Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

№ 183. Из резолюций Владивостокского епархиального съезда1

3 мая 1917 г.

Не предрешая образа правления в России, который должен быть установлен Учреди­тельным собранием, избранным от народа при посредстве всеобщего, равного, тайного и пря­мого голосования, Владивостокский епархиальный съезд все же выражает пожелание, чтобы будущая форма правления отвечала желаниям народа и была проникнута заветами Спасите­ля нашего Иисуса Христа о братстве, равенстве, свободе и любви. Съезд выражает свое пол­ное доверие Временному правительству, а также высказывает пожелание о скорейшем созы­ве Учредительного собрания, однако в зависимости от обстоятельств военного времени2. Владивостокские епарх. ведолюсти. Владивосток, 1917. № 10. Часть неофиц. С. 282;

Приамурье. Хабаровск, 1917. № 3150. С. 3.

На съезде присутствовало около 440 делегатов от духовенства и мирян. Данная резолюция принята почти единогласно: «против» — два голоса, то есть менее 0,5 % присутствовавших.

Практически дословно резолюция съезда процитирована в газете «Екатеринославская земская неделя» (Екатеринослав, 1917. № 63. С. 4).

№ 184. Из резолюций Полтавского епархиального съезда духовенства и мирян1

3-6 мая 1917 г.

Старый порядок был гибельный для церкви и государства, для народа и духовен­ства, он душил все живое и возврата к прежнему порядку не может быть никогда. Необ­ходимо добиваться учреждения в государстве демократической и федеративной респуб­лики. Духовенство и миряне торжественно свидетельствуют, что они с радостью встре­тили водворение нового государственного порядка на началах гражданской свободы, братства и равенства и считают совершенно недопустимым всякие выступления против нового строя со стороны отдельных членов духовенства, а также и других граждан.

Они призывают всех оказывать всеми способами самую деятельную поддержку Временному Правительству, беспрекословно исполнять его распоряжения, пока оно бережет интересы свободного народа, с готовностью доставлять провиант и содей­ствовать успеху займа свободы путем подписки и убеждения сограждан помещать сбе­режения в этом займе.

Вместе с тем Собрание протестует против давления на него разных партий, считая это явление гибельным для отечества, почему и считает необходимым принять меры к обузданию [В.И.] Ленина и его партии2, не останавливаясь и перед арестом.

Войну необходимо вести в ненарушимом согласии с союзниками, до достижения полной победы и получения гарантий прочного мира, т[о] е[сть] обеспечения свобод­ного выхода из Черного моря, восстановления на счет Германии разоренного имуще­ства мирных жителей и освобождения угнетенных народностей в целях самостоятель­ного их развития.

Священники должны в полном единении с прихожанами, в беседах увещевать при­хожан, объяснять им политические события и таким образом подготовить их к правиль­ному пониманию этих событий.

Необходимо обратиться от имени съезда к населению с воззванием об умиротво­рении страны.

Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. № 12. Часть неофщ. С. 952-953.

[О положении церкви в государстве:] В свободном государстве должна быть свободная Церковь, свободно устрояющая свою жизнь на началах соборности и выборности.

В государстве с 114-миллионным населением, исповедующим православную веру, [Православная] Церковь должна быть первою между всеми религиями в государстве.

Будущий глава государства должен быть природный православный христианин.

ВЦОВ. 1917. №27. С. 3.

На съезде присутствовало 420 человек. На его открытии присутствовал руководитель епархии
епископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров).
В тот период — РСДРП(б).

№ 185. Из резолюций Таврического епархиального съезда духовенства и мирян

Первая половина мая 1917 г.

0   взаимоотношении церкви и государства:

Съезд духовенства и мирян Таврической епархии радуется освобождению Церкви пра­вославной от светской власти и приветствует свободу церкви, не страшится отделения церк­ви от государства, признавая это отделение высшим и идеальнейшим выражением полной свободы Христовой церкви. Принимая же во внимание бытовые и национальные особеннос­ти русского народа, съезд не может с единодушной готовностью приветствовать отделение церкви от государства на началах готовых западных образцов.

В связи со сделанными депутатами съезда массовыми пожерт­вованиями в пользу государства':

Священники-депутаты Таврического епархиального съезда, движимые чувством го­рячего патриотизма, пожертвовали отечеству бывшие на них наперсные кресты с тем, чтобы эти кресты были сданы в государственное казначейство и перелиты в слитки, а из слитков, если правительство найдет возможным, были сделаны Георгиевские кресты для награждения воинов-героев. Что же касается вообще ношения наперсных крестов, то, признавая такие отличительным знаком священнического сана, съезд постановляет необ­ходимым уничтожение на крестах одних лишь инициалов имени царей2.

ВЦОВ. 1917. №48. С. 3.

1 Данная часть резолюции в источнике приводится в изложении.
2 До Февральской революции царские вензеля и инициалы ставились на оборотной стороне наперсных крестов в честь установления императорами в память своих коронаций наградных золотых

(Павлом I; 4 апреля 1797 г.) и серебряных, всеобщих для церковных пастырей (Николаем II; 14 мая 1896 г.) священнических крестов (Сказание о венчании на царство русских царей и императоров. /Сост. П.П.Пятницкий. М., 1896. С. 40-41, 108).

№ 186. Из резолюции Самарского епархиального съезда1

Не позднее 15 мая 1917 г.

Об отношении церкви и государства:

1)  Православная Церковь Христова не может быть отделена от Православного Рос­сийского государства, но в свободном Государстве должна быть совершенно свободна от всякого влияния на нее государственного Гражданского управления.

... .4) Государство обязано признавать нашу православную веру первой между равными перед Государством верою, как веру истинную2, тем более, что в Российском Государстве главное и наибольшее по количеству народонаселение православное.

5) Государство, допуская свободу вероисповеданий, обязано ограждать Православ­ ную Веру и Православную Церковь со всеми служителями и членами ее, как равно и дру­гие исповедания, от всякого насилия со стороны изуверства, иноверства, а также от кощун­
ства, богохульства и всякого иного изуверского поругания не только действием, но и сло­вом, а тем более словом печатным.

6) Государство обязано всемерно заботиться о воспитании православного на­ селения в духе православной Веры, а для этого оно обязано обеспечить православ­ное духовенство жалованием и пенсией на случай старости и потери трудоспособ­ности, имея при этом в виду установление обязательного бесплатного совершения духовенством церковных служб и обязательных треб; в общих учебных заведени­
ях, низших и средних, установить преподавание Закона Божия на одинаковых пра­вах с другими предметами и оплачивать труд законоучителей наравне с другими учителями3.

Самарские епарх. ведомости. Самара, 1917. № 9-10. Часть неофщ. С. 158-159.

Резолюция была принята подавляющим числом голосов: 95 против 20, при 1 воздержав­ шемся. В процентном соотношении: приблизительно 82 % — «за», 17 % — «против», около 1 % делегатов воздержалось.
Так в тексте.
В изложении резолюция приводится в ВЦОВ (1917. № 22. С. 4).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий