Смертный приговор Степану Разину

 Степан Тимофеевич Разин

Восстание под предводительством атамана Степана Тимофеевича Разина стало самым массовым и кровопролитным народным движением в России XVII в. Собственно разинская армия в период высшей точки восстания в 1670–1671 гг. достигала 20 тыс. человек. Они спровоцировали восстание в Нижнем и Среднем Поволжье, где в общей сложности в борьбу за лучшую жизнь втянулось еще около 200 тыс. человек. Решительные действия царских войск, безжалостные расправы привели к подавлению восстания. Разин был казнен как бунтовщик и вероотступник. Но его фигура, порой обраставшая явно фантастическими подробностями, осталась в памяти народа. Разину посвящали песни, поэмы, романы, фильмы.

XVII столетие в истории России иногда называют «бунташным» веком. Оно началось событиями Смутного времени, а завершилось стрелецкими бунтами в Москве. Народные волнения охватывали огромные территории, а во время городских бунтов восставшие на время становились хозяевами столицы. Однако бунтовщики не имели продуманного плана действий, обычно преследовали локальные, были разобщены и недисциплинированны. Общей чертой народных волнений XVII в. являлись ярко выраженные монархические иллюзии. Народные массы были составной частью сложившейся социальной системы. Никакого иного образа жизни, кроме привычного, участники восстаний не представляли. В этой жизни давно сформировался уклад с общинной взаимопомощью, чувством справедливости и уравнительной моралью. Ключевыми понятиями народной психологии оставались «правда», «справедливость», «истинность». Базовой категорией политической психологии являлся монархизм. Народные массы не отождествляли царя с источником своих бед, поэтому именно в нем они искали защиту.

Усиление тягот жизни требовало объяснения, и оно было найдено в понятии «измена». В условиях всеобщей службы трудности должны были делиться поровну. Любое нарушение устоявшегося порядка народ как раз и трактовал как измену. Так, предателей обнаруживали в лице бояр, поставивших себе новые терема, не соответствующие их чину. Следовательно, в понимании народа они воровали, а это требовало восстановления справедливости.
Распространенной предпосылкой восстаний являлись слухи. Царь в них неизменно оказывался защитником простого народа, которого околдовали или захватили «злые вороги». Например, в 1650 г. в Пскове и Новгороде распространился слух, будто государь написал указы, облегчающие жизнь народа, но бояре-кровопийцы их скрыли. В 1662 г. народ был уверен, что медные деньги бояре выпускают без ведома царя. Около 4–5 тыс. человек прорвались в резиденцию царя в селе Коломенское, где вручили ему челобитную с требованием наказать «бояр-изменников».

К росту социально-экономической напряженности вели окончательное установление крепостного права (по Соборному уложению 1649 г.), долгая и тяжелая война с Речью Посполитой, неудачная денежная реформа 1662 г. Идейный и духовной кризис общества усугубился реформой патриарха Никона и церковным расколом. Особенно остро эти перемены ощущались на Дону, где на них накладывалось стремление власти ограничить традиционные казачьи вольности, интегрировать казаков в государственный аппарат. Обстановка на Дону в 1660-е годов обострилась и в связи с ростом бедного, так называемого голутвенного казачества. Его представители не получали, в отличие от «домовитых», то есть богатых, казаков, государева жалованья и доли в «дуване» – дележе рыбной добычи. В 1666 г. прогремел первый социальный взрыв: казачий атаман Василий Ус поднял восстание. Его отряды сумели дойти с Дона до Тулы, к восставшим примкнули не только казаки, но и беглые холопы окружающих уездов. К казакам и крестьянам присоединились и те из посадских, что были недовольны ликвидацией в городах в 1649 свободных от налогов и пошлин «белых слобод».

Царь Алексей Михайлович направил против мятежников полки, и тогда, не дожидаясь сражения, казаки и многие  прибившиеся к ним местные крестьяне и холопы ушли на Дон. Вскоре большинство соратников Уса оказались в отряде Степана Тимофеевича Разина, атамана, к 1667 г. уже знаменитого лихими набегами. Весной 1667 г. Стенька Разин с отрядом примерно в 600 человек двинулся с Дона на Волгу искать «зипунов», то есть добычи. По пути разинцы грабили караваны судов с казенным товаром. После зимовки в Яицком городке (современный Уральск), казаки совершили набеги на владения иранского шаха – Баку, Дербент, Решт. Помимо добычи они приобретали и опыт «казацкой войны»: засад, налетов, различных обходных маневров. Возвращение казаков в августе 1669 г. на Дон с богатой добычей укрепило славу Разина как удачливого атамана. Тогда же родилась попавшая в народную песню легенда о расправе атамана с персидской княжной, якобы захваченной в виде военной добычи.

К бесстрашному атаману потянулись тысячи казаков. В созданном им на острове в низовьях Дона городке Кагальник началась подготовка к походу уже не «за зипунами», а «супротив» бояр: «Пришел бить бояр да богатых господ, а с бедными и с простыми готов, как брат, последним поделиться! Вам бы заодно [с нами] изменников и мировых кровопивцев изводить!». Стараясь показать широту и щедрость души, сторонники Разина раздавали и продавали за бесценок награбленное – восточные ткани, посуду, украшения, доказывая, что всем хватит отнятого у знати добра. Сам воевода Иван Прозоровский не устоял против соблазна и выпросил себе у Разина соболью шубу. В агитационных «прелестных листах» (от глагола «прельщать» – привлекать) Разин обещал «освободить всех от ярма и рабства боярского», призывая войти в состав его войска.

В мае 1670 г. Разин с казаками пошел на веслах вверх по Волге к Царицыну. Захватив город, атаман оставил там 500 человек и вновь двинулся к Астрахани с 6000-ным войском. В Астрахани воевода Иван Прозоровский, пытаясь задобрить стрельцов, выплатил им причитающееся жалованье и отдал приказ укрепить город. Одновременно он послал один из стрелецких отрядов, рассчитывая задержать разинцев. Но стрельцы перешли на сторону восставших. По словам свидетеля событий, голландского путешественника Яна Стрёйса, «с развернутыми знаменами и барабанным боем, стали они целоваться и обниматься, и договорились стоять друг за друга душой и телом, дабы истребив изменников-бояр и сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми».

В июне около 12 тыс. казаков подошли к Астрахани. Разин направил к Прозоровскому для переговоров о сдаче города Василий Гаврилова и дворового Вавилу, однако «воевода разорвал письмо и приказал обезглавить пришедших».

Астраханцы, находившиеся в рядах восставших, провели ночью струги восставших через реку Болду и приток Черепаху в тыл города. Внутри крепости сторонники Разина подготовили лестницы, чтобы помочь нападавшим. Перед штурмом атаман заявил: «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам волю и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны».

В ночь на 22 июня 1670 в Астрахани началось восстание, бунтовщики завладели Земляным и Белым городами, проникли в кремль, где расправились с боярами и воеводой Прозоровским. Их сбросили с многоярусной башни Раскат. Повстанцы сформировали в городе народное правительство по принципу казачьего круга, после этого основная часть войска двинулась вверх по Волге.

Берегом шла конница – около 2 тыс. человек, по воде двигались основные силы. В конце июля разинцы вернулись в Царицын. Здесь казачий круг принял решение идти с основными силами к Москве, а с верховьев Дона наносить вспомогательный удар. Сам Разин плохо представлял себе конечные цели восстания и по всей видимости имел в виду лишь создать большую «казачью республику».

15 августа Разина с 10 тысячами человек встретили хлебом-солью в Саратове, вскоре без боя сдалась Самара. 28 августа, когда Разин находился в 70 верстах от Симбирска, князь Юрий Барятинский попытался выбить казаков из Саранска, но потерпел поражение и отступил к Казани. Захватывая города, разинцы делили имущество знати и крупных торговцев между казаками и повстанцами, призывая «стоять друг за друга единодушно и идти-де вверх и побивать и выводить изменников-бояр». Попытка царя наказать казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, добавила Разину сторонников, к нему сбегались беглые крестьяне и холопы. Участники восстания искренне верили во взаимоисключающие вещи. С одной стороны, Разин объявил себя мстителем за Алексея Михайловича, у которого бояре отравили двух сыновей — Алексея и Семена. С другой – многие считали, что царевич Алексей находится в войске Разина.

Перелом наметился после того, как в октября 1670 г. московское войско возглавил воевода князь Юрий Долгоруков. Он сделал своим опорным пунктом Арзамас и оттуда направлял в разные стороны действия подчиненных себе воевод. Отряды, посылаемые князем Долгоруковым, начали одерживать победы над мятежниками и вскоре выбили их из Нижегородского уезда. В октябре основные силы Разина были разбиты под Симбирском. Сам атаман был ранен и бежал на Дон. Там 9 апреля 1671 г. «домовитые казаки» во главе в Корнилом Яковлевым выдали его властям вместе с его братом Фролом. Вождя восставших привезли в Москву, там допросили, пытали и четвертовали в июне 1671 г.

К сожалению, материалы следственного дела Разина, находившиеся в архиве приказа Казанского дворца, сгорели во время кремлевского пожара 1701 г. Из подлинных документов о восстании Степана Разина уцелело лишь несколько ветхих столбцов, пересланных еще до пожара в другие учреждения. Вот почему о некоторых подробностях этого восстания первые русские историки вынуждены были черпать сведения главным образом из воспоминаний живших в то время в России иностранцев. В том же самом 1671 г., когда было подавлено восстание Степана Разина, во Франции появилась печатная брошюра под названием: «Сообщение о подробностях бунта, недавно поднятого в Московии Стенькою Разиным, о его зарождении, развитии и окончании, с объяснением, как был пойман этот бунтовщик, какой ему был вынесен приговор и каким способом он был казнен». Это был перевод с английского. Автор ее – англичанин – посетил Россию на корабле «Царица Эсфирь», совершавшем регулярные рейсы между Лондоном и Архангельском. По-видимому, в 1670 г. он побывал в Москве и в других русских городах.
В приложении к этой брошюре был опубликован и перевод приговора Разину. Долгое время исследователи считали, что подлинник приговора не сохранился, за исключением двух фрагментов. Лишь в 1920-е гг. в фонде «Донские дела» бывшего Московского главного архива министерства иностранных дел был найден его полный текст.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий