Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (Продолжение)

№ 21. Определение Св. синода № 4443 «О прочтении в церквах особого послания Святейшего Синода»

12 июля 1917 г.

Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви имели суждение по вопросу об обращении к чадам Российской Православной Церкви граж­данам Державы Российской с особым посланием ввиду чрезвычайных обстоятельств переживаемого времени. ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших суждений Святейший Синод определяет: по поводу переживаемого тревожного времени обнародовать от имени Святейшего Синода особое послание, при сем прилагаемое, каковое послание прочесть во всех церквах в первый воскресный или праздничный день по получении сего текста; о чем напечатать в «Церковных Ведомостях», «Вестнике Временного Пра­вительства», «Всероссийском Церковно-Общественном Вестнике» и других периоди­ческих изданиях.

ЦБ. 1917. №30. С. 233.

№ 22. Из обращения Св. синода к народу («Чадам Всероссийской Православной Церкви и всем гражданам Российской Державы»)1

12 июля 1917 г.

Господи, благослови.

Тяжелые и беспримерно грозные дни переживает ныне наша дорогая Родина. Три года раздается плач по Руси и омрачается скорбью лицо земли нашей при виде крови, проливаемой лучшими в самоотвержении своем сынами ее и гражданами — защитниками Отечества, ее свя­тынь и достояния. Три года слышится стон России, которая, «простирая руки свои», со слеза­ми вопиет: «О, горе мне! Душа моя изнывает перед убийцами» [Иер. 4,31]. И этому стону, это­му горю отцов и матерей, жен и детей нашего доблестного воинства, казалось, не будет конца; в тумане несчастий, нависшем над страной, не виделось никакого просвета.

Но вот пробил час общественной свободы Руси. Вся страна, из конца в конец, единым сердцем и единой душой возликовала о новых светлых днях своей жизни, о новом, благоприятном для нее лете Господнем. И расцвела надежда на то, что Русь, сбросив с себя сковывавшие ее политические цепи, обратит всю мощь свою на осво­бождение свое от немецкого ига, и весь разум свой — на мирное внутреннее развитие и устроение государства и общего народного блага.

Однако, к глубокой скорби страны, не долго было суждено исстрадавшейся Родине жить этой надеждой. Вслед за свободой к нам проник новый злой враг и посеял на Руси пле­велы, которые не замедлили дать всходы, заглушающие ростки желанной свободы. Хище­ния, грабежи, разбои, насилия и обострившаяся партийная политическая борьба стали дос­тоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. И в результате, с од­ной стороны, — приостановка блестяще начатого наступления на врага2, с другой, вместо свободы — новое взаимное угнетение, вместо братства — охлаждение любви, упадок добрых, мирных, братских общественных отношений...3.

ЦБ. 1917. № 30. С. 231-233;
Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. Приложение к№ 3-4. С. 1;
Холмский народный листок. М., 1917. № 13-16. С. 73-75;
РГВИА. Ф. 2082. On. 1. Д. 1. Л. 125. Текст типографской печати.


1  Согласно определению Св. синода № 4443 от 12 июля 1917г., данное обращение подлежа­ло широкому обнародованию. Его надлежало прочитать со всех церковных амвонов в первый воск­ресный или праздничный день после получения текста. Кроме того, его предлагалось опубликовать в «Церковных ведомостях», «Вестнике Временного правительства», «Всероссийском церковнообщественном вестнике» и других периодических изданиях (ЦВ. 1917. № 30. С. 233).
2  18 июня 1917 г. российские войска перешли в наступление против австрийской армии.
Главный удар был сосредоточен на юго-западном фронте. Его целью было овладение столицей Галиции Львовом. Однако наступление было неудачным: в начале июля немецкими и австрийс­кими войсками оно было остановлено (Уткин А.И. Забытая трагедия. Россия в Первой мировой войне.
Смоленск, 2000. Изд. Русич. С. 375-377).
3  Характеристику действиям Св. синода в послефевральский период 1917 г., данную одним из иерархов РПЦ в октябре того же года, см. в приложении I к сему документу.

Приложение I к № 22

Из речи на Поместном соборе РПЦ 1917—1918 гг. епископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского)

11 октября 1917 г.

Припомните это недавнее время государственного переворота1, и как реагировала на него Церковь, и в каком положении она оказалась. Я не могу с подробностью останавливать­ся на этом событии, потому что я лицо, подчиненное Св[ятейшему] Синоду. [...] Воззвания Синода были бездушны, они не затрагивали жизненного церковного нерва и прошли незамет­ными, скользя лишь по поверхности русской церковной жизни. Мы видели, как внутри Церк­ви бушевали разрушительные силы, как они коверкали и уродовали русскую церковную жизнь. Видели и попытки Синода и отдельных членов Синода противостоять этим разруши­тельным силам. Но чаще случалось, что последние возобладали, и Синод шел следом за ни­ми и иногда, пытаясь ввести в русло церковную жизнь, своими разноречивыми постановле­ниями вносил еще больше разрухи.

Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг.

М., 1994. Т. 2. Деяние 24. С. 228-229.

1 Имеются в виду революционные события февраля—марта 1917г.

Приложение II к № 22

Из послания патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина) «О не­вмешательстве в политическую борьбу»

25 сентября (8 октября)1 1919 г.

Архипастырям и пастырям Церкви Российской.

... .Но мы2 с решительностью заявляем, что такие подозрения3 несправедливы: уста­новление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь от­носительное историческое значение.

... .Указывают4 на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветству­ют эту смену5 колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей

Из определений, указов и посланий Святейшего синода...

Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интере­сов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет сво­им служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием полити­ческих демонстраций...

Цит. по: Акты святейшего Тихона ... С. 163-164;

Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. / Сост. В.В. Виноградов, иеромонах Дамаскин (Орловский), священник Георгий Ореханов и дp. M., Памятники исторической мысли. 2000. С. 843-844.

1.  Ранее, 19 января (1 февраля) 1918 г., патриарх Тихон издавал указ («Предписание») духове­нству о невмешательстве в политику. Упоминание об этом см.: Акты святейшего Тихона... С. 82.
2.  Мы — то есть патриарх Тихон.
3.  В послании речь идет, в частности, о имевших место подозрениях Советской властью духо­венства РПЦ «в скрытой контрреволюции, направленной к ниспровержению Советского строя».
4.  Граждане, паства, власти указывают духовенству на то, что ... (смысловая экстраполяция составителя).
5.  Из содержания послания не ясно, о какой конкретно смене идет речь. По-видимому, — о пе­ремене государственной власти, произошедшей или в феврале-марте, или в октябре 1917 года. Воз­можно, речь идет и о смене властей на региональном уровне, неоднократно происходившей в период Гражданской войны в различных местностях России.

Назад                          Вперёд

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий