Русская Православная Церковь за границей и Катакомбная церковь

Судя по церковной политике и практике Зарубежной Церкви последних лет и некоторым высказываниям ее руководителей, Церковью, частью которой она себя считает, до недавнего времени являлась так называемая Катакомбная Церковь.


Конечно, это название не отражало церковные реалии советских десятилетий. Да, были епископы и священники, не подчинявшиеся Московской Патриархии, были прихожане, совершались богослужения на квартирах и в различных тайных местах. Но преследование членов катакомбных групп, как, впрочем, и всех остальных верующих, привело к тому, что после войны катакомбная церковь, как церковь, точнее, как отдельные общины на нелегальном положении, прекратила свое существование.

Последние единичные епископы либо были репрессированы, либо, тоже единицы, доживали свои дни в лагерях и тюрьмах, практически не имея никакой связи с паствой.

Епископское преемство было прервано. Церковной организации, даже в зачаточной форме, не было. Собственно, ее не было у катакомбников никогда. Кроме того, внутри этого катакомбного общества образовались группы, которые, не имея между собой никакого общения, наперебой отрицали друг у друга истинную катакомбность.

Фактически, к 60-м годам катакомбная церковь (будем так ее называть) представляла собой отдельных священников, объединявших вокруг себя небольшие группки своих приверженцев, и еще более отдалившихся друг от друга. На протяжении всего своего существования после разрыва с Московской Патриархией Зарубежная Церковь усиленно декларировала свое родство с этой виртуальной церковью. Согласно схеме, выработанной в недрах Зарубежной Церкви и открыто озвученной преподавателем Свято-Троицкой Семинарии в Джорданвиле (штат Нью-Йорк), автором небольшой работы по истории Русской Православной Церкви послереволюционного времени, проф. И. Андреевым, считается, что первым катакомбным епископом был Максим Жижиленко, который по завету патриарха Тихона в 1927 году стал епископом Серпуховским1.

Проф. И. Андреев приводит свидетельство самого епископа Максима (доктор медицины, бывший врач Таганцевской тюрьмы в Москве), согласно которому патриарх Тихон, незадолго до своей кончины, с ужасом убеждаясь, что предел политическим" требованиям Советской власти лежит за пределами верности Церкви и Христу, — высказал мысль о том, что, по-видимому, единственным выходом для Православной Русской Церкви сохранить верность Христу будет в ближайшем будущем уход в катакомбы.

Поэтому св. патр. Тихон благословил проф. М.А. Жижиленко принять тайное монашество, а затем, в ближайшем будущем, в случае, если высшая иерархия Церкви изменит Христу и уступит сов. власти духовную свободу Церкви, стать тайным епископом.

Далее проф. И. Андреев излагает такую версию. В 1927 г., когда митрополит Сергий (Страгородский, будущий патриарх) издал свою Декларацию, произошел церковный раскол. Проф. Жижиленко выполнил волю св. патр. Тихона и стал первым тайным епископом Серпуховским.

Последователи митрополита Сергия, принявшие его Декларацию, стали называться сергианами". (точнее: их стали называть сергианами авт.). Противников же митрополита Сергия, не принявших декларацию и отошедших от него, стали называться иосифлянами" (по имени Петроградского митрополита Иосифа)2.
Всех протестовавших против Декларации митр. Сергия Сов. власть арестовывала как контрреволюционеров, расстреливала и ссылала в концентрационные лагеря и ссылки. На допросах ликующие чекисты-следователи со злорадством и сарказмом доказывали строгую каноничность митрополита Сергия и его Декларации (? — авт.), которая не изменила ни канонам ни догматам.

По официальным данным Научно-Исследовательского Криминологического Кабинета в Соловецком концлагере, в 1928 г. количество осужденных по церковным делам достигло 20 процентов всех заключенных концлагеря3.

Истинной Православной Церкви, — пишет И. Андреев, — не оставалось другого выхода, как уйти в катакомбы.

Таким образом, духовным отцом, согласно профессору И. Андрееву, породившим самую идею Катакомбной Церкви, был святейший патриарх Тихон. Не имеющая в первые годы своего существования ни организации, ни администрации, разрозненная физически и географически, катакомбная церковь объединялась только именем митрополита Петра.

Первый катакомбный епископ Максим в 1928 г. был арестован и сослан в Соловецкий Концлагерь. В 1930 г. он был из концлагеря увезен в Москву и расстрелян.

С 1928 г. в Соловецком и Свирском концлагерях, в лагере Белбалтлаг и во многих других лагерях Сибири — стало совершаться много тайных хиротоний. (В Соловецком лагере их совершали епископы Максим, Виктор, Иларион и Нектарий).

После смерти митрополита Петра и митрополита Кирилла (оба умерли в ссылках в 1936 году), духовным и административным главой Катакомбной Церкви, уже создавшей к этому времени подобие некоторой организованности, — становится митрополит Иосиф (хотя и находившийся в ссылке). В конце 1938 года, именно за возглавление и за руководство Тайной Катакомбной Церковью, митрополит Иосиф был расстрелян.

После его смерти Катакомбная Церковь стала еще более строго хранить свои тайны, особенно имена и местопребывание своих духовных вождей.
Не бо врагом Твоим тайну повем — вот с каким эпиграфом стали получаться изредка краткие сведения о жизни этой тайной Церкви4.

С исторической точки зрения

На самом деле очень многое в этом очерке профессора И. Андреева не имеет с историей ничего общего.

1. О первом катакомбном епископе. М. Жижиленко действительно по совету патриарха Тихона в самом начале 20-х годов тайно принял монашество и священство. Но дальше — никаких тайн в его жизни не было. В 1924-м (а не в 1927-м) году, т. е. при жизни патриарха Тихона, он был хиротонисан во епископа Овручского. В 1924-25 годах временно управлял Житомирской епархией, в 1928-29 годах — епископ Серпуховской. В 29-м году, а не после издания декларации 1927 года, арестован и выслан на Соловки (на три года). 18 февраля 1931 года расстрелян в Москве.

Свое назначение на кафедры Овручскую и Житомирскую он получил от патриарха Тихона, а Серпуховскую кафедру занимал по постановлению митроп. Сергия (Страгородского) и Синода при нем.

Так что, как видим, Декларация митроп. Сергия ни в малейшей мере не объясняет позицию проф. (к этому времени уже давно епископа) М. Жижиленко. И никаким тайным он никогда не был.

2. Не принявших Декларацию называть иосифлянами, это равносильно тому, что всех животных, не имеющих рог, называть собаками. Иосифляне — лишь небольшая часть среди тех, кто ее не принял. И никакого общего церковного антидекларационного фронта никогда не было. И никогда митрополит Иосиф не был главой всех не принявших Декларацию.

3. Если бы от общения с митрополитом Сергием отошли самые выдающиеся иерархи с их паствами, а религиозно-нравственный авторитет протестовавших и отошедших был настолько высок, а качественное превосходство (это еще что такое? — авт.) было настолько ясно, то у митрополита Сергия не осталось бы ни малейшей надежды повести паству за собой (и никакая советская власть при всем ее могуществе изменить ситуацию не смогла бы). Однако, случилось так, что именно за ним пошел церковный народ.

4. Называть отошедших от митрополита Сергия верными тихоновцами, это значит злоупотреблять именем Патриарха Тихона, позиция которого по отношению к советской власти, полностью совпадающая с позицией митрополита Сергия, достаточно известна и при необходимости может быть подробно проанализирована. Можно представить себе, как патриарх Тихон был бы огорчен позицией отошедших от центральной церковной власти, доживи он до времени отошедших, и каких бы слов от него они заслужили, если помнить его отношение к зарубежным иерархам!

Что касается ново-обновленческого раскола, то тут можно только руками развести. Еще можно было бы всерьез говорить в этом ключе, если бы с митрополитом Сергием осталась кучка его последователей, а весь многомиллионный церковный народ от него отошел и продолжал жить единым строго-организованным церковным телом... Но реальность такова, что как раз отошедшие представляли собой отдельных иерархов со своими немногими последователями, не имея между собой ничего общего и не имея даже намека на церковную структуру.

5. Проф. И. Андреев подчеркивает, что советская власть арестовывала как контр-революционеров именно всех протестовавших против Декларации. И отмечает, что на допросах верных тихоновцев чекисты со злорадством доказывали строгую каноничность митрополита Сергия и его Декларации. Массовые расстрелы, гонения и пытки, согласно профессору, обрушились только на верных.

В таких условиях сергиане, казалось бы, должны были чувствовать себя как у Христа за пазухой. Каких могущественных покровителей они имели! На самом деле, большевики не видели абсолютно никакой разницы между верными и неверными. Все верующие для них были на одно лицо и всем им коммунисты уготовляли одну участь. Почитайте:

Далеко не все трудящиеся, в том числе и верующие, представляют себе достаточно ясно ту активную контрреволюционную роль, которую играют в настоящее время многие руководители различных церквей (православных, мусульман, иудейских, ламаистских и др.)".

Это написано в 1939 году, 12 лет после издания Декларации. Сколько поношений митрополит Сергий принял на себя из-за этой Декларации, так, якобы, нужной большевикам, сколько впоследствии лжесвидетельств взял он на свою душу, чтобы угодить большевикам! Уж самому митрополиту, казалось бы, большевики могли сделать исключение! Ан-нет! Все контрреволюционеры!

Антисоветскую работу по заданиям фашистских разведок (!), утверждали они даже в 1939 году, проводят православные церковники, которые с 1927-го года клянутся в своей лояльности большевистской власти.

Митрополиты, епископы, попы, монахи, церковные старосты и прочие большие" и малые" церковные руководители всех течений и толков — тихоновцы, обновленцы, автокефалисты и сторонники Высшего временного церковного совета — обманывают верующих и делают свои омерзительные фашистские дела5.
Так что напрасно проф. И. Андреев только отколовшихся удостаивает мученических венцов. И многие из сергиевского епископата окончили свои дни там же, где и несогласные с ним.

6. Духовным отцом, породившим самую идею Катакомбной Церкви, не мог быть патриарх Тихон хотя бы потому, что он искал не катакомб, а легализации, и это совершенно однозначно выражено во всех его обращениях, начиная с летнего 1919 года.

7. Не имеющая в первые годы своего существования ни организации, ни администрации, разрозненная физически и географически, катакомбная церковь объединялась только именем митрополита Петра.

Это близко к истине, но возникает вопрос: а кем она объединялась после кончины митрополита Петра? Да и спрашивали ли разрозненные отошедшие от митрополита Сергия группы самого митрополита Петра о праве на такую его объединительную роль? Если бы митрополит Петр душой был на стороне отошедших, можно не сомневаться, что за десять лет (от Декларации до кончины) он нашел бы возможность высказать свое мнение о них. Однако, нет таких свидетельств. Зато, напротив, есть свидетельства его одобрения позиции митрополита Сергия.

8. Если епископы Максим, Виктор, Иларион и Нектарий и совершали в Соловецком лагере тайные хиротонии, то не епископов, не имеющих с митрополитом Сергием общения. Позиция владыки Илариона, наиболее уважаемого из перечисленных, известна достаточно хорошо. В таких хиротониях он никогда участвовать не стал бы. Вот документ, под которым стоит подпись владыки Илариона (Троицкого), кстати, члена Высшего Церковного Управления. Лишь по большому недоразумению можно отнести его к идеологическим союзникам Зарубежной Церкви.

...Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция, возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили — дома или за границей, — которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы ею Церковью — воспользоваться для своих личных политических целей.

Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти.
Православные епископы убеждены, что смута церковная прекратится только тогда, когда будет восстановлен канонический строй церковного управления и когда верующими в точности будут соблюдаться касающиеся Церкви законы государства.

Православное Церковное Управление прежде всего не должно вмешиваться в жизнь тех общин, которые не выразят свободного и добровольного согласия подчиниться его руководству. Православные общины, сознающие необходимость для них иметь законно-преемственную иерархию, сами вступят в духовный свободный союз с Православным Церковным Управлением.

Православное Церковное Управление должно считать для себя обязательным соблюдение церковных канонов и законов Российской Республики. Государственный строй Российской Республики должен быть основой для внешнего строительства церковной жизни. Церковь переживает важный исторический момент. Поэтому от всего церковного общества требуется проявить возможно больше церковной сознательности. Этой сознательностью должны, прежде всего, обладать руководители церковной жизни. Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией. Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советском власти6.

От патриарха Тихона после этого Послания никто не отошел. Пусть мне укажут, чем оно отличается по духу от Декларации митрополита Сергия, о которой там много говорят в Зарубежной Церкви и которая уже давно канула в Лету на Родине ее автора?

Коль мы опять помянули патриарха Тихона, то не бесполезно привести еще некоторые документы, показывающие его, а значит и всей Московской Патриархии отношение к советской власти.

В патриаршем управлении в Донском монастыре, на дверях квартиры Патриарха было вывешено следующее объявление:

Всех [посетителей] с контрреволюционными и антисоветскими предложениями к [Патриарху] Тихону [просят] не являться и в приемной не бывать...7

Приблизительно в это же время патриарх Тихон издает Указ о поминовении за богослужением предержащих властей страны нашей8.

8 (21) октября 1923 года патриарх Тихон и Высшее Церковное Управление решили: ...запросить митрополита Евлогия Георгиевского, назначенного... управлять заграничными церквами, какое и на основании чего существует в настоящее время церковное управление за границей под именем Архиерейского Синода9.

Ряд подобных свидетельств можно продолжить.

9. Преследование членов катакомбных групп продолжалось, как и всех остальных верующих, вплоть до войны. После войны катакомбная церковь, как церковь, точнее, как отдельные общины на нелегальном положении, прекратила свое существование.

В 80-х годах одна из таких катакомбных групп наладила контакт с Русской Зарубежной Церковью и получила епископа. Им оказался Лазарь (Журбенко). Его последователи поминали за богослужением Первоиерарха Зарубежной Церкви и в официальных документах Зарубежной Церкви именовались Свободной Российской Православной Церковью". Сам владыка Лазарь предпочитает называть свою общину Истинно-Православной Катакомбной Церковью".

Разделившиеся на ся

Свободная Российская Церковь объединила в себе далеко не всех тех, кто претендует на звание катакомбников. Часть катакомбных общин, среди которых есть и возглавляемые Синодом, митрополитом или епископами, по-прежнему находится в катакомбах и не желают вступать в общение ни с какой русско-церковной юрисдикцией.

Одна из них, во главе с епископом Владимиром (Анискиным) тут же официально откликнулась на образование Зарубежной Церковью Свободной Церкви Открытым письмом всем верным чадам Православной Русской Церкви в Отечествии и Рассеянии.

Против епископа Лазаря и зарубежного церковного руководства в этом письме были выдвинуты весьма серьезные обвинения в разглашении списка катакомбных служителей, доверенных в свое время митрополиту Филарету (Вознесенскому), Первоиерарху Зарубежной Церкви.

Всем верным чадам Православной Русской Церкви в Отечествии и Рассеянии...

открылся зеленый" на въезд Церкви м. Виталия в Московские пределы. И заработала машина политики. Масоны в Москве, стоящие у власти, и те, кто пролез в Зарубежную Церковь, очень хорошо договорились о цене такого путешествия.

В историю Церкви вписана позорная страница предательства: опубликованы имена, иерархическая преемственность и места жительства архиереев Катакомбной Церкви, которые были доверены предшественнику м. Виталия — усопшему митроп. Филарету — ради взаимных молитв и поминовения, и сохраняемые ранее в тайне.

Всеми уважаемый глава Русской Зарубежной Церкви митроп. Филарет, давно усопший, в свое время вошел в неофициальное молитвенное общение с катакомбными архиереями и иеромонахами, посчитав это возможным и необходимым. Он был и против поставления в России епископа Лазаря, сегодня распространяющего с усердием списки катакомбных архиереев под видом справки Синода за подписью зам. секретаря оного.

Ведь этот человек, зная неправду Московской Патриархии, нашел сначала епископа Серафима Поздеева и просил у него хиротонии в диакона и священника, но тот отказал, и тогда ничтоже сумняшеся" он стал ставленником Московской Патриархии, смирившись" со всеми ее неправдами.

Уже заштатным попом Московской Патриархии будущий епископ Лазарь просил хиротонии епископской и, не будучи даже знаком членам Синода, был поставлен командированным для этого епископом на территории Советской России (митроп. Филарет был против один)10.

А другая катакомбная группировка на своем Соборе вообще предала самозванца Лазаря анафеме. Постановление Собора епископов этой Катакомбной группы, в составе епископов Исаакия, Илариона и Антония гласило:

Собор епископов Катакомбной Церкви рассмотрел вопрос о враждебных действиях епископа Лазаря, управляющего в России т. наз. Свободной Православной Церковью" и определил следующее:

1. Епископ ЛАЗАРЬ обманывает народ Божий утверждением, что он, будто бы принадлежал или принадлежит Катакомбной Церкви. На самом деле ни один архиерей Катакомбной Церкви никогда не принимал его в молитвенное общение.

2. Епископ ЛАЗАРЬ скрывает причину отказа в хиротонии в диакона, которую не стал совершать над ним Епископ СЕРАФИМ (Поздеев), когда еп. Лазарь вышел из тюремного заключения.

3. Епископ ЛАЗАРЬ скрывает причину своего ухода за штат в Московской Патриархии, тогда как добровольное его обращение туда для принятия св. сана должно было в то время накладывать на него ОСОБЫЕ обязательства канонические и согласие на это советской власти ввиду судимости, до принятия сана.

4. Сознательное хуление Катакомбной Церкви, оскорблением Ее Иерархии, распространением злостных клеветнических слухов о нарушении апостольского преемства в Ней, даже на Соборе Зарубежной Церкви с целью главенства в Катакомбной Церкви и подчинения СЕБЕ ее епископата. Прямая ложь на ЕПИСКОПА СЕРАФИМА (Поздеева) с обвинением его в самозванстве, когда тот отказался его рукополагать.

5. Предательство. Распространил в богоборческом государстве, которое не регистрирует даже его Управление, документ с именами и адресами всех известных ему тайных архиереев Катакомбной Церкви.

6. Организация богослужений в Суздале с охраной и разрешения КГБ и МВД. Называясь Катакомбным архиереем, да еще и Свободной Церкви — по существу масонский метод легализации с предварительным предательством, как выкупом за свою свободу.

7. Вторичное перерукоположение священников правильно поставленных в Катакомбной Церкви другими Архиереями уже через месяц после отказа от молитвенного общения, хотя в документе Синода Зарубежной Церкви предлагалось предварительное исправление хиротоний сначала для епископов.
Движимый Благодатию Святаго Духа, ОСВЯЩЕННЫЙ СОБОР ЕПИСКОПОВ Катакомбной Церкви, канонически существующей в РОССИИ по БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТАГО ПАТРИАРХА ТИХОНА, за перепоставление во второй раз правильно поставленных священников из других епархий постановил:
ЛИШИТЬ Епископа ЛАЗАРЯ (СВОБОДНОЙ ЦЕРКВИ) ЕПИСКОПСКОГО САНА и за вражду на Церковь предать АНАФЕМЕ, как и священников перерукоположенных им во второй раз11.

Примечания:

1. Андреев И.М... Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. — Джорданвилль: Типография пр. Иова Почаевского в св. Троицком монастыре, 1952. — С. 71.
2. Это наименование — иосифляне, — данное им сергианами, не определяло позиции протестовавших ни по существу ни по форме. Кроме митроп. Иосифа, отошли от общения с митроп. Сергием и другие выдающиеся иерархи. Не принявшие декларацию митрополита Сергия далеко не покрывались определением иосифляне. Были и кирилловцы, и агафангеловцы, и димитриевцы, и кого там только не было.
3. Трудно сказать, где профессор взял эту цифру, хотя она вполне может быть истинной. А. И. Солженицын приводит только общее количество соловецких заключенных на 1928 год: около шестидесяти тысяч Насчет Научно-исследовательского Криминологического Кабинета тоже что-то не так — в обширной соловецкой литературе часто встречается ИСЧ, т. е. Информационно-Следственная Часть, равно как АЧ, т. е. Административная Часть, но о Научно-исследовательском Криминологическом Кабинете — только у И. Андреева
4. Андреев И.М., указ соч. С. 70-72.
5. Юрин. А. Под маской религии. — М.: ОГИЗ, 1939. — С. 4-5, 17.
6. Из Послания к пастве патриарха Тихона. Август 1923 года. Подписано также группой иерархов: архиеп. Тверской и Ржевский Серафим Александров, архиеп. Уральский и Покровский Тихон Оболенский, архиеп. быв. Верейский Иларион Троицкий. // Известия. — 1923. — N 186; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917—1945. — Париж, 1977. — С. 344-345. Акты святейшего патриарха Московского и всей России. Позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сборник в двух частях. / Сост. М. Губонин. — М., 1994. — С. 297-298.
7. 06/19 августа 1923 г. (в изложении). Яковлев Я. О делах наследников царского православия (Правда, 1923, 185, 19 августа) // Акты святейшего..., ук. соч., с. 295.
8. Там же.
9. Подписали: Патриарх Тихон, архиеп. Петр Полянский, архиеп. Тихон Оболенский архиеп. Серафим Александров, архиеп. Иларион Троицкий. // Журнал Московской Патриархии. — 1945. — N 9; 1948. — N 2. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 9/22 мая 1928 года. Троицкий С. В. Размежевание или раскол. Париж, 1932. Акты святейшего..., ук. соч., с. 304.
10. Послание епископа Владимира от 1/14 октября 1990 года.
11. Соборное Послание от 11/24 февраля 1991 года.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий