Румынская Православная Церковь в XIX в

Румынская Православная Церковь Вопрос о независимости Румынской Церкви от Константинопольской Патриархии был поднят уже в начале XIX в. молдавским митрополитом Вениамином Костаки (1803—1808). В этот период Турция руками господарей-фанариотов, используя зависмость румынских христиан от Вселенской патриархии, пыталась контролировать политические процессы на территории Валашских господарств и воспрепятствовать начавшемуся там национальному пробуждению.

Митрополит Вениамин Костаки

В 1804 году Вениамин Костаки учредил недалеко от г. Яссы Духовную Семинарию, в которой преподавание велось на румынском языке. Митрополит заботился об издании богослужебной и назидательной литературы на родном языке, активно проповедовал Слово Божие и проводил идею о независимости Румынской Церкви и Валашских господарств.

Когда в 1808 году Молдавия и Валахия были заняты русскими войсками Святейший Синод Русской Православной Церкви временно присоединил румынские епархии к Русской Церкви (или по другой версии предоставил им независимость). «Экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии» стал румын по национальности находившийся к тому времени на покое бывший Киевский митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони). Свое правление он начал с ряда реформ, направленных на реорганизацию жизни Румынской Церкви. Гавриил установил для лиц, стремящихся к священству, определенный образовательный ценз и преобразовал построенную его предшественником Семинарию по образцу русских духовных школ (с преподаванием в ней русского языка). Все эти действия имели своей конечной целью поднятие авторитета духовенства и параллельно должны были сблизить Румынскую и Русскую Православные Церкви.

В 1812 году Молдавское и Валашское господарства вновь попали в зависимость от Османской империи, что повлекло за собой и подчинение Румынских епархий Константинопольскому патриархату.

Греческое восстание 1821 года (начало которому положило вооруженное выступление князя Александра Ипсилантиса на территории Дунайских княжеств) привело к вторжению в Румынию османских войск и вооруженным столкновениям на ее территории. После подавления сопротивления на территории Валахии и Молдавии, султан отменил практику назначения фанариотов валашскими и молдавскими господарями и восстановил для румын право самостоятельного избрания правителей из своей среды.

В этот период большое влияние обрели румынские носители идеологии Просвещения. Речь идет о представителях румынской эмиграции (как правило, получавших образование за границей детях дворян), соприкоснувшихся на Западе с достижениями «цивилизованной Европы», что привело их к переоценке ценностей и негативному отношению не только к грекам-фанариотам, но и к церковной традиции и Православию («фанариотской религии») как таковым. В этой либерально-мыслящей среде возникла мысль о том, что Румыния – это «осколок Запада», а румыны – потомки древних римлян. Все большей популярностью среди молодежи стали пользоватьсяь католицизм и протестантизм.

Объектом ненависти стали не только греки, но и много сделавшая в этот период для Румынии Россия.Явилось «подозрение у крайних националистов, что Россия питает тайное намерение окончательно поглотить Румынию и превратить ее в свою губернию, совершенно упуская из виду, что сама Россия заботилась об основании у них народных школ, театра, дала Румынии органический Статут 1831 года, составленный в смысле сохранения румынской народности».

Александр Куза

Движение против Православной Церкви вскоре нашло поддержку и на правительственом уровне. В 1859 г. игемоном Валахии и Молдавии стал Александр Куза – личность, оказавшая переломное влияние на ход истории Румынской Церкви и Государства. Одним из первых шагов Кузы стала полная реорганизация Церкви в соответствии с протестантскими образцами. Он предринял конфискацию всех монастырских землевладений (в том числе и земель «посвященных» афонским монастырям и принадлежавших Восточным патриархатам)1, закрыл церковные типографии, ввел институт гражданского брака. Объявлении Кузы в 1861 году господарем Румынии (объединившей Молдавию и Валахию) только разожгло его реформаторский пыл. В 1864 он рядом законодательных актов провозгласил независимость Румынской Церкви от всякой другой Поместной Православной Церкви. Возглавить ее должен был «Генеральный Национальный Синод» митрополитов, епархиальных архиереев, трех мирян и священников – представителей от каждой епархии. Было установлено, что Синод должен собираться каждые два года под председательством митрополита «примаса Румынии». При этом он фактически был лишен права вынесения важных решений, так как во всем был подчинен светской власти. Еще один закон Кузы «Об епископах», устанавливал, что они должны назначаться господарем по представлению министра по делам религий. Также в Православие начали систематически вводиться западные элементы: распространялся григорианский календарь, допускалось за богослужением звучание органа и пение Символа веры с Филиокве, широкая свобода предоставлялась протестантским и католическим миссионерам.

В 1864 году был издан закон, по которому монахами можно было становиться лишь пресвитерам, окончившим Духовную Семинарию, или тем, кто даст обязательство посвятить свою жизнь уходу за больными. Был определен и минимальный возраст для принятия иночества: для мужчин — 60 лет, для женщин — 50. Отменен был институт послушничества.

Эта анти-каноническая церковно-управленческая реформа не могла оставить равнодушным Вселенский патриархат. Константинопольский патриарх Софроний созвал Синод, осудивший действия румынского господаря. В официальном заявлении Святейшего Синода Русской Православной Церкви (к которому с просьбой дать оценку состоявшимся событиям обратился патриарх Софроний) говорилось, что учреждение «генерального» румынского Синода «превышает меру светской власти и требует рассуждения и утверждения высшего в Церкви Собора, и в особенности Патриарха, к области которого принадлежит Церковь, учреждающая новый Синод». Положение, что «в Синоде председательствует во имя господаря Румынский митрополит», признавлось антиканоническим и антиевангельским. Назначение епископов одной светской властью, без избрания церковного, также признавалось антиканоническим.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий