Темная сторона Мартина Лютера: хотел убить всех евреев

Никакого посредничества

Всего через восемь лет после анафемы Мартина Лютера Реформация отвоевала территорию в таком количестве немецких и швейцарских королевств, что ведущие протестантские теологи собрались в Марбурге в Гессене, чтобы договориться об общих правилах для новой церкви.

Нужно было прийти к согласию насчет пятнадцати тезисов. Четырнадцать из них не вызывали проблем, но вот вопрос о Вечере Господней вызывал ожесточенные споры. Присутствовал ли Иисус действительно своей плотью и кровью, или это имеет лишь символическое значение — об этом теологи могли пререкаться месяцами. Как Иисус мог присутствовать сразу в нескольких местах одновременно, спрашивал один из лагерей, на что Лютер отвечал, что Иисус повсюду.

Гармонии достичь так и не смогли, тем не менее, большинство подписало соглашение, которое в 1530 году объединило протестантские страны. Швейцарцы воздержались от подписания, а взгляд на Вечерю Господню до сих пор остается причиной разногласия разных протестантских церквей.

Одновременно с тем, как реформаторы обсуждали Вечерю Господню в Марбурге, католическому миру угрожали турки, которые продвинулись на север и стояли уже под Веной. Император Священной Римской империи хотел быстро положить конец религиозным распрям, чтобы пойти против турок единым фронтом. Поэтому лидеры реформации были призваны в Аугсбург для переговоров.

Мартин Лютер участвовать в них не мог, в отношении него по-прежнему действовал смертный приговор. Но его ближайшие соратники поехали в Аугсбург и зачитали соглашение, заключенное в Марбурге, которое в связи с этим потом стало называться «аугсбурским признанием».

Католическая церковь не была готова идти на уступки, а лишь дала протестантам несколько месяцев отсрочки, чтобы те оставили свою ересь и подчинились Папе. Иначе она угрожала войной.

Это стало последней попыткой объединить церковь. Мартин Лютер констатировал, что дальнейшие переговоры бессмысленны. Протестантские князья образовали собственный военный альянс, чтобы защититься от возможной католической агрессии.

Погромы

 Поэтому призывы изгонять и убивать евреев стали выполняться, что привело к погромам во многих немецких городах, они происходили в течение всей второй половины 16 века и позднее. Но молодой Мартин Лютер изначально был вовсе не враждебно настроен по отношению к евреям, напротив.

Лютер знал, что евреи, конечно, отрицали Иисуса и распяли его, но вначале он думал, что их действия можно объяснить тем, что им не была дана истинная вера. Когда случился прорыв реформации, тогда и евреи, наконец-то, должны были услышать правду об Иисусе Христе, осознать, что он был Спасителем и глубоко раскаяться в том, как они встретили сына Божьего полторы тысячи лет назад, полагал Лютер.

Он ошибался. Как Лютер и другие ведущие священники ни проповедовали христианские послания евреям, те продолжали придерживаться убеждений своих предков о том, что Иисус вовсе был не божество, а обыкновенный смутьян, который получил то, что заслужил.

То, что евреи отрицали Иисуса по незнанию, Мартин Лютер мог понять. Но то, что они продолжали отрицать Спасителя и после того, как познакомились со священными писаниями, когда им на блюдечке поднесли все евангелическое христианство — это было уже слишком.

Такую неблагодарность Мартин Лютер простить не мог и потому в 1543 году написал памфлет «О евреях и их лжи». Книге суждено было много раз переиздаваться, особенно в 1930-е годы.

Следует помнить, что преследование евреев продолжалось по всей Европе многие сотни лет. То есть, Мартин Лютер совершенно не оригинален в этом вопросе.

Уникален же Мартин Лютер потому, что ему удалось восстать против Папы и создать целую новую евангелическую церковь, которая превратилась в народную церковь Северной Европы.

Мартин Лютер

1483 — родился в Айслебене.

1505 — прекращает изучение юриспруденции и уходит в монастырь.

1512 — становится доктором теологии и профессором университета в Виттенберге.

1517 — нападает Папу и католическую церковь в своих 95 тезисах, которые он представляет в Виттенберге.

1521 — объявлен Папой вне закона, бежит в замок Вартбург, где переводит Новый завет на немецкий язык и пишет постиллу, которая становится основой евангелических проповедей.

1525 — женится на бывшей монахине Катарине фон Бора.

1529 — Лютер издает Большой катехизис для священников и Малый катехизис для простого народа.

1530 — в Аугсбургском признании протестантские королевства приходят к согласию насчет нового церковного порядка.

1546 — Лютер умирает в Айслебене 62 лет от роду. Похоронен в Виттенберге.

Оригинал публикации: Martin Luthers mörka sida: Ville dräpa alla judar

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий