народа и ее отраслей — церковной и клировой. Цезарепапизм, то есть господство в церкви царской власти, или полное зависимое подчинение церкви государству, сказывался на всех сторонах церкви и охватывал круг всей ее жизни и деятельности. [...]

Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. №21. Отдел неофиц. С. 638-643.

Г. Ставрополь (Кавказский), губернский.
Отрепьев Григорий (Лжедмитрий I) — беглый монах Чудова монастыря. Самозванец, выдавал себя за сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия. Настоящее имя предположительно — Юрий Бог­ данович, в монашестве Григорий. После смерти царя Бориса Годунова в 1605 г., воспользовавшись государственной смутой, Лжедмитрий занял русский престол, венчавшись на царство. В мае 1606 г.,в результате дворцового переворота, он был убит.
В первых числах марта 1917 г. могила Г.Е. Распутина, находившаяся в Царском Селе, была вскрыта. Гроб с останками убитого был вывезен за город, прах Распутина был вынут из гроба и сож­жен. Сам же гроб зачинщики мероприятия предполагали расплавить (см., например: Слово и жизнь. Вятка, 1917. №22. С. 2).
Иже — которые.
Живот — жизнь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий