Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия

Илья Глазунов Вечная Россия.

Предисловие

Благословите, братцы, старину сказать,
С обычаев, поверьев, предрассудков,
Сняв маску старины,
На правду указать.

Смеем надеяться, что наша книга послужит прекрас­ным сводом этнографических знаний для каждого любите­ля русской истории и русской народности, а также для историка, художника, исторического романиста, драматурга и вообще для всех читателей, любящих серьезное чтение.

Читая лекции отечественной истории в наших учеб­ных заведениях, преподаватели этого предмета мало го­ворят об обычаях и образе жизни наших предков, почему бытовая сторона нашего народа в своем прошлом почти потеряна для нас. Между тем археологические и этногра­фические исследования указывают нам на следы и остат­ки обычаев, обрядов и образа жизни народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много прав­ды о родной старине, и в поэзии их передается весь народ­ный характер века, с его обычаями и понятиями. Кроме того, ученые иностранцы разного времени, как то: Гербенштейн, Олеарий, Шлецер и другие высокопоставлен­ные персоны при русских дворах — передали в своих запи­сках много из тех обычаев, какие существовали в России. Архивы наши, монастырские библиотеки тоже сообщили нам многое и обогатили нашу историю тем, что сохрани­ли документы, письменные очерки и рукописи, знаком­ство с бытом и нравами русского народа.

В наше время, когда собрано слишком достаточно раз­ных сведений о нашей старине для пояснения жизни и ха­рактера наших предков, эти новые исторические открытия уяснят многое для всех, кому нужны бытовые сведения, на­пример: историческим художникам, драматическим, исто­рическим писателям, реставраторам и многим другим.

На основании всего этого, слишком близкого русскому сердцу, мы находим, что наше издание послужит большим пояснением для разгадки разного рода поверий, обрядов, предрассудков, обычаев, а по ним поясняется самый быт и порядок жизни со всей ее обстановкой и ложными взгляда­ми, и для открытия причин, откуда все эти поверья и об­ряды возникли, а вместе с тем, какими путями проникли на Русь предрассудки, привились и укоренились в русском народе, а затем — к очищению нашей жизни от странных об­рядностей и устранению предрассудков.

Часть I ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

В России каждый народный праздник сопровождает­ся обрядами и усвоенными им песнями или пением. Самое происхождение того или другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет от церковных св. празд­неств и независимо в отношении к св. обрядам Церкви, по­тому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с бого­служебными обрядами соединены были различные прави­тельственные постановления, торговые операции и пр. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Понятно, что торжественность дня усиливалась еще в большей степени от такого влияния массы народа с целями такого высокого нравственного и религиозного направления. Легко эти обычаи поясняются германскими языческими обычаями, где жрецы были в то же время и судьями, а самые сборные местности считались священными, всегда находились близ рек, дорог и вообще удобных мест для сообщения.

Такие сообщения язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы при посредстве жрецов или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвер­дившиеся в его памяти. Когда Христианская вера поборо­ла языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были остав­лены, и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев вроде празднеств, и, к стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Смысл и понятие о празднествах до того перепута­лись, что нашим знаменитым русским историкам, хроно­графам и этнографам было много хлопот, чтобы опреде­лить их характер.

В дальнейшем мы имеем сообщить подробности и указания на основании данных исторических сведений об обрядах.

ПРАЗДНИКИ И СОПРИКОСНОВЕННЫЕ С НИМИ ОБРЯДЫ

Святки:

Святки, святые вечера — так обыкновенно называют­ся в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за гра­ницей, дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 дека­бря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следу­ющего года. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев1. По другим наречиям Святки (swatki) означают праздники.

В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие празд­ники известны под именем Святок (swiatki), как, например, Зеленые Святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому про­фессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России.

Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровожда­лось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки.

На святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, при­надлежат: гадание, игры, наряды и прочее, которые выра­жают свою изобретательную сторону торжества, совершен­но не имеющей ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацеями, вертепом и тому подобными предметами.

Между тем как самое слово «Святки» представляет понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности с незапамятных вре­мен язычества вошли обычаи и обряды в эти торжествен­ные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя в разных ви­дах и формах, более или менее измененными.

В Белоруссии и в Малороссии Святки называют Ко­лядою, Каледою; название сходствует с римскими Kalen- dae от греческого глагола ца Xeiv — сзывать, также от сан­скритского kala.

Кормчая книга говорит, что Святки, праздники при­няты от эллинов (греков); то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле Стоглава. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что св. отцы, говоря о эллинах, имели в виду безразлично языческие народы в противопо­ложность православным грекам и иудеям.

История говорит, что обычай этот существовал в Рим­ской империи, в Египте, у греков и у индийцев. Так, напри­мер, египетские жрецы, празднуя восстание Озириса или Новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города.

Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фифах ука­зывают, что такие маскарады совершались в новолетие и считались обрядом священным. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев Перун, Монгол и Угады. У римлян праздники эти назывались днями солнца.

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр (календ) и папы Захарии, — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной.

Даже сам Император Петр I по возвращении из путе­шествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейсте­рами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить2.

В книге Кормчей, на основании XXII главы стиха 5 Второзакония, упомянутые переряживания воспрещаются. Известно, что Моисей как законодатель, истребитель язы­чества и его обрядов в избранном народе, воспрещая покло — нение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские.

Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, куми­ров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию.

Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии им­ператора о Рождестве Христове. Это были ряженые в выво­роченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскра­шенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий