Русская Православная Церковь за границей и Катакомбная церковь

Церковный развод по-русски

Для развития процесса перехода священнослужителей из Московской Патриархии в Зарубежную Церковь, в помощь епископу Лазарю был рукоположен во епископа его келейник Димитрий, постриженный незадолго перед тем в монашество с именем Вениамина. Положение Свободной Российской Церкви особенно укрепилось с переходом в Зарубежную Церковь архимандрита Валентина (Русанцова) в Суздале. Вскоре он тоже был хиротонисан во епископа и к нему присоединились десятки приходов Суздальской епархии. В составе Свободной Российской Церкви на территории России оказались около сотни приходов с легальным существованием.

Но недолгой была радость руководства Зарубежной Церкви по поводу ее возвращения на родину. Уже со следующего года между российскими и зарубежными иерархами начались трения. В своем Докладе на Архиерейском Синоде РПЦЗ новорукоположенный епископ Валентин по пунктам изложил нарушения зарубежным церковным руководством в лице епископа Германского Марка норм церковных взаимоотношений между зарубежной и свободной церквами12. Зарубежное церковное руководство на этот доклад не отреагировало.

Вскоре произошли события, связанные уже с архиепископом Лазарем, которому в конечной инстанции подчинялись все свободные приходы на территории России. За серьезные канонические нарушения он запретил в священнослужении нескольких своих клириков, очевидно перешедших в Зарубежную Церковь далеко не по идейным или богословским мотивам.

Первоиерарх Митрополит Виталий вопреки всей тысячелетней практике Русской Православной Церкви, с вопиющим нарушением основополагающих канонических норм, своей властью снял с них запрещение. Результаты такого шага сказались довольно скоро.

Весной 1993 года в Лесненском женском монастыре под Парижем состоялось очередное Архиерейское Совещание (Архиерейский Собор), на который никто из российских епископов не прибыл. Владыка Лазарь прислал на Собор что-то вроде послания, в котором, как ни странно, тоже обвинил Зарубежную Церковь в открытии приходов в России.

С середины 60-х годов, — говорилось в этом послании, — в России Церковь очутилась на положении вдовствующей (т. е., без единого епископа — авт.) Российская Церковь, лишившись Епископов (церковь — без епископов? — авт.), продолжала быть в общении с православными других церквей (здесь владыка Лазарь сильно лукавит, ни с какими православными церквами катакомбные клирики или миряне не общались — авт.), в частности с РПЦЗ, от которой она восполнила Епископство, после полного истребления своего Епископата.

Действия Церковного Управления Заграницей крайне непоследовательны, часто взаимно исключающие друг друга и очень часто противоречащие Правилам Православной Церкви, нарушающие самые ее устои.

Началом таких противоправных с церковной точки зрения действий на нашей земле было положено тогда, когда было принято решение об открытии приходов юрисдикции Зарубежной Церкви в России.

Никаких полномочий открывать свои приходы на территории России эта часть Церкви не получала.
На Российской территории можно восстановить иерархию из русских граждан, честных и добропорядочных, преданных Православию, но никак нельзя в

России водворять Зарубежный Епископат. В России должна быть своя Церковь, а не Зарубежная13.

Достаточно подробно проанализировав характер взаимоотношений Зарубежной и Свободной Церквей, владыка Лазарь заявил:

На основании Указа 362 св. Патр. Тихона, на котором мы по сей день пребываем, решения Собора и Синода РПЦЗ, а также Указы Первоиерарха не являются обязательными для исполнения Истинно-Православной Катакомбной Церковью14. Это был разрыв. Недвусмысленный и полный.

Единым фронтом

К этому времени (к дням соборным) архиепископ Лазарь фактически прервал административное подчинение зарубежному Синоду. Он, а заодно и строптивый епископ Валентин, были соборным (архиерейским, зарубежным) постановлением отправлены на покой. По-крестьянски хитроватый епископ Вениамин, недавний келейник владыки Лазаря, не окончивший даже средней школы, сохранил преданность Архиерейскому Заграничному Синоду и, естественно, возможность выезда в свет. Он даже пытался пустить на Западе корни, но ничего из этого не получилось. Часть приходов перешла в непосредственное ведение митрополита Виталия.

Архиепископ Лазарь, у которого на первых порах были трения с епископом Валентином, сделал смиренный примирительный жест — обратился к нему с примечательным письмом.

Зарубежная Церковь находится за рубежом нашей страны, — говорится в этом письме, — и не понимая нас, решают заочно наши проблемы, не советуясь с нами. Выход, я думаю, единственный — на временное самоуправление до Всероссийского Свободного Поместного Собора, которому каждый Епархиальный Архиерей даст отчет за истекшее время.

Если что и предпринято Архиерейским Собором без нашего присутствия, это будем считать незаконным. В истории Церкви много было незаконных Соборов и ничего хорошего они Церкви не принесли, только одни смуты.

Зарубежники, я думаю, над нами расправились, как и ранее расправлялись с Архиереями за рубежом Я до Архиерейского Собора еще 14/27 апреля 1993 г. объявил им о своем временном самоуправлении. Иного выхода для нас нет. Нас Зарубежники совсем запутали то ли по старости, то ли по лжеинформации, которую они получают, то ли под нажимом злых сил, которые жмут на весь мир15.

После этого владыки Лазарь и Валентин совместно выступили против зарубежного руководства в духе приведенного выше послания. С этого момента взаимоотношения Зарубежной Церкви и ее незаконнорожденного дитяти на Родине вышли на совершенно новый виток. В обращении российских свободных архиереев к руководству Зарубежной Церкви, в частности, говорится:

Непоправимый вред нанесен РПСЦ со стороны представителей Зарубежной Церкви (Еп. Варнавы, Архиеп. Марка и Архиеп. Антония Лос-Анжелосского), их неканонической деятельностью в России, при полном попустительстве Синода ЗЦ.

В связи с этим, нами решено образовать, в соответствии с п. 2 упомянутого Указа (известный Указ патриарха Тихона за N 362 — авт.) Высшее Временное Церковное Управление (ВВЦУ) и принять Положение о Высшем Временном Управлении". Такие наши действия диктуются как духом, так и буквой Указа 362 св. Патриарха Тихона и направлены на сохранение и возрождение истинного Православия.

На сегодняшний день под начало ВВЦУ вошли Русская Истинно-Православная Церковь (бывшая с 1927 г. в катакомбах), под окормлением Преосвященного Архиепископа Лазаря (Журбенко) и Российская Свободная Церковь под окормлением Преосвященного Епископа Валентина (Русанцова)16.
Через два дня после этого обращения в Суздале состоялся Четвертый Съезд духовенства, монашествующих и мирян Российской Православной Свободной Церкви17.

В своем выступлении епископ Лазарь, в частности, сказал:

...Одно дело, когда Русская Православная Церковь Заграницей оказывает помощь Российской Церкви при восстановлении в ней канонической иерархии, но совершенно иное дело, когда Зарубежный епископат претендует на церковное управление в России. Тем более, что подобные претензии не предусматриваются ни одним параграфом Положения о РПЦ Заграницей.

Епископ Валентин повторил уже неоднократно высказанные претензии российских зарубежных архиереев в адрес Зарубежного церковного руководства.
Не имея никакой поддержки от Архиерейского Синода, — сказал владыка Валентин, — около двух лет мы терпели нападки не только от лжебратий из Московской Патриархии, но и от наших Зарубежных святителей, кому мы вверили свои души.

Но как только появился в России Представитель" Синода, епископ Варнава, который обнажил свою сущность, так и началась дискредитация Зарубежной Церкви. Он не думал о славе Божией, а думал о своей славе и материальных выгодах.

Он облил грязью всех российских Архиереев, навесил всем ярлыки, вбил клинья во взаимоотношения между Архиереями РПЗЦ и РПСЦ.

Досталось и архиепископу Германскому Марку, и Лос-Анжелосскому Антонию, в общем, — всем сестрам по серьгам.

Резолюция Четвертого Съезда духовенства, монашествующих и мирян Суздальской Епархии Российской Православной Свободной Церкви еще только подразумевала решение, принятое вслед за ней.

Мы, участники Четвертого Съезда Суздальской Епархии Российской Православной Свободной Церкви, — говорилось в ней, — констатируя неизмеримую разницу в положении членов РПЦЗ и российской паствы и надеясь на временный характер той позиции, которую заняли члены Архиерейского Синода РПЦЗ в отношении Российской Церкви в последнее время, мы вынуждены признать крайнюю затрудненность в настоящем времени сношений и сообщений с

Архиерейским Синодом, обусловленную как дальностью расстояния, так и временным отсутствием взаимопонимания сторон.

Легко заметить, что все это писалось уже после образования нового церковного управления в России.

В этот же день был выпущен первый документ от имени новообразованного органа — Временного Высшего Церковного Управления Российской Православной Церкви — в адрес Митрополита Виталия и членов Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, в котором объяснялись необходимость и каноничность нового управления.

Из-за дальности расстояния и затрудненности связи с Архиерейским Синодом и Его Первоиерархом, — говорилось в нем, — в условиях экономического и политического кризиса в России РПСЦ мы оказались без высшего церковного управления. На все наши запросы к Первоиерарху РПЦЗ Высокопреосвященнейшему митрополиту Виталию и Архиерейскому Синоду относительно противоречивых и неканонических явлений ответа мы не получали

Исходя из вышеизложенного и в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Тихона, Высшего Церковного Совета и Священного Синода Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за 362, нами предпринято следующее:

Об образовании Временного Высшего Церковного Управления Российской Православной Церкви.

Избраны и хиротонисаны в помощь Епархиальным Архиереям Епископы для Российской Православной Церкви.

К подписям двух уже известных архиереев добавлены еще две: епископа Феодора и епископа Серафима.

Почти одновременно, 20/V-1994 года, в Архиерейский Синод Зарубежной Церкви было послано личное письмо епископа Валентина, в котором он еще раз описывал кризисную ситуацию во взаимоотношениях российских и зарубежных архиереев.

Историческое решение

Положение с свободными приходами и свободными архиереями настолько запуталось, что руководство Зарубежной Церкви не нашло ничего другого, как односторонним решением, без суда и следствия, прервать с ними (т.е. с владыками Лазарем и Валентином и с теми, кто находится с ними) молитвенное общение.

Ответ зарубежного церковного руководства на демарш российского свободного настолько примечателен в смысле русского языка и церковного стиля, что его стоило бы привести полностью, если бы не его размеры. Ограничимся лишь самым существенным пассажем.

Слушали:

Приказали: Всякий бунт против законной власти есть проявление любоначалия. Также и самовольный выход Епископа из под власти своего Митрополита и Архиерейского Собора определяется святыми правилами, как похищение власти. Поэтому, инициатор бунта, и последовавшие за ним клирики и миряне, совершают тяжкий грех пренебрежения к богоустановленному порядку, ибо они отделяются от Церкви.

В связи с этим Архиерейский Синод определяет:

1. Так называемое Временное Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви" и созванный возглавителями его съезд духовенства, принявших на нем решение от 9/22 марта 1994 г. об отделении себя от священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей, не может быть признано законным, так как нарушает основные Церковные каноны, и Архиерейский Синод не может дать сие благословение
4. Не прибегая к строго каноническим прещениям, и ожидая обращения отделившихся от церковного единства, Архиерейский Синод прекращает с ними всякое молитвенное общение.
5. Новые епископские хиротонии по церковным канонам также не могут быть признаны законными, как совершенные без разрешения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей18.

Итак, разрыв между Зарубежной Церковью и Свободной Церковью произошел так же стремительно и необдуманно, как и ее образование. Легко видеть, что прекращение молитвенного общения между ними произошло в течение буквально считанных дней и принято это решение было не Архиерейским Собором, как должно было бы быть, а всего лишь Архиерейским Синодом.

Епископ Варнава Каннский, которого Российские Архиереи обвиняли во многих нарушениях церковных норм, на упомянутом выше заседании Архиерейского Синода понес наказание, которое не лишено некоторой доли юмора. Определение Синода гласило:

Архиерейский Синод осуждает непродуманные и антиканонические действия Преосвященного Епископа Варнавы и его обращение к Киевскому лже-патриарху Владимиру (Романюку) и выражает ему порицание с запрещением вмешательства в дела приходов Свободной Церкви в России.

Хотя Преосвященный Епископ Варнава на заседании Архиерейского Синода 11/24 февраля принес раскаяние в своих проступках, но ввиду серьезности нарушенных святых канонов, на него налагается епитимия трехмесячного пребывания в Святой Земле без права служения.

Реакция

Постановление Архиерейского Синода, которым прерывалось молитвенное общение Зарубежной Церкви с ее детищем, не было оставлено без внимания российскими архиереями.
Они отправили за границу специальное послание или ответ, который с канонической точки зрения выглядит значительно более убедительным, нежели все документы Зарубежной Церкви, относящиеся к Свободной Церкви. Хотя, строго говоря, ни те ни другие никакими канонами никогда не руководствовались. И все эти обвинения в неканоничности тех или иных действий с обеих сторон напоминают давнюю историю с анафемами византийской и римской Церквей.

В вышеуказанном Определении", — говорилось в ответе Свободной Церкви, — Архиерейский Синод РПЦЗ впервые открыто и официально заявил себя Центральной Церковной Властью, тем самым высказав притязание быть Высшим Управлением Российской Православной Церкви.

Невозможно, невыносимо видеть, как те, кто был призван вернуть на Родину неповрежденное Православие, и кого с такой надеждой и радостью ждали в России, принялись сеять вражду, раздор, клевету, зло.

Далее следует обвинение Зарубежной Церкви в нарушении многих основополагающих церковных норм.

Да и это еще не полный перечень нарушенных канонов, о святости и обязательности исполнения которых, сами нарушившие их столько лет толковали всему миру.

В связи с вышеизложенным, п. 1 Определения от 23 марта / 5 апреля 1994 г. за 7/90/76 является абсолютно очевидной фальсификацией, так как Архиерейский Синод РПЦЗ, с каким бы уважением мы к нему ни относились, никак не может .ПРИКАЗАТЬ« кому бы то ни было считать съезд духовенства, монашествующих и мирян Суздальской Епархии РПСЦ и принятые им решения незаконными».

Тем паче, в компетенцию зарубежных иерархов никак не входит право запрещать Российским Архиереям следовать Указу Св. Патриарха Тихона и создавать, предусмотренное этим Указом за 362, Временное Высшее Церковное Управление19.

В ряд нарушенных Зарубежной Церковью канонических норм этим ответом было поставлено и весьма редко используемое положение о том, что в здании Зарубежного Синода и в и в делах Митрополита Виталия хозяйничает небезызвестная в Зарубежье дама, которую сами же представители РПЦЗ называют Ряснянской Людмилой всего Зарубежья". И весьма печально, — говорится в тексте, — что пренебрежение Правилом 12 Седьмого Вселенского Собора, которое гласит:

...пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякого соблазна. Сего ради, аще усмотрено будет, что кто либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое либо служение, да подлежит таковый епитимий; закоснеющий же в том, да будет извержен", стало и в России и за рубежом притчей во языцех.

Разрыв молитвенного общения с Церковью на Родине, заявленный в п. 4 Определения", есть, по существу, кощунство и унижение подвига Святых Новомучеников, в том числе Иерархов-страдальцев, которые не дожили до сего времени, гонимые и убиваемые безбожниками.

После создания в России ВВЦУ, все заявления Зарубежного Синода, как настоящие, так и, возможно, будущие, о мнимой незаконности" архиерейских хиротоний в России — только усугубляют собственное положение, а вернее — падение иерархов РПЦЗ в СЕКТАНТСТВО20.

Примечания

12. Доклад Валентина, епископа Суздальского и Владимирского. 1 октября 1991 года.
13. Послание епископа Лазаря на Архиерейский Собор в Лесненском монастыре (Франция), 1993 г.
14. Подписано: Божией милостью Лазарь, Архиепископ Тамбовский и Обоянский, управляющий делами Русской Истинно-Православной Церкви и приходами на Украине. 14/27 апреля 1993 г. Одесса. Вел. Дальник.
15. Письмо архиепископа Лазаря епископу Валентину от 4/17 июня 1993 года.
16. Обращение архиепископа Лазаря и епископа Валентина к зарубежному церковному руководству от 5/18 марта 1994 года.
17. Согласно протоколу (N 1), на съезде присутствовали: Преосвященный Лазарь, Архиепископ Одесский и Тамбовский, Истинно-Православная Катакомбная Церковь; Преосвященный Валентин, Епископ Суздальский и Владимирский, Российская Православная Свободная Церковь, члены Епархиальных Советов Одесской и Суздальской Епархий, духовенство, монашествующие и миряне.
18. Протокол 713 Заседания Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 23 марта / 5 апреля 1994 года.
19. Послание российских свободных архиереев зарубежному церковному руководству от 6/19 апреля 1994 года за 56.
20. Там же.

Источник: Русак В.С. Русская Православная Церковь за границей и Катакомбная церковь // Макарьевские чтения: материалы Пятой международной конференции (21-22 ноября 2006 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. — Горно-Алтайск.: Горно-Алтайский государственный университет, 2006. — С. 252-265

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий