Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

М.А. Бабкин

1.2. Из проповедей и посланий к пастве епископата, обращений духовных консисторий (окончание)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году № 130. Из обращения к пастве архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына)

6 мая 1917 г.

Ясно ли для вас, братие, что счастье и благополучие нашего Отечества зависят от того, как мы [ис]пользуем наступившую благоприятную весну. С уверенностью можно сказать, что судьбы России, как свободного демократического Государства, зависят от то­го, сколько будет засеяно поля и какой мы соберем урожай. Это так ясно и так понятно.

...Итак, братие, нужно принять все меры к тому, чтобы землевладельцы могли предстоящей весной спокойно приступить к посеву своих полей в твердой уверенности, что они не понесут при этом никаких убытков от возможных насилий их собственности1. Верьте, братие, что земельный вопрос будет разрешен согласно воле народа в Учреди­тельном Собрании мирным законодательным путем. Поэтому всякого рода насилия зе­мельной собственности2 в то время, когда требуется всеобщее напряжение земледельчес­ких сил для победы над врагами, должны считаться изменой Родине...

Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. № 18. Отдел неофиц. С. 427-428.

Так в тексте. По-видимому, должно быть «над их собственностью».
Так в тексте. Вероятно, следует читать «над земельной собственностью».
Выделено архиепископом Алексием.

№ 131. Обращение к духовенству Московской епархии управляющего Москов­ской епархией епископа Дмитровского Иоасафа (Каллистова)

7 мая 1917 г.

Отцы и братие.

Наше дорогое отечество находится в великой опасности: злобный и могущественный враг, сильнейший всяких прежних врагов наших, скоро уже два года занимает, полностью или отчасти, 16 губерний нашего государства, опустошая их, расхищая естественные богат­ства, держа в жестоком рабстве более 27 миллионов населения России, в ближайшие же месяцы и, быть может, даже недели, готовит последний и страшный натиск на дальнейшие, лежащие к востоку, области нашей земли, угрожая северной столице, лелея коварный замы­сел нанести смертельный удар в самое сердце истерзанной России. Чтобы задержать гроз­ную лавину, надвигающуюся на нас с запада, многие миллионы наших доблестных воинов — цвет народа нашего — стоят на нашем тысячеверстном фронте, готовые грудью встретить и отразить ужасный вражеский напор. Наше Временное Правительство истощается в уси­лиях найти средства на содержание доблестного многочисленного воинства, на снабжение его орудиями, снарядами и всем необходимым для достижения победы. Содержание огром­ных армий, кораблей, снаряжение их необходимыми орудиями борьбы требует громадных, невообразимых в прежние времена, денежных средств: достаточно сказать, что ежедневно расходуется на это до 55 миллионов, а война продолжается уже более 1000 дней. Для изыс­кания новых средств Временное наше Правительство выпустило новый военный заем, под именем «Займа Свободы», и обращается к патриотизму всех верных сынов Родины ссудить государству свои деньги, у кого сколько имеется, чтобы продолжить войну до победного конца. Священный долг всех нас, беззаветно любящих свою родину, оказать всевозможное содействие успеху займа, — и прежде всего долг пастырей церкви. Русское духовенство, близкое народу по духу и жизни, в древние времена за одно с народом, часто во главе его отстаивало свободу и неприкосновенность родной земли. И ныне пастыри церкви, нераз­дельные с народом, должны неустанно напоминать народу, как опасно настоящее положе­ние и какими средствами опасность может быть устранена. Главное средство помочь Роди­не это дать государству деньги на одоление упорного беспощадного врага, потому что ина­че нам грозит ужаснейшее рабство. Посему я обращаюсь к духовенству Московской епар­хии, белому и монашествующему, с убедительною просьбою: 1) в соответствии с опреде­лением Св. Синода, напечатанным в № 2 Всероссийского Церковно-Общественного Вест­ника за текущий год1, разъяснять народу с церковной кафедры и путем частных бесед, при всяком удобном случае, великую государственную важность и необходимость «Займа Сво­боды» и обязанность каждого гражданина принять в нем посильное участие; 2) обращать в облигации «Займа Свободы» все наличные церковные, монастырские, благотворительные и иные суммы, а также личные свои сбережения, у кого они имеются; и 3) указывать нес­ведущим прихожанам легчайшие способы приобретения облигаций «Займа Свободы». При этом должно помнить и говорить, что всякая, даже незначительная сумма, одолженная го­сударству в такую исключительно трудную и опасную годину, будет жертвою благоприят­ною на алтарь отечества.

Московский церковный голос. М., 1917. № 2. С. 1-2.

1 Имеется в виду определение Св. синода № 1893 «О содействии со стороны духовного ве­домства успешному распространению «Займа Свободы 1917 года»» (см. документ № 13).

132. Из статьи начальника Российской духовной миссии в Пекине епископа Переславского Иннокентия (Фигуровского) «Печальное недоразумение»1

8 мая 1917 г.

Опять заговорили о [Поместном] Соборе. Сколько раз об нем твердили и твердят, а собрать не могут. Прежде цари не хотели, боялись, что у них отнимут неправильно зах­ваченную власть в Церкви. Что же и кто же мешает теперь? Неужели и новое правитель­ство боится Собора, свергнув царя, само думает господствовать над Церковью так, как прежние цари, насильно пленившие церковную власть. Но ведь объявлена свобода соб­раний не для одной же, нужно полагать, партии народной свободы. Если объявленная свобода — не обман, то следовало бы немедленно всем епископам Российской Церкви соб­раться вместе и обсудить дела церковные.

...Так как Российская Церковь по неисповедимым судьбам Божиим 200 лет находи­лась в пленении у русских царей, и епископы 200 лет не могли собираться на собор, то теперь, когда эта беззаконная власть Самим Богом, а вовсе не народом, низвергнута, епископы обязаны незамедлительно собраться на собор, а созвать их должен не кто иной, как старший из них, т[о] е[сть] Митрополит Киевский Владимир [Богоявленский]. Если бы Правительство, несмотря на объявленные им свободы, воспрепятствовало бы ему соз­вать епископов, то оно само по канонам церковным подлежит за это осуждению, о чем должно быть оповещено во всеобщее сведение2. Иначе Митрополит виновен в неиспол­нении своего долга пред Церковью.

...Пастырь не должен идти по течению [жизни] и приспособляться к обстоятель­ствам; его долг — благовременно и безвременно наставлять, обличать и запрещать всякого согрешающего, а наипаче обличать сильных мира сего, когда они отступают от истины. Но нам могут возразить, что, идя против течения, Церковь может лишиться материальной под­держки от государства. Здесь, по нашему убеждению, и скрывается корень всякого зла в церковной жизни. Именно по соображениям чисто материального расчета русское духовен­ство из пастырей сделалось наемниками, из пророков — льстецами и из защитников угнета­емых — угнетателями. Пора же наконец духовенству придти в разум и сбросить с себя раб­ское иго. Неужели двухсотлетнее рабство ничему нас не научило? пора, кажется, понять, что не в интересах правительства обеспечивать Церковь, которая учреждена Богом, чтобы контролировать его деятельность. Оно лишь терпит духовенство, пока чувствует за ним си­лу и пока духовенство послушно приспособляется к его политике. Но нельзя же вечно, по­добно хамелеону, менять свой цвет. Ведь может случиться, что духовенство, покорное вся­кому правительству, неожиданно для себя из прислужников [Г.Е.] Львова3, [Н.С.] Чхеидзе4 и Ко[мпании] окажется слугами [В.И.] Ленина5 и самого антихриста. Нет, если духовенство желает быть свободным, оно должно навсегда отказаться от казенного пайка и перейти на свое содержание. Путь к этому указан Самим Богом. Нигде в Слове Божием и в Священном Писании не говорится, чтобы Церковь субсидировалась от государства и духовенство по­лучало от него свое содержание. Но Верховный Законоположник [И. Христос] определил десятину отдавать Церкви, то есть возвращать Богу десятую часть из всего, что член Церк­ви по милости Божией приобретает из дарованных Богом земных благ. И Христос, придя на землю, утвердил этот закон на вечные времена, заповедав нам воздавать кесарево кеса­рю, а Божие Богу, т[о] е[сть] десятину вносить на Церковь и платить подати государству. Взимать с своих членов десятину — неотъемлемое, Богом дарованное Церкви право, и этой десятины вполне достаточно для безбедного существования служащих алтарю и для всяко­го рода дел благотворительности. Основывая Свою Церковь на земле, Христос не мог ос­тавить ее без средств к существованию, поэтому и определил ей десятину. Такой порядок материального обеспечения Церкви должен быть неизменным на вечные времена, и его нельзя нарушать безнаказанно, иначе мы рискуем вместо алтаря очутиться в лакейской и из слуг Христовых превратиться в слуг антихриста. Только лукавый, чтобы держать нас в сво­ей власти, внушает ложный страх, что якобы наш народ никогда не согласится добровольно исполнять закон Христов о десятине. Нет, если он увидит, что его пастыри действительно кормители нищих, отцы вдов и сирот, защитники угнетаемых, поборники правды, обличи­тели всякой неправды, Распутинской ли то или Ленинской, — то он не только десятину, но, подобно евангельской вдовице, вложит все свое достояние в корвану6 церковную. Тот же народ, который теперь собирается безбожно грабить Церковь, отдаст за нее свою душу. И это вовсе не социалистическая утопия. О реальном осуществлении сего идеала мы читаем в Деяниях Апостольских7, когда у множества уверовавших было едино сердце и душа еди­на, и никто из имения своего не называл своим, но все было у них общее. И на нашей па­мяти народ православный нес свои достатки со всех концов России и Сибири к стопам о[тца] Иоанна Кронштадтского8. Уж если китайцы нередко жертвуют всем своим состоя­нием на доброе дело, то как можно сомневаться в добром сердце нашего православного Русского народа.

Китайский благовестник. Пекин, 1917. Вып. 4. С. 4, 6-8.

Статья написана в Пекине.
Текст предложения приводится по источнику.
Львов Г.Е. — министр-председатель Временного правительства (см. о нем: Политические партии России. С. 327-328).                                                                                                      ··-'
Чхеидзе Н.С. — председатель Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских де­путатов (см. о нем: Там же. С. 689).
Ленин В.И. — руководитель Российской социал-демократической рабочей партии (больше­виков) (РСДРП(б)) (см. о нем: Там же. С. 309-312; 519-520).
Копилку, казну.
«Деяния святых Апостолов» — пятая по счету книга Священного Писания Нового Завета.
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) (1829—1908) — протоиерей, выдающийся всероссийский проповедник и духовный писатель. В 1989 г. причислен Русской православной цер­ковью к лику святых и праведных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий