Русская Православная Церковь Заграницей и Экуменическое Движение: 1920-1948

 Вавилонская блудница (русский лубок, 1800-е годы)

Андрей Псарев

Англикане

Прежде всего нам необходимо определиться с терминологией. Понятие «экуменизм» зачастую понимается как поиск истины. Так как Православная Церковь уже обладает этой истиной в полноте, участвовать в поиске ее — абсурд. Но, отвечая своему спасительному назначению, Церковь должна содействовать тем, кто ищет истину, открывая вопрошающим православное учение о самой себе как о единой спасительной Церкви.

Так как в Православной Церкви вынесение решений по вопросам вероучительным, в том числе и относящимся к учению о Церкви (экклезиологии), является исключительной прерогативой епископата, нам необходимо упомянуть об экклезиологических направлениях, имевших место в период со времени становления церковных убеждений будущих архиереев Русской Православной Церкви Заграницей до их эмиграции из России. Это краткое обозрение также даст необходимый исторический контекст для понимания рассматриваемой темы.

В появившемся в 1841 году произведении «Церковь одна» Алексей Степанович Хомяков выступил против юридических определений Церкви, тем самым знаменуя борьбу против так называемого схоластического богословия. Ко времени начала академической карьеры архимандрита Антония (Храповицкого) и молодости других будущих архиереев Русской Зарубежной Церкви — 1894 году — относится защита магистерской диссертации Евгения Петровича Аквилонова: «Церковь, научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о теле Христовом» 1 ставшей точкой отсчета нового направления в русском экклезиологическом богословии. Эта работа явилась плодом нового, обращенного к святоотеческому пониманию, подхода 2, семена которого были насаждены митрополитом Московским Филаретом и A. C. Хомяковым. Аквилонов, представитель академического богословия (СПбДА), пошел дальше, открыто выступив против засилия в русском богословии юридических терминов и схоластического подхода, причем работу свою он снабдил обильными ссылками на определения Церкви из творений святых отцов. Из этого нового курса, намеченного святителем Филаретом, Хомяковым и Аквилоновым, а не из схоластического богословия, по западному образцу, происходит магистерская диссертация Владимира Троицкого (МДА), впоследствии священномученика Илариона, «Очерки из истории догмата о Церкви» (1913) 3. Отображением этого ученого труда стал неоднократно переиздававшийся в типографиях Русской Зарубежной Церкви очерк «Христианство или Церковь» 4. В нем автор утверждает, что

«насущной потребностью настоящего времени <…> можно считать открытое исповедание той непреложной истины, что Христос создал именно Церковь и что совершенно нелепо отделять христианство от Церкви и говорить о каком-то христианстве помимо Святой Церкви» 5.

Митрополит Антоний (Храповицкий), с одной стороны, разделял эти взгляды, a с другой, в известной мере противоречил им. Подход митрополита Антония и архиепископа Илариона (Троицкого) отображает экклезиологию святителя Киприана Карфагенского (III в.), согласно которой за оградой кафолической Церкви таинства не совершаются. Утверждение святителя Киприана, основанное на его экклезиологии, что всех еретиков и раскольников надо крестить, осталась на правах теологумена, так как Церковь в целом ряде канонических правил говорит о трех степенях приема. Теоретическое объяснение этих правил дает блаженный Августин, епископ Иппонийский (III в.). Да, есть единая, спасительная Церковь Una Sancta, но в отделившихся от нее сообществах, продолжает, в зависимости их удаления от Церкви, действовать ее спасительная, «предваряющая» благодать 6 что дает основание говорить о членах Церкви и о христианах, которые таковыми членами не являются. Как представителя этого подхода в Русской Церкви назовем митрополита Московского Филарета. Далекий от какого-либо релятивизма в отношении к Церкви, несомненно почитавший только Православную Церковь Единою Святой, Соборной и Апостольской, святитель при этом пишет в «Разговоре между испытующим и уверенным о Православной Восточной Кафолической Церкви»:

«Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною. Христова Церковь может быть токмо либо чисто истинная, исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо не чисто истинная, примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие» 7.

Владыка Антоний (Храповицкий) явился, пожалуй, ведущим борцом дореволюционного периода как за восстановление внутренней независимости Церкви от государственного аппарата, так и против схоластического, или школьного, богословия. Вероятно, свои экклезиологиические взгляды на то, что за оградой Православной Церкви не действует благодать, митрополит Антоний рассматривал в контексте возвращения от схоластическо-западного к древнему мистическому православному мировоззрению. Итак, как часто бывает, борьба с одной крайностью — схоластическим влиянием — приводит к другой опасности, когда исконно православные понятия начинают приниматься за чужеродные… Взгляд митрополита Антония на инославие ярко выражен в ответе на приглашение американского пастора и филантропа Роберта Гардинера принять участие в конференции движения «Вера и церковное устройство» (Faith and Order), опубликованном в 1915 году в харьковском журнале «Вера и разум», цитируемом мною в обратном переводе:

«Вне Православной Церкви нет благодати — все разговоры о действительности таинств — лишь талмудический софизм. He имеет значения, имеет ли неправославный правую веру или нет. Важно действительное членство в Православной Церкви» 8.

Однако в том же ответе на приглашение принять участие в экуменической конференции архиепископ Антоний одобряет участие в ней представителей Православной Церкви: «Мы не будем сослужить, но — вместе искать истинное учение относительно противоречивых вопросов веры» 9.

Конечно же, митрополит Антоний — наиболее крупная фигура из числа «отцов-основателей» Русской Зарубежной Церкви. К его взглядам примыкал и архиепископ Полтавский и Обоянский Феофан (Быстров), бывший ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

Большинство из более чем 30 архиереев (цифра дана на 1921 год), оказавшихся за пределами советской России, не имели никакого отношения к экуменической деятельности в дореволюционный период. Исключение составляли архиереи, занимавшие кафедры в Северной Америке (Платон, Александр, Евфимий) и участвовавшие здесь в собеседованиях с представителями Епископальной церкви, продолжая курс архиепископа, впоследствии Патриарха Московского, Тихона. С позиции русского епископата целью этих контактов было присоединение епископалов к Православной Церкви.

Митрополит Евлогий участвовал до революции в сношениях с англиканами, в 1912 году он стал первым председателем созданного в Петербурге «Общества ревнителей сближения Англиканской Церкви с Православной» 10.

Говоря об отношении к экуменизму русских епископов в начале 20-х годов XX века, нельзя не обратиться к деяниям Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов. На Соборе был создан специальный отдел «По соединению христианских церквей перед лицом надвигающегося безбожия». 4/17 сентября 1918 года отделом был составлен проект постановления Собора, в котором говорилось уже не просто о «христианских», но о «дружественных Православию Церквах»:

«Священный Собор с радостью видит искренние устремления старокатоликов и англикан к объединению с Православной Церковью на основе учения и Предания Древней Вселенской Церкви. Он благословляет труды и усердие лиц, которые трудятся в поисках пути к соединению с названными дружественными Церквами» 11.

Этот проект был рассмотрен и утвержден Собором на последнем его, 170-м, заседании 7/20-го сентября 1918 года. Однако на последнем епископском совещании, которое должно было утверждать все решения принципиально богословского или догматического характера, этот проект не рассматривался. В цитированном выше отрывке хорошо просматривается принцип дореволюционного участия в экуменическом движении: переговоры ведутся с теми Церквами, которые интересуются Православной Церковью.

Высшее церковное управление на юге России, из которого произошло Высшее церковное управление заграницей, не осталось безучастным к выраженному на Соборе стремлению к христианскому единству. В августе 1920 года архиепископ Волынский Евлогий с благословения Высшего церковного управления на юго-востоке России 12 был уполномочен представлять Русскую Церковь на первом конгрессе движения «Вера и церковное устройство» (Faith and Order), проходившем в Женеве. Том самом конгрессе, о котором вели переписку с Гардинером архиепископ Антоний и архимандрит Иларион. На этой конференции архиепископ Евлогий постарался, чтобы была принята резолюция, в которой выражалось бы сочувствие гонимой Церкви Российской и порицание советской власти 13. С этой конференции начались экуменические контакты митрополита Евлогия с представителями протестантизма, интенсивно продолжавшиеся до Второй мировой войны. В эмиграции он стал самым видным представителем, в архиерейском сане, Русской Православной Церкви довоенного периода в ее общении с экуменическим западом. Но в этой своей деятельности митрополит Евлогий главным образом проявился после разрыва отношений с Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в 1926 году.

Работавшая в 1921 году к Константинополе под руководством Севастопольского епископа Вениамина подготовительная комиссия для организации Всезаграничного церковного собрания выпустила сборник материалов 14, в котором приводятся выдержки из окружного послания Константинопольской Патриархии «к церквам христианским», во всем мире обретающимся (январь 1920 года)» — считающегося знамением нового экуменического курса Поместных Православных Церквей. Примечательно, что в 1938 году в своем докладе «Экуменическое движение» на Втором Всезарубежном Соборе епископ Потсдамский Серафим (Ляде) ссылается без всякой критики на это послание, определяя его как «чрезвычайно важное» 15.

Продолжая традицию Собора 1917—1918 годов, Высшее церковное управление заграницей на своем заседании 10/23 июня 1921 года в Сремских Карловцах постановило, чтобы будущее Заграничное церковное собрание «не касалось вопросов догматических и вопросов о каноническом общении, a ограничилось бы вопросами, выдвигаемыми настоящим историческим моментом и совместной борьбой с общим врагом религий, что есть современное неверие и безбожие» 16.

На заседании самого Русского заграничного церковного собрания от 16/29-го ноября был принят доклад Миссионерского отдела, возглавляемого епископом Лубенским Серафимом (Соболевым), в котором ставилась задача «выяснения света Православия пред духовным взором инославного и иноверного населения за границей». Для выполнения этой задачи признается необходимой особая подготовка священнослужителей 17.

Значительную часть в истории экуменических контактов Русской Зарубежной Церкви занимают ее отношения с англиканами. Начавшееся еще в XIX веке сближение англикан с Русской Православной Церковью продолжалось и в эмиграции.

20 ноября / 3 декабря 1921 года Архиерейский Синод Русского церковного управления заграницей постановил согласиться на сделанное еще в 1919 году предложение англиканского Общества сближения с Восточной Церковью о поступлении 10 русских священников на богословский факультет с целью ознакомления с учением и бытом Английской Церкви 18. В 1925 году по случаю 1600-летия Первого Вселенского Собора митрополит Антоний был приглашен в Великобританию на устроенные по этому поводу торжества. На торжественном обеде в отеле «Холборн» митрополит Антоний в ответном слове на речь о соединении христианства министра авиации сэра Сэмуэла Хааре отметил, что существует Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая разделиться не могла, и в то же время существует христианство — т.е. отдельные люди, религиозные общества и целые народы, верующие во Христа как Бога и признающие Святое Евангелие и вообще Библию (вот пример противоречия максиме архиепископа Илариона: что христианства нет без Церкви): «Стремиться к объединению их должен всякий ревнующий о слове Божием. Каковое соединение должно выражаться прежде всего в освобождении души нашей не только от всякой тени враждебного чувства к инакомыслящим, но и от преобладающего в уме нашем стремления их опровергнуть. Напротив, более угоден Богу будет тот из нас, кто приложил старание к уяснению всего того, что объединяет нас между собою, и будет стараться не о сокращении числа таких истин, но о возможном расширении их, и в особенности в отношении к тем христианским обществам и вероисповеданиям, которые дружественно идут навстречу нашей Церкви» 19.

При этом, по свидетельству митрополита Евлогия, на том же собрании владыка Антоний заметил, что «все инославные исповедания лишены иерархической благодати, Англиканскую Церковь нельзя выделять из ряда других христианских исповеданий, в том числе и католицизма» 20.

Однако на тех же торжествах, при посещении студентов духовного колледжа в Кентербери, митрополит Антоний среди прочего сказал студентам следующее:

«Взирайте с благоговением на предстоящее вам пастырское служение как на самую высшую заслугу пред Господом <…> Молодые избранники Божиии, вы призываетесь к самому высшему на земле служению Богу — быть светом миру и солью земли» 21.

Вопрос соотношения теории и жизни: как можно приложить эти слова к служителям безблагодатного церковного сообщества?

В своей речи на Никейских торжествах в Англии митрополит Евлогий отметил важный аспект в отношении экуменического движения — работа, проводимая православными представителями на экуменических съездах, не является самодостаточной, но требует рецепции представляемой ими Церкви:

«<…> окончательная оценка нашей русской экуменической работы принадлежит всей Матери-Русской Церкви, она и будет нас судить — либо благословит, либо в благословении откажет» 22.

Об отношении другого видного члена Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, архиепископа Кишиневского Анастасия к англиканам можно судить по его речи, обращенной к британским паломником, посетившим Елеонский монастырь в Иерусалиме в 1926 году:

«Мы ощутили в Англиканской Церкви дыхание того «вселенского» начала (курсив мой. — А. П.), какое всегда было живо в ее сокровенных недрах, не взирая на пережитые ею исторические потрясения, и проявляет себя особенно ярко ныне в так называемом англо-католическом движении, зародившемся в тридцатых годах прошлого столетия вокруг славного Оксфордского университета. Эта могущественная закваска преобразует постепенно все тело Англиканской Церкви, возвращая ее учение, дисциплину и богослужение к духу Древней Апостольской Вселенской Церкви. Она окрыляет душу Англиканской Церкви, делает последнюю живою и жизнедеятельною и влечет к единению с Православием <…> Да будет позволено нам заключить наше приветствие псаломскими словами… «Благословенны грядущие во имя Господне» (Мф. 21:9)» 23.

Кажется, что слова эти вполне созвучны экклезиологии, глубоко чтимого владыкой Анастасием митрополита Филарета Московского — сохраняется невидимая связь с Церковью. Однако почти эти же слова, произнесенные архиепископом Анастасием менее чем через 10 лет, при постриге игумении Марии (Робинсон), не позволяют сделать такой однозначный вывод:

«В самом деле, что вызвало к жизни сто лет тому назад великое Оксфордское движение <…>, как не желание наиболее ревностных верующих англикан восстановить утраченную связь (курсив мой. — А. П.) с Древней Единой Вселенской Церковью, живое воспоминание (только лишь, а не мистическая связь! — А. П.) никогда не умирало в недрах англиканства. Православная же восточная Церковь имеет то преимущество пред другими христианскими исповеданиями, что она никогда не разрывала этого органического единства с древней Апостольской Церковью, оставаясь во всем верной ее духу, что и дало ей силу сохранить у себя всю полноту истины и благодати, какую даровал Своей Церкви ее Божественный Основатель Христос» 24.

16 мая 1935 года в Лондоне по инициативе Russian Clergy & Church Aid Fund было устроено моление о прекращении гонений на веру в Советской России. На него прибыли: архиепископ Анастасий (заместитель председателя Архиерейского Синода), архиепископ Серафим Финляндский (управляющий западноевропейской епархией РПЦЗ) и от Константинопольской Патриархии митрополит Евлогий. За богослужением в англиканской церкви православные иерархи стояли в мантиях 25. В свою очередь на литургии и молебне в русском храме присутствовали в облачениях многочисленные представители англиканского духовенства 26. В 1920-30-е годы Синоды ряда Поместных Православных Церквей вынесли благоприятные решения в пользу признания наличия у англикан апостольского преемства 27. Каноник Дуглас, ведавший в Кентербери сношениями с Православной Церковью, в статье, помещенной в весеннем выпуске журнала The Christian East за 1928 год 28, сообщает о преподании сербским Патриархом Димитрием Святого Причастия группе англиканских паломников в белградском кафедральном соборе. В той же статье сообщается о том, что епископ города Харбина предписал указом священнослужителям епархии преподавать таинства изолированным в этом дальневосточном городе англиканам. Дуглас не указывает имени архиерея, но очевидно, что речь идет об архиепископе Мефодии Оренбургском 29.

Архиепископ Камчатский Нестор, находясь в 1938 году с миссией на Цейлоне, обратился с запросом к митрополиту Анастасию можно ли принимать англиканских священнослужителей и мирян через исповедь (13 клириков выражали желание присоединиться к Православию), что заметно облегчило бы их присоединение. Архиепископу Нестору был послан Указ Архиерейского Синода от 4 января 1939 года, в котором говорилось, что ввиду того, «что по вопросу о принятии в общение англиканского духовенства в сущем сане еще нет определенного постановления всей Православной Церкви (курсив мой. — А. П.) и что Российская Церковь до последнего времени не выносила никакого определения по сему вопросу, признать, что разрешение его в положительном смысле превышает компетенцию Архиерейского Синода», продолжать принимать англикан согласно существующей практике — то есть через хиротонию.

До самой оккупации Югославии в 1940 году у Русской Зарубежной Церкви сохранялись живые отношения с англиканами 30. После того как в 1943 году Московская Патриархия установила взаимосвязь с Церковью Англии, отношения последней с РПЦЗ были сведены на нет 31.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий