Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (продолжение)

№ 191. Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Курской епархии

16 мая 1917 г.

  1. Заслушав резолюцию Народного Совета1, содержащую обвинение духовенства в реакционности и в приверженности к старому строю, епархиальный съезд признал, что обвинение это основано на частных случаях, изобличающих отдельных лиц, но не все ду­
    ховенство Курской епархии, в рядах которого имеется немало лиц, пострадавших за свои политические убеждения от старой власти.
  2. Духовенство Курской епархии приветствует крушение царского самодержавного строя, основанного на произволе и насилии, и решительно заявляет свое убеждение, что лучшим государственным строем, действительно обеспечивающим свободу Церк­
    ви, а также свободу, права и равенство граждан, строем, наиболее соответствующим евангельскому закону любви и братства людей и народов, является, без сомнения, демок­ ратический республиканский строй.
  3. Духовенство Чрезвычайного Епархиального Съезда выражает глубокое сочув­ствие всем лицам духовного звания, пострадавшим за свои политические убеждения при старом строе.
  4. В деле устроения церковно-общественной, государственной, а также экономической жизни на новых началах православное духовенство должно идти одним путем с народом, то есть с трудовым населением, а не против него и поддерживать все его законные требования.
  5. В частности, по земельному вопросу Курское духовенство признает, что все земли го­сударственные, удельные, кабинетские, помещичьи, частновладельческие, монастырские и церковные должны быть изъяты из частного владения и перейти безвозмездно в пользование трудящегося населения. Условия перехода земель из частного владения в руки трудового насе­ления должны быть разработаны и определены Учредительным Собранием так, чтобы земель­ный переворот совершился возможно безболезненно, без общественных потрясений.
  6. Духовенство Чрезвычайного Епарх[иального] Съезда признает необходимым об­ратиться с соответствующим печатным воззванием к духовенству всей епархии, призвавго к самому энергичному служению новому строю.

Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. № 20-21. Часть неофии. С. 199-200;

ВЦОВ. 1917. Ns 39. С. 3.

...[8].О взаимоотношении Церкви и Государства: В свободном государстве должна быть свободная Церковь. Поэтому признать жела­тельным отделение Церкви от государства на началах свободы и самоопределения Церк­ви с тем, чтобы государство, признавая культурную ценность религии, не становилось во вражду с Церковью, а оказывало ей поддержку.

Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. № 20-21. Часть неофиц. С. 201. [9]. Выразить резкое порицание всем лицам, принимавшим активное участие в де­лах Союза русского народа2, и в особенности членам [курской] консистории [состоящим в этом Союзе], которые по своему служебному положению оказывали давление на подве­домственное духовенство, и без того обезличенное и обесправленное.

ВЦОВ. 1917. №25. С. 4.

По-видимому, речь идет или о Курском, или о Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.
Союз русского народа — массовая монархическая черносотенная организация. Основана в нояб­ре 1905 г. в качестве ответной реакции на революционное движение. Союз выступал за незыблемость самодержавия, за господствующее положение в империи Православной церкви, национальное единство и неделимость России, соблюдение частной собственности и др. В частности, в своей деятельности Союз
исходил из тезиса, что самодержавие в стране не отменено Манифестом от 17 октября 1905 г. После от­ деления в конце ноября 1911 г. из своего состава группы, сформировавшей Всероссийский дубровинский союз русского народа, оставшиеся члены смягчили свою политическую программу. Они признали необратимый характер изменений в государственном строе, произошедших после 1905 г. Выступая за ужесточение избирательного закона и ограничение прав Думы, они вместе с тем не поднимали вопрос о ее ликвидации. Союз русского народа прекратил свою деятельность в феврале 1917 г. и после отрече­ния Николая II распался (см. подробнее: Политические партии России. С. 576-579).

№ 192. Из постановлений Нижегородского епархиального съезда духовенства и мирян

15-18 мая 1917 г.

... .Мы не сторонники отжившего и тяжкого для Церкви старого строя. Мы приветству­ем Временное правительство и Св. Синод в их стремлении провести глубокие церковные ре­формы в целях оживления омертвелой поверхности Русской Православной Церкви.

[Съезд высказал одобрение] возвышенных лозунгов обновленного государственного строя.

РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. II отдел. Ш стол. Д. 43. Л. 32об. -33. Машинопись. Копия.

№ 193. Из постановлений Экстренного съезда духовенства и мирян Тульской епархии

15-18 мая 1917 г.

Об отношении к новому политическому строю: 1) Идя рука об руку с народом, Съезд высказывается за учреждение в России де­мократической республики, находя такую форму правления нисколько не противоре­чащей учению Православной Церкви и 2) признает нравственной обязанностью пас­тыря освещение политических вопросов с церковной кафедры с точки зрения заветов Христа1.

Тульские епарх. ведомости. Тула, 1917. № 21-22. Часть неофиц. С. 298.


й На страницах центрального церковного издания данная резолюция была опубликована в следующем изложении: «Ввиду выяснившегося стремления народа иметь демократическую республику, [Тульский] епархиальный съезд постановил, что он, идя рука об руку с народом, высказывается также за учреждение демократической республики, не находя тому противоре­чия в слове Божием; но вмешиваться в политически-партийную борьбу не рекомендовал, осо­бенно с церковной кафедры, откуда должно слышаться только чистое и истинное учение Христово, чуждое партийной борьбы и агитации» (ВЦОВ. 1917. № 42. С. 4).

№ 194. Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Харьковской епархии'

20 мая 1917 г.

Об отношении церкви к государству:

1) Русская православная Церковь должна быть свободной в ее внутреннем уст­ройстве и независимой ни от главы, ни от правительства государства, но, ввиду ее ис­торических заслуг в строительстве российского государства и преобладающего, свы­ше 70 процентов, православного русского населения, она не может быть отделена от государства. 2) Свободная русская православная Церковь в свободном русском госу­дарстве обязательно пользуется всеми правами установления публично-правового ха­рактера. 3) Свободная русская православная Церковь, не посягая на права других церквей и исповеданий, должна быть первой между равными, поэтому глава государ­ства, кто бы он ни был, должен быть православным.

ВЦОВ. 1917. №35. С. 3; Слово Церкви. М., 1917. № 23. С. 438.

[О пожертвовании серебряного колокола2:] Харьковский епархи­альный съезд единогласно постановил отправить на государственный Монетный двор серебряный колокол, находившийся на колокольне городского собора Харь­кова. Данный колокол, весивший более 40 пудов, был отлит на средства духовен­ства в память спасения Царской Семьи при катастрофе императорского поезда у ст[анции] Борок3. Выступавшие на съезде священнослужители указывали, что сбор денег на колокол был принудительным. Капитал, полученный от переплав­ки колокола, предполагалось пожертвовать на детей-сирот православных воинов Харьковской епархии.

Русские ведомости. М., 1917. № ПО. С. 3.

На съезде присутствовало 111 человек (Пастырь и паства. Харьков, 1917. № 13-14. Часть неофиц. с. 3).

В источнике приведена в изложении.

Катастрофа произошла 17 октября 1888 г. Глубоко потрясенный крушением поезда,
император Александр III записал в своем дневнике: «Страшная катастрофа на Курско-Харьковской
железной дороге у станции Борки. — Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. —
Страшный, печальный и радостный день. — 21 убитых и более 36 раненых!» (ГАРФ. Ф. 677.Оп. 1. Д. 284. Л. 11)/
Цит. по: С.Чепнев И.Н. С.Ю. Витте и железнодорожная тарифная реформа
8 марта 1889 года (К вопросу о балансе предпринимательских интересов и экономической политики)
// Отечественная история. 1998. № 5. С.26

Назад          Начало      Вперёд

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий