Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (Продолжение)

Приложение к № 14

Письмо председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову архиепис­копа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого)

Не ранее 15 апреля1, не позднее 5 мая 1917 г.

По поручению Св. Синода при сем имею честь представить ВРЕМЕННОМУ ПРА­ВИТЕЛЬСТВУ2 акт, составленный Св. Синодом 15-го Апреля сего 1917 года.

13-го Марта сего же года мною было препровождено к ВАМ, также для представления ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, постановление Св. Синода от 9/13 Марта3 1917 года о необходимости, не отменяя действующих порядков в корне, дать устройству Св. Синода ка­кие-либо прочные, всеми признаваемые и всем понятные, основания. Прежде всего — устра­нить давно уже всеми осужденный произвол в вызове присутствующих [членов] в Св. Синод. Т[о] е[сть] предварительно вызова необходимо избирать к присутствию в Св[ятейшем] Сино­де: архиереев — епархиальными архиереями, а лиц пресвитерского сана — духовенством.

Это (писал я тогда) даст Св. Синоду АВТОРИТЕТ в глазах всех без различия убеж­дений, а УПРАВЛЕНИЮ Российской Православной Церкви — необходимую устойчи­вость и каноничность.

И ныне, как и можно усмотреть из представленного мною при сем акта, взгляд всех членов зимней сессии Св[ятейшего] Синода /1916—1917 гг./ остается неизменным.

Призывая на Вас благословение Божие, имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и богомолец

[Архиепископ Новгородский Арсений]4.

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 100. Л. 1. Машинопись. Незаверенная копия; 2-й экземпляр.

1.Вероятно, письмо было отправлено буквально через один-два дня после 15 апреля.
2.Здесь и далее шрифтом и интервалами выделено архиепископом Арсением.
3.См. документ № 6 и приложение к нему.
4.Об одобрении заявленной в данном письме позиции архиепископа Арсения говорится в письме
епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) к новгородскому архипастырю (см. документ № 360).

№ 15. Определение Св. синода № 2458 «О восстановлении в священном сане священнослужителей, лишенных сана за политические убеждения»1

28 апреля 1917 г.

Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви имели суждение о восстановлении в священном сане священнослужителей, лишенных сана за политические убеждения. ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших суждений, Святейший Синод определяет: предоставить всем священнослужителям, которые были лишены свя­щенного сана за их политические убеждения, войти в Святейший Синод с ходатайством о пересмотре их дел и о восстановлении их в священном сане, о чем напечатать в «Цер­ковных ведомостях» и в «Церковно-общественном вестнике».

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. У стол. Д. 131. Л. 1, 3. Машинопись.

Два экземпляра копий; ЦВ. 1917. № 18-19. С. 117;
< align="right">Любимов Николай, протопресвитер. Указ. соч. С. 25, 2 7, 28.

1 Данное определение предварила серия постановлений новой власти о политической амнис­тии и о восстановлении в правах лишенных сана по духовному суду:


Полная амнистия по всем политическим и религиозным делам была объявлена 5 марта 1917 г. в декларации Временного правительства. На следующий день правительство выпустило соответствую­щий указ. Согласно ему, лица, осужденные за политические преступления (кроме измены Родине), под­лежали освобождению из мест заключения и восстановлению во всех своих прежних правах и сослов­ных состояниях. Спустя еще несколько дней, 15 марта, вышел и соответствующий приказ по армии и флоту. Им отменялось действие некоторых военных и военно-морских законов Российской империи, по которым следовало возбуждать уголовные дела за преступления, направленные к ниспровержению за­конного государственного строя. Согласно приказа, следовало «предать навсегда забвению» дела против военнослужащих — участников антимонархических событий 23 февраля—6 марта того года. Причем в приказе говорилось о тех проступках и преступлениях, которые были совершены по религиозным или политическим побуждениям, «за исключением побуждений изменнического свойства» (Вестник Вре­менного правительства. Пг., 1917. № 1 (46). С. 1; № 3 (49). С. 1; Русский инвалид. Пг., 1917. № 64. С. 1).

25 марта вышло постановление Временного правительства «Об отмене ограничений в правах бе­лого духовенства и монашествующих, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающих с себя духовный сан, а также лишенных сана по суду духовному». В нем, в частности, говорилось: «1. Свя­щеннослужители белого духовенства, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающие с себя духовный сан, а равно лишенные сана по суду духовному, по возвращении в гражданское состояние, сохраняют права состояния по происхождению, образованию, службе и пожалованию, ученые степени, полученные ими как до принятия священнослужительского сана, так и во время прохождения духовной службы, а равно и чины, полученные ими на государственной службе. 2. Монашествующие, с разреше­ния духовной власти сложившие с себя добровольно монашество и исключенные из монашества по су­ду духовному, при возвращении в гражданское состояние сохраняют права состояния по происхожде­нию, образованию, службе и пожалованию, ученые степени, полученные ими как до пострижения в мо­нашество, так и во время состояния в оном, а равно и чины, полученные ими на государственной служ­бе» (Вестник Временного правительства. Пг., 1917. № 18 (64). С. 1; ЦВ. 1917. № 9-15. С. 61).

№ 16. О политической позиции члена Св. синода, члена Государственной думы и профессора Петроградского университета протоиерея Александра Смирнова1

Опубликовано 26 апреля 1917 г.

Назначенный недавно2 членом [Святейшего] синода член Государственной] Думы прот[оиерей] А.В. Смирнов только что вернулся из поездки в Минск, куда он ездил по поруче­нию Исполнительного Комитета3 для бесед с духовенством.

Прот[оиерей] А.В. Смирнов вынес уверенность, что какого-нибудь реакционного движе­ния со стороны духовенства быть не может.

Новое время. Пг., 1917. № 14761. С. 4.

1.  В источнике приводится в изложении.
2.  14 апреля 1917г.
По всей видимости, по поручению Исполнительного комитета Государственной думы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий