Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

№ 180. Из постановлений Казанского экстренного епархиального съезда

1 мая 1917 г.

Об отношении к переживаемому историческому моменту:

I. а) Приветствовать состоявшийся по воле Божией и народной государственный переворот, выведший на путь свободного самоуправления и широкого развития не толь­ко Русское государство, но и Русскую православную Церковь, б) Вполне сознательно и искренно стать на сторону Временного правительства, имевшего мужество взять на свои плечи тяжелое и ответственное бремя правления государством в критическую ис­торическую минуту, в) Всячески поддерживать это Правительство от всяких посяга­ тельств на его власть со стороны крайних политических элементов, безразлично и справа и слева, направляющих государство к контрреволюции, к анархии, гражданской
войне и погибели.

II. К переживаемым событиям государственно-общественной жизни духовенство должно относиться прежде всего и главным образом с точки зрения пастырской и в этом именно духе влиять на свою паству. Должно теперь особенно усердно и горячо звать всех
к духовному обновлению по заветам Евангелия и Церкви Христовой, как основе оздоров­ления общественной жизни и наилучшей организации жизни политической. В частнос­ти, ввиду тревожного настроения в народе и проникновения в деревню проповеди анар­хизма, духовенство всемерно должно призывать народ к миру и любви, удерживая его отнасилия по отношению к кому бы то ни было. А чтобы слово пастырей было более действенно, необходимо пастырям как можно ближе подойти к народу и в своей пастыр­ской работе, безусловно с одинаковым вниманием относиться к богатым и бедным, к высокопоставленным и простым людям, не давая никакого предпочтения первым перед последними и не давая никому повода думать и говорить, что пастыри служат главным образом людям состоятельным, что они слуги буржуазии. Духовенство должно быть на­ родным, демократичным.

  1. Разбираясь в событиях текущей жизни, духовенство интересуется главным образом вопросами о Церкви и болеет ее нуждами и ее грядущей судьбой. Как бы ни установилось после Учредительного Собрания отношение между государством и цер­ковью, в форме ли такого или иного отделения Церкви от государства или в форме их союза, но Церкви должна быть предоставлена свобода внутренней жизни: Церковь должна быть совершенно независима, свободна от какого то ни было давления государ­ства в раскрытии своего вероучения и нравоучения и в устроении своей жизни на ка­нонических началах соборности.
  2. Что касается вопросов политических и общественных, то духовенство необ­ходимо должно и им уделять самое серьезное внимание, так как пастыри церкви яв­ляются в то же время и гражданами государства и так как они не могут не отвечать на обращаемые к ним запросы народа о событиях текущей жизни. При этом следует раз­личать деятельность пастыря осведомительную и руководительную. Как осведоми­тель, пастырь должен объяснять народу, почему и как произошло падение самодержавного строя и почему все мы должны не за страх, а за совесть повиноваться Вре­менному Правительству; какие существуют и возможны формы государственного строя (монархия и республика), каковы политические партии, действующие в России и агитирующие также в деревне, что такое Учредительное Собрание и как будут про­исходить выборы в него. При этом, говоря о формах государственного устройства, не­обходимо разъяснять народу, что для жизни государства и Церкви в государстве су­щественно важное значение имеет не только форма государственного устройства, но еще и те начала, какими руководится государственная власть в своей деятельности и, в частности, в отношении к Церкви: и в монархии, и в республике государственная власть может быть справедливой и несправедливой, христианской и антихристианс­кой. Поэтому, готовясь к Учредительному Собранию и избирая депутатов в него, не­обходимо принимать в расчет не только их чисто политическую программу, но и те морально-религиозные начала, какие они полагают в основу общественной и госуда­рственной жизни. Помимо осведомительной деятельности, пастырю церкви неизбеж­но приходится выступать и в качестве советника-руководителя в вопросах политичес­кой и общественной жизни, когда, напр[имер], его прямо спрашивают прихожане, к какой партии им следует примкнуть. В таких случаях пастырь должен быть весьма осторожен, чтобы политической партийностью не оттолкнуть от себя тех пасомых, которые держатся иных политических убеждений. Пастырь должен быть одинаково пастырем для всех своих пасомых и, как служитель церкви, должен быть вне всяких партий. Поэтому, рекомендуя ту или другую партию и ее программу, он не должен накладывать на эту рекомендацию церковнопастырского авторитета: такая рекомен­дация должна быть делом личного убеждения пастыря как гражданина. Без сомнения, в этом случае пастырь также должен ставить на первом плане интересы Церкви и на­рода, то есть рекомендовать такую партию и таких политических деятелей, которые в наибольшей мере благоприятствуют правильному развитию и процветанию жизни Церкви и народа1.

Журналы Казанского Экстренного Епархиального съезда //Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. № 19-20. С. 19-22;
Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. № 17-18. Неофиц. отдел. С. 237-238; Тобольские епарх. ведомости. Тобольск, 1917. №21. Отдел неофиц. С. 303; Нижегородский церк. -обществ, вестник. Н. -Новгород, 1917. № 18. С. 212.
В журнале заседаний съезда помета: «Резолюция утверждена архиепископом Казанским Иаковом 12 мая».

№ 181. Из постановлений Экстренного съезда духовенства и мирян Чернигов­ской епархии

1 мая 1917 г.

Об отношении духовенства к переживаемым событиям и сужде­ние о новом государственном строе:

1) По отношению к форме правления, наиболее желательной в России, съезд высказывается за демократическую республику.
2)   Главой республики (президентом) должно быть лицо, исповедующее Православную веру'.
3)  По вопросу об участии духовенства в общественно-политической жизни страны съезд постановил, что в этом вопросе духовенству предоставляется полная свобода, пос­кольку это не противоречит духу христианского православного учения.

Черниговское слово. Чернигов, 1917. № 3000. С. 2;

ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 584. Л. 65. Лист типографской печати газетного формата. Об отношении Церкви к Государству:
4) Признавая желательным, чтобы Церковь была неотделима от Государства и что­ бы Вера православная в Российском государстве была первая между равными, основной вопрос об отношении Церкви к Государству Съезд считает подлежащим компетенции бу­дущих Учредительного Собрания и Поместного Собора2.

ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 584. Л. 65. Лист типографской печати газетного формата.

В источнике сказано, что данный пункт резолюции вызвал среди делегатов «гром рукоплес­каний и бурное одобрение».
Управляющий Черниговской епархией викарный епископ Стародубский Пахомий (Кедров) утвердил 4-й пункт резолюции. Первые же три он представил «на благоусмотрение» Св. синода (Там же. Л. 67об.).

№ 182. Резолюции Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Астраханской епархии

2-10 мая 1917 г.

По политическим вопросам:

Так как учение И. Христа, возвещенное в Евангелии, не связывает себя с определенной формой государственного устройства, а устанавливает лишь высочайшую ценность богопо­добной человеческой личности, призываемой к союзу с Небесным Отцом чрез внешний со­юз верующих в ограде церкви, исповедающей общее для всех равенство и свободу на нача­лах единения и братолюбия, то для христианина-гражданина будет приемлемым всякое поли­тическое и социальное устройство человеческого общества, если в его основе лежит идея служения власти народным интересам, основанного на вере в Бога и стремлении к христиа­нской жизни во всех ее областях по евангельским началам братской любви и взаимопомощи.

По вопросу об участии духовенства в выборах в Учредительное Собрание:

Духовенство, являясь глашатаем христианской истины, не связывающей себя ни с какой определенной формой политического устройства, воздерживается от принятия какой-либо политической программы с обязательством следовать ее партийной дисциплине и свободно голосует при предстоящих выборах в Учредительное Собрание по велению своей совести. Что же касается пастырского руководственного влияния духовенства на народ, поскольку оно окажется нужным в этой области, то первой своей задачей пастыри должны поставлять дос­тижение такого единства взглядов у своей паствы, когда она, оставаясь свободной в выборе кандидатов в Учредительное Собрание, отдаст предпочтение тем из них, кто при демократи­ческих принципах явится лучшим выразителем живых христианских убеждений.

По вопросу о положении церкви в государстве:

Православная церковь в свободном русском государстве должна быть свободной от всякой светской власти в определении своего внутреннего строя, а в отношении к прави­тельственной власти — содействовать всем ее начинаниям на благо и процветание России. Так как православие является вероисповеданием большинства русских граждан (114 млн.),


то православная церковь должна быть в ряду прочих первой и иметь значение не частно­правового, а публично-правового установления, что и должно включить в основные зако­ны Государства Российского1.

Журналы Астраханского епархиального 40-го съезда духовенства и мирян. 2-10 мая 1917 г. //Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917 г.

Приложение к № 11. С. 14-16;

Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917. № 10. Отдел неофиц.

С. 282-283.

' В журнале заседаний съезда под данными постановлениями стоит резолюция епископа Аст­раханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского): «Утверждается».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий