С Праздником Происхождение честных древ Креста Господня

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня (греч. Ἡ Πρоοδος του Τιμίου Σταυρου), также Медовый (Первый) Спас — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.


Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

  В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Животворящий Крест Господень — Годеново

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва — Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни — Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.

Добраться общественным транспортом до Годеново крайне трудно. Сначала надо ехать междугородным автобусом от Москвы в сторону Ярославля. Далее, не доезжая до конечной остановки, высаживаться в Петровске и ловить местный автобус, который ходит все¬го лишь три раза в сутки. Да и то, частенько бывает, рейсы отменяются. Но тот, кто по милости Божией все-таки достиг этого святого места, погружается в беспредельную благодать и благодарит Господа за такую открывшуюся милость. О явлении Чудотворного Распятия, повествование о котором дается по сохранившемуся изданию 1874 года, а также о свидетельствах благодатной помощи его в наши дни мы расскажем благочестивым читателям с благословения игумении Никольского Переславского женского монастыря матушки Евстолии.

Сказание о явлении Честного Животворящего Креста Господня и святителя Николая Чудотворца в погосте Никольском Ростовского уезда. Издание церковного старосты, крестьянина Василия Петровича Ехлакова, 1874 г.
Одиннадцатого сентября 1667 года боголюбивый окольничий московский князь Петр Лукич, узнав про чудотворный образ Животворящего Креста Господня и Чудотворца Николая, отправился поклониться им в Ростовский уезд на Никольский погост, «что на болоте». Добравшись до Никольского погоста, он вошел в церковь Николы Чудотворца, где находилось Распятие Господне. Взяв у служившего иерея благословение, князь стал расспрашивать о чудесах Животворящего Креста: каким образом он явился, в какое время и кто был тому свидетелем. Иерей же ему отвечал: «Я слышал от прежних иереев про чудеса, происходившие от Креста Господня, но это было в прежние времена, по произволению Божию. С тех пор, по нашим грехам, свидетельств письменных тому не сохранилось. Святая Божия церковь Николы Чудотворца сгорела полностью, а вместе с ней церковные книги и книга о чудесах Распятия Господня». Услышав это, опечалился князь Петр Лукич, но не успокоился и снова стал допытываться про чудеса Животворящего Креста, которых жаждала знать душа его.
Иерей же сказал: «Вряд ли вы что-либо узнаете». Услышав такой равнодушный ответ, вознегодовал князь: «Как же вы, священники, служите в церкви, а радения не имеете и не сохраняете святые предания! Об этих чудесах я слышал от посторонних людей, от прадедов моих и многих священников. Они рассказывали о том, как в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась, а вы своим забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете. В прошлом я, многогрешный, был назначен генералом по личному указу великого Государя и отправился со своим полком в дальние страны, далеко за город Киев, оберегать границы русские от государевых неприятелей.
Два года находился я в тех землях со своим полком, а в моем полку были люди всяких чинов, и они мне рассказали, как приходили поклониться в Никольский погост Животворящему Кресту и Николаю Чудотворцу, а также поведали мне о многих чудесах и исцелениях, исходящих от Животворящего Креста и чудотворца Николая.

Узнав о дивных чудесах, я дал себе обет приехать в Ростовский уезд и помолиться Животворящему Кресту и чудотворцу Николаю, когда Бог и великий Государь изволят освободить меня от службы. И вот я, многогрешный, вместе со своей княгинею и домочадцами прошел долгий путь, претерпел в дороге множество трудностей, но добрался до образа Животворящего Креста Господня. И захотелось мне подробнее, во спасение своей души, из уст самого священника услышать рассказ о чудном явлении, чудесах и исцелениях, исходящих от великой святыни. Скажи мне, иерей, хоть на память, что ты знаешь о чудесах?» Не многое припомнил священник. Далее, восхвалив Бога и великого угодника Николая, он совершил молебное пение у Животворящего Креста Господня и остальных икон. Потом благословил князя на поиски свидетельств чудес Животворящего Креста и Николая Чудотворца. Петр Лукич собрался в обратный путь, обещаясь в скором времени снова приехать ко образу Господню.

Иерей же, проводив и благословив на прощание паломника, скорбел о словах, сказанных князем. Он вернулся в церковь, с кротостью помолился Кресту Господню и сразу отправился в Ростов. Там в монастыре царевича Петра жил игумен Исайя, который мог рассказать о чудесах Животворящего Креста, так как он был рожден и воспитан в Никольском погосте, где когда-то жили его дед и отец. Испросив благословение у преподобного игумена, иерей сказал: «Поведай мне, святой отец, откуда и как явился Животворящий Крест Господень в Никольском погосте?» — и рассказал историю и просьбу князя, который специально приехал издалека, чтобы узнать о чудесах Животворящего Креста. Тогда преподобный отец отвечал:

— Я, многогрешный игумен, слышал о явлении Животворящего Креста от своего отца священносхимонаха Игнатия и священносхимонаха Варлаама, которым это повествование было передано от их родителей.

Давно неким пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, где ныне находится Никольский погост, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но когда поняли, что это сила Божия явилась им и показала чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет.
Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию». Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно непроходимые ни для человека, ни для скота. Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащи густые. Наконец они добрались к неизглаголанному свету и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. От страха пастухи на долго пали ниц, словно мертвые.
Но когда Божественная сила укрепила их и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия, воззвал: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий