Русская Православная Церковь в 1958—1964 годах

Своеобразный аспект антирелигиозной кампании обнаружился в феврале 1962 г. на Всесоюзной конференции по научно-атеистической пропаганде. На ней господствовало мнение, что «религиозные обычаи и традиции следует вытеснить новыми праздниками и ритуалами для удовлетворения эстетических и эмоциональных потребностей верующих». 25 августа 1962 г. соответствующее решение приняло бюро ЦК КПСС по РСФСР. Это означало возрождение среди советских атеистов уже забытых идей богостроительства 20- х годов. В печати начали появляться предложения о введении псевдорелигиозных ритуалов, которые при помощи определенных символов устанавливали бы мистическую связь людей с коммунистическим обществом будущего. Заявлялось, что будут построены специальные храмы с символическими украшениями, прославляющими коммунизм как высшее достижение человеческого ума. Вводились торжественные ритуалы гражданского бракосочетания, регистрации рождения ребенка и вручения паспортов подросткам, гражданские панихиды. Однако они не получили распространения по всему СССР. Их постигла участь ряда других общественных начинаний — превращение в серые, казенные и скучные мероприятия 18 .

К осени 1962 г. столкновения местных властей с духовенством и верующими достигли особенного ожесточения. С января 1960 г. сеть церквей сократилась более чем на 30%, монастырей — почти в 2,5 раза. Наметился рост письменных заявлений по фактам грубого администрирования. В 1961 г. таких протестов было 1540, за 9 месяцев 1962 г. — 2660; уполномоченных Совета по делам РПЦ лично посетили 2162 жалобщика. Кое-где дело дошло до боевых действий. В г. Клинцы Брянской обл. тысячная толпа помешала снять кресты с недавно закрытой церкви; пришлось вызывать наряд милиции, 200 дружинников и подразделения воинской части, вооруженной автоматами. В одном из сел Херсонской обл. верующие выставили пикеты и более года не допускали к закрытой в приказном порядке церкви представителей властей. В Киеве прихожане одного храма две недели держали оборону, не позволяя вывезти церковное имущество. Совет отмечал, что в последнее время патриарх, отдельные епископы, священники обращались с заявлениями о грубом произволе, и предлагал обратить внимание местных властей на недопустимость администрирования.

К весне 1963 г. самостоятельная роль Совета по делам РПЦ значительно выросла, он стал постепенно выходить из-под прямого влияния КГБ, среди уполномоченных лишь единицы являлись теперь офицерами госбезопасности. А антирелигиозная волна временно пошла на спад. 8 ноября 1962 г. появился указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении патриарха Алексия к 85-летию четвертым орденом Трудового Красного Знамени. Власти были заинтересованы в широком участии РПЦ в экуменическом движении. Даже КГБ получал выгоду от активизации Московской патриархии на международной арене, проводя через ее структуры свои интересы и людей. Многие внешнеполитические, контрпропагандистские акции было удобнее вести руками церкви. Старая политическая борьба с Ватиканом при использовании патриархии приобретала характер межцерковных разногласий. 30 марта 1961 г. Священный Синод одобрил вхождение Московской патриархии в ВСЦ. 18 июля Архиерейский Собор утвердил это решение.

В ноябре- декабре 1961 г. делегация РПЦ участвовала в работе III Генеральной ассамблеи ВСЦ в Нью-Дели. Московская патриархия 142 голосами «за» (четыре воздержались, при трех против) была принята в члены организации; пять ее представителей включили в состав ЦК ВСЦ. Ассамблея приняла в целом выгодные СССР решения: осудила колониализм, призвала правительства и народы к разоружению и прекращению испытаний ядерного оружия, отклонила осуждение коммунистического атеизма. Для достижения согласованности действий в феврале 1962 г. в Будапеште было проведено совещание руководителей ведомств по делам религиозных культов восточноевропейских государств. 19 марта Священный Синод решил учредить постоянное представительство РПЦ при ВСЦ в Женеве. Следует подчеркнуть, что Московская патриархия в экуменическом движении не только проводила политические интересы СССР, но и вообще сделала много полезного в борьбе с расовой, этнической и национальной дискриминацией, неграмотностью и голодом.

Энергичные усилия предпринимались для развития Пражского христианского движения в защиту мира. Но здесь успехи были скромными. В июне 1961 г. в Праге удалось провести I Всемирный общехристианский конгресс, на который съехались 628 участников из 42 стран. Хрущев послал ему телеграмму с пожеланием успехов. На заключительном пленарном заседании было принято «Послание к христианам всего мира», где «христиане всех континентов» подчеркивали опасность для человечества политической линии Ватикана, ставшего опорой наступательного фронта против восточной половины света. Но конкурировать с Генеральной ассамблеей ВСЦ конгресс не мог, тем более что влиятельные западные религиозные организации его игнорировали. В феврале 1962г. архиепископ Никодим и проф. И. Громадка ездили к негусу Эфиопии по вопросу организации региональной конференции «Церкви Африки в борьбе за независимость своих народов». В марте в Женеве состоялась встреча представителей ВСЦ и пражского христианского конгресса. С ноября стал выходить журнал «Христианская мирная конференция» 19 .

Улучшились отношения РПЦ с Константинопольским патриархом Афинагором. В ноябре- декабре 1960г. патриарх Алексий посетил ряд стран Ближнего Востока, встретился с главами семи православных и монофизитских церквей. Патриархам Антиохийскому, Александрийскому, Иерусалимскому было присвоено звание почетных членов Московской духовной академии, вручены ордена св. Владимира и драгоценные подарки. Состоялась встреча Московского патриарха с Константинопольским, подвергавшимся тогда преследованиям со стороны турецких властей. Многолетняя борьба за лидерство двух основных сил в православии была приостановлена достигнутым компромиссом. Афинагор обещал в следующем году посетить СССР. После этого патриарх Алексий примирился с проведением Всеправославного совещания на о-ве Родос в Греции. Оно состоялось в сентябре — октябре 1961 года. Там развернулась упорная борьба. Попытка провести выборы его председателя от СССР не удалась, им стал глава Константинопольской делегации. Но во всех шести комиссиях представители Московской патриархии добились проведения намеченной линии. Из подготовленного проекта повестки дня был снят вопрос о борьбе с атеизмом, добавлены пункты об участии православных церквей в борьбе за мир, против расовой дискриминации и колониализма. Совещание приняло послание с идеей внутреннего единства всех православных церквей и содержало призыв к сохранению мира. Не прошло предложение создать комитет для подготовки предсобора с равным участием автокефальных церквей:

Константинопольская патриархия категорически настаивала на своем праве созывать любые соборы и совещания 20 . На I Родосском совещании Московская патриархия проводила антиватиканскую линию; но на II подобном форуме (сентябрь—октябрь 1963 г.) ее позиция стала противоположной. Под давлением русской и константинопольской делегаций совещание постановило начать диалог с Римско-католической церковью на равных условиях и разрешить каждой православной церкви по своему желанию посылать наблюдателей на II Ватиканский собор.

Столь радикальное изменение позиции было связано с переменой в 1962 г. отношения к папе Римскому со стороны руководства СССР. Экономическая и внутриполитическая обстановка в стране ухудшилась, не хватало продовольствия. У Хрущева появились планы поправить положение улучшением отношений с богатыми государствами Запада и получением от них долгосрочных кредитов. Он был готов пойти и на значительное разоружение. Связующим звеном с руководящими деятелями западных стран, многие из которых являлись ревностными католиками, и как бы гарантом серьезности намерений был избран папа Римский. Советские дипломаты и спецслужбы стали наводить мосты для контактов с Ватиканом, глава которого, «красный папа» Иоанн XXIII, тоже старался наращивать мирные усилия.

Ответная реакция была положительной. Посланец папы падре Морлссон имел прямое отношение к подготовке аудиенции, данной в Риме Иоанном XXIII в начале 1963г. зятю Хрущева А. И. Аджубею. Еще 13 декабря 1962 г. состоялись переговоры в Кремле Хрущева с папским миссионером Н. Казенсом. Хрущев ответил согласием на предложение посланца папы установить неофициальные отношения с Ватиканом. Зашел разговор о печальном положении Московской патриархии. И тут недавний «гонитель» заявил, что у нас больше нет трудностей с церковью и мы могли бы поддерживать ее, если она будет держаться подальше от политики. Всю первую половину 1963 г. шла переписка лидера КПСС с папой Римским. И когда в начале июня Иоанну XXIII на смертном одре доложили о получении телеграммы от Хрущева с пожеланиями скорейшего выздоровления, "папа попросил ее прочитать, затем улыбнулся и сказал три раза по-русски:

"Господи, помилуй! «. Столь приятен был ему этот жест внимания» 21 .

Начала нормализовывать свои отношения с Ватиканом и Московская патриархия. Во время конфиденциальной встречи в августе 1962 г. в Париже секретаря комиссии по содействию христианскому единству монсеньора И. Виллебрандса с митрополитом Никодимом выяснилось: «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской церкви на II Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот собор не станет антисоветским форумом» 22 . 27 сентября—2 октября Виллебрандс официально посетил Москву, а 10 октября Священный Синод, рассмотрев приглашение прислать наблюдателей на собор, постановил принять его. И спустя два дня представители РПЦ неожиданно для многих прибыли в Рим на первую сессию собора.

Еще одним обстоятельством, улучшившим отношение советского руководства к Московской патриархии, стали ее действия в период «Карибского кризиса». Патриарх Алексий срочно направил главам православных церквей и генеральному секретарю ООН телеграммы с призывом сделать все возможное для недопущения военной катастрофы в результате крайне опасных для дела мира действий правительства США. В Московской патриархии действовала группа архиереев, прежде всего митрополит Никодим, которые стремились расширять ее международные связи ради спасения РПЦ от уничтожения внутри страны. Эта тактика действительно приносила результаты. Судьба РПЦ вдруг начала сильно интересовать всемирное христианство. Митрополит Никодим специально постоянно говорил за рубежом о десятках миллионах верующих в СССР, переполняющих храмы.

Но во второй половине 1963 г. ряд международных факторов вновь негативно повлиял на положение Московской патриархии. «Защитный экран» ее внешнеполитической деятельности оказался пробит в нескольких местах. 4 июня умер Иоанн XXIII. Избранный новым главой Ватикана Павел VI постепенно отходил от курса своего предшественника, хотя сначала руководство СССР возлагало на него определенные надежды. В июле 1963 г. на приеме в Совете по делам РПЦ делегаций, приехавших на празднование 50- летия архиерейского служения патриарха Алексия, представителям Ватикана было сказано, что советское правительство поддержит любые мирные шаги Павла VI. 15 сентября в Риме состоялись переговоры главы Ватикана с митрополитом Никодимом. Папа заверял, что курс Иоанна XXIII будет продолжен и II сессия собора пройдет в этом отношении не хуже; просил передать благодарность правительству СССР за освобождение униатского митрополита Иосифа (Слипого) и разрешение ему выехать из страны 23 . Представители Московской патриархии присутствовали на II сессии Ватиканского собора 29 сентября—4 декабря 1963 года.

Но итоги сессии были восприняты руководством СССР негативно. В докладной записке секретарям ЦК КПСС Л. Ф. Ильичеву и Б. Н. Пономареву сообщалось об антикоммунистических выступлениях на соборе, продолжении идеологической борьбы с социализмом и предлагалось развернуть в печати принципиальную критику идеологии и политики Ватикана, а также довести до сведения его руководства, что всякая попытка осудить коммунизм на следующих сессиях собора «вызовет крайне отрицательную реакцию со стороны социалистических государств и... невыгодные для католической церкви последствия». В справке заместителя председателя КГБ С. Г. Банникова о Вселенском католическом соборе отмечалось, что Ватикан намерен проводить политику сближения с протестантами и другими церквями для создания единого фронта против социалистических стран и коммунистического движения. Вскоре Павел VI принял делегацию украинских униатов и обратился к ним с приветственной речью, чего Иоанн XXIII никогда не делал 24 .

Успешнее развивалась деятельность Московской патриархии во Всемирном совете церквей. В феврале 1964 г. удалось провести сессию исполкома ВСЦ в Одессе. Совет по делам РПЦ составил детальный план ее проведения, и многое из намеченного было выполнено. Сессия приняла, с учетом поправок русской делегации, заявление «Проблемы и возможности разоружения в настоящее время». Оно было направлено правительствам ведущих государств мира 25 . Тем не менее, антицерковная кампания в СССР продолжалась. Еще 31 июля 1963г. Совет Министров РСФСР издал распоряжение о переоценке страховой стоимости церковных зданий, что вызвало резкий рост суммы платежей. Министерство финансов установило, что сотни священников, переведенных на твердые оклады, получали вознаграждение от верующих. Последовали репрессии, был усилен контроль. За три четверти 1963 г. были сняты с регистрации 310 православных общин, и Совет по делам РПЦ выразил готовность усилить эту работу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий