Русская Православная Церковь в 1958—1964 годах

16 марта 1961 г. Совет Министров СССР принял закрытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». К обеспечению контроля над ними в обязательном порядке привлекались местные органы власти. При райисполкомах, поселковых и сельских советах создавались комиссии содействия по наблюдению за выполнением законодательства о культах, а их деятельность сводилась к слежке, доносам и вмешательству по внутрицерковную жизнь. Было разрешено закрывать молитвенные здания по решениям областных и краевых исполкомов, что ускорило процедуру ликвидации храмов. В 1961 г. было снято с регистрации 1390 православных общин, в 1962г. — еще 1585. Все священнослужители и церковнослужители, а не только приходское духовенство, как ранее, облагались новым подоходным налогом. Предусматривалось ограничение колокольного звона. На несколько десятилетий замолчали колокола почти всех храмов страны.

В апреле — мае 1961 г. патриарх направил в правительство несколько писем с просьбой пересмотреть религиозную политику государства. И эти письма, и многочисленные ходатайства патриарха Алексия об организации его встречи с Хрущевым остались без внимания. 31 марта Куроедов заявил руководству патриархии о необходимости церковной реформы. Суть ее заключалась в отстранении священнослужителей, от руководства приходами. Роль главы общины переходила от настоятеля к исполнительному органу — приходскому совету, которому передавалась финансово-хозяйственная деятельность. Разрушалось традиционное управление церковью, ее организация юридически расчленялась, священнослужители отделялись от приходской жизни и должны были наниматься общиной по договору для исполнения религиозных потребностей. Духовенство не допускалось на собрание, избравшее церковный совет, куда власти вводили своих людей. Фактическими руководителями приходской жизни становились старосты, назначавшиеся райисполкомами. Без их согласия священник или епископ не могли принять на работу или уволить даже уборщицу. Юридический статус архиереев и патриарха вообще никак не оговаривался, и в правовом отношении их как бы не существовало; они не имели никакой законной формы связи с приходской жизнью. Так церковный народ пытались отделить от пастырей.

В июле 1961 г. в Ленинградской епархии власти сократили духовенство почти на 40% и изгнали бескомпромиссных. Митрополит Гурий не издал ни одного указа, но через церковные советы удалось уволить 29 из 60 намеченных священнослужителей. В Ленинграде митрополит не мог служить без особого на каждый раз разрешения уполномоченного. Духовенство не имело права проповедовать без предварительного просмотра текста проповедей. Духовенство лишили права выезжать в соседние населенные пункты и отправлять требы в домах граждан. Запрещалось посещать квартиры мирян под любым предлогом, кроме тяжелой болезни. Широкое распространение получила «индивидуальная работа» с верующими, напоминавшая практику конца 1930-х годов. Комсомольские, партийные, профсоюзные организации, отделения общества «Знание» назначали своих членов персональными проповедниками атеизма к лично известным им верующим. Если методы убеждения не помогали, привлекалось внимание коллективов, и факты «религиозной отсталости» обсуждались на собраниях. Далее следовали административные санкции, означавшие понижение в должности или исключение из института. Встречались даже случаи физических наказаний верующих учеников их учителями в школе " 14 .

Продолжалась ликвидация монастырей. РПЦ оплакивала потерю Киево- Печерской лавры — колыбели христианства на Руси. Власти же расценили ее закрытие как важную победу. Отличившийся в этой акции местный партработник И. И. Бражник был взят в отдел пропаганды ЦК КПСС на должность инструктора, курировавшего религиозные вопросы. Для выполнения постановления Совета Министров УССР от 16 июня 1961 г. о закрытии Глинской пустыни выделили 250 милиционеров, дружинников, сотрудников КГБ, партийных активистов и 23 автомашины. Специальные группы полностью изолировали усадьбу монастыря и ввели дополнительные посты с задачей не пропускать туда посторонних. Но и в этих условиях верующим и монахам иногда удавалось отстоять обители.

Подлинное сражение развернулось за Почаевскую лавру. 19 июня 1963 г. милиционеры устроили избиение паломников и отобрали у них паспорта, монахов сажали в тюрьму, включая настоятеля архимандрита Севастиана; одного послушника замучили насмерть, но десятки иноков проявляли невероятное упорство. Иеромонах Аркадий (Копылов) писал патриарху: «Пусть что хотят, то и делают, я с Лавры не пойду и под видом расстрела». Патриарх реально помочь ничем не смог. Определенную роль сыграл ряд заявлений защитников лавры руководителям страны и в различные международные организации. На Западе стали известны их обращения к Хрущеву и Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко. Оборона монастыря стала приобретать международную известность. В ноябре 1963 г. председатель КГБ В. Е. Семичастный извещал ЦК КПСС, что во Всемирный совет церквей и ООН поступила жалоба монахов Почаевской лавры на гонения от органов власти с просьбой обсудить этот вопрос перед мировой общественностью 15 . И лавра выстояла. Удалось сохранить также намеченные к закрытию Псковско-Печерский и Пюхтицкий монастыри.

Нараставшее антирелигиозное наступление вызвало определенный кризис внутри РПЦ. До начала 1960-х гг. ее члены, не согласные с политикой руководства патриархии, не проявляли себя открыто. Теперь появились священнослужители и миряне, которые пытались самостоятельно бороться с «государственным атеизмом». 9 июня 1961 г. патриарх Алексий заявил членам Совета по делам РПЦ, «что на него плохо смотрят верующие и духовенство, считают, что патриарх потерял своим бездействием авторитет в глазах верующих и духовенства и не пользуется уважением в глазах светских властей, правительства, которое не хочет его принять». А спустя месяц патриарху было направлено письмо, подписанное «Инициативной группой верующих по спасению Русской православной церкви от ее физического истребления», с призывом поднять голос протеста: «Мы собрали многочисленный материал об уже закрытых храмах, монастырях и духовных школах. Нами зафиксированы все фактические подробности и мельчайшие данные о „механизме“ этих насильственных закрытий... И если вы, Святейший Владыко, бессильно оградить церковь нашу от уничтожения, то мы вынуждены будем передать все эти фактические данные... на форум в ООН» 16 . Сложилась группа «церковных диссидентов»: священники С. Желудков, Д. Дудко, Г. Якунин и др., миряне Б. Талантов, Л. Регельсон, А. Левитин, В. Шавров и др. На первом этапе «религиозного диссидентства» (примерно до 1967 г.) они действовали в основном в рамках Московской патриархии.

Одной из форм сопротивления атеистическим властям было катакомбное движение, иначе Истинно-православная церковь (ИПЦ). Значительно сократившись численно в первое послевоенное десятилетие, это движение вновь начало расти с середины 1950-х годов. Из лагерей были выпущены сотни его участников. Доклады КГБ, партийных и государственных органов запестрели сведениями о нелегальной деятельности истинно-православных. В Карагандинской области с 1956 г. до их разгрома в сентябре 1960 г. действовали группы катакомбников в пяти рабочих поселках, городах Темиртау и Караганде, объединившие свыше 250 человек. Они были связаны с подпольем ИПЦ в Тамбовской, Харьковской, Горьковской областях. Освобожденные в 1956 г. монахи Тянь-Шаньского монастыря основали новый в одном из кавказских ущелий. Между патриаршей церковью и ИПЦ не было непроходимой пропасти. Основная масса катакомбников не отрицала законности официальной иерархии и считала опасным полностью отрываться от нее.

В начале 60-х годов катакомбное движение получило новый импульс. Когда тысячи священников остались без мест и регистрации, большинство их продолжало обслуживать духовные нужды верующих тайно от гражданских властей. Так, схимитрополит Геннадий (Секач), от которого пошла наиболее многочисленная катакомбная иерархия, был до 1962 г. патриаршим священником, но, изгнанный с прихода, стал служить нелегально. В 1959—1960 гг. в женский специальный лагерь строгого режима в Мордовии отправили около 300 мирянок и монахинь за участие в жизни ИПЦ. Но вплоть до 1964 г. некоторые иерархи, митрополиты Никодим (Ротов), Иоанн (Вендланд), Леонид (Поляков) и др., опасаясь, что видимую церковь полностью уничтожат, рукополагали значительное количество тайных священников для катакомб 17 .

Власти шли по пути усиления административного нажима. В 1961- 1964 годы было осуждено по религиозным мотивам 1234 человека. Многих отправили в лагеря, ссылки и на поселение. Крупная административная акция была проведена по всей стране в конце 1961 г.: единовременный учет религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находившегося в пользовании религиозных организаций. Уполномоченным предлагалось не выдавать религиозным обществам разрешений на строительство или приобретение каких-либо строений и транспортных средств. У приходов и епархиальных управлений была изъята большая часть машин, хозяйственных построек и жилых домов. Священники нередко выселялись прямо на улицу. Весной 1962 г. все православное духовенство перевели на твердые оклады. Получавших плату непосредственно от верующих снимали с регистрации. С июля была также введена регистрация 5379 учтенных штатных псаломщиков. Приходские советы очищались от членов клира, молодежи и «религиозных фанатиков». Был сокращен круг лиц, работавших в религиозных организациях, на которых распространялись трудовое законодательство и права членов профсоюзов; введена рабочая неделя со скользящим выходным днем, лишившая верующих возможности присутствовать на воскресных богослужениях. Так, в 1962 г. выходной день с пасхального воскресенья 29 апреля перенесли на понедельник.

К лету 1962 г. ввели жесткий контроль над совершением треб — крещений, венчаний, отпеваний. Все они заносились в особые книги с указанием фамилий, паспортных данных и адресов участников. Для крещения ребенка требовалось обязательное присутствие обоих родителей и письменные заявления, выдавались квитанции. В некоторых областях вводили регистрацию проскомидных записок и причащений. Резко усилился налоговый контроль. Деньги за требы стали поступать исполнительным органам, которые сдавали «излишки» в фонд Мира. Информация об участии в церковных обрядах передавалась официальным лицам и служила причиной преследований по месту работы или учебы. Например, в июне 1963 г. на Всесоюзном совещании в Совете по делам РПЦ уполномоченный по Ростовской области сообщал: «При проверке данных о лицах, совершающих обряды, есть возможность точно определить, кто именно совершал их. Так, Батайский горисполком в 1963 г. выявил, что своих детей окрестили 11 коммунистов. Семь из них обком КПСС исключил из рядов КПСС. Характерно, что 4 человека вначале отрицали, что они давали согласие на крещение; но были уличены подписями на заявлениях, сохранившихся в делах церкви». Многие врачи, инженеры, студенты прекратили ходить в храмы. Люди старались договориться со знакомым священником, которому доверяли и который не станет регистрировать их обращения. Теперь появилась возможность выявлять таких «нелояльных» представителей духовенства и изгонять их из приходов.

6 июля 1962 г. были приняты постановления ЦК КПСС, адресованные руководству Минского и Куйбышевского обкомов партии, с призывом к ответу за недостаточно активную антицерковную работу. Основной акцент был сделан на прекращении распространения религиозных идей среди детей и молодежи. На XIV съезде ВЛКСМ (апрель 1962 г.) было заявлено, что «свобода совести не распространяется на детей, и ни один родитель не имеет право калечить свое дитя духовно». Главный печатный орган юристов СССР «Советское право» подвел законные основания: родители могут быть лишены прав на своих детей государством, так как они государством и дарованы. Матерей начали вызывать в школу или милицию и предлагать им, под угрозой принудительной передачи детей в интернат, прекратить посещение храма. Угрозы эти исполнялись. Практически повсеместно были предприняты попытки не пускать в церкви, в том числе с помощью дружинников и милиции, детей от 4 до 18 лет. Минского митрополита удалось «убедить» издать соответствующие указы духовенству. Верующие ответили массовым сопротивлением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий