У истоков российского протестантизма

Бачинин Владислав Аркадьевич ,
доктор социологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Социологического института РАН. Санкт-Петербург.

В христианских конфессиях, массово представленных в России, протестантизм занимает второе место после православия. В настоящее время в стране около полутора миллионов протестантов разных деноминаций. История этого религиозного движения, существующего в России вот уже полтора столетия, исследована пока довольно слабо. Среди вопросов, заслуживающих внимания историков, на одно из первых мест может быть поставлена тема бурного всплеска протестантских умонастроений среди высшей петербургской аристократии в 1870-е годы.

О типе русского аристократа-протестанта читающая российская публика XIX-XX вв. имела весьма смутное представление. К середине 1870-х гг. в России успели смениться несколько поколений аристократов, проживших свою жизнь вне сколько-нибудь направляющего влияния Православной церкви. В империи к этому времени успел уже набрать достаточную силу процесс секуляризации, охвативший и значительную часть российских дворян. Если бы не ряд весьма нетривиальных событий в жизни петербургского высшего света середины 1870-х гг., тенденция секуляризации дворянского сознания сохранялась бы в прежнем, или даже во все более усугубляющемся виде. Однако, для многих из тех, на кого самодержавная власть привыкла опираться, все сложилось иначе, и им суждено было пережить неожиданное для них самих духовное пробуждение. Столичным титулованным аристократам, пережившим в детстве состояние полусознательной православности, а в юности и зрелости ставшим добычей вольтерьянского скепсиса, довелось вступить в совершенно новую фазу духовной жизни. Вчерашние завсегдатаи дворцовых раутов, великосветских салонов стали превращаться в активных участников регулярных богослужений, горячих молитвенников, неустанных проповедников благой вести и выполнять те пастырские функции, которые в Православной церкви выполняли только священнослужители.

Обычно русский аристократ XIX в. только в очень редких, исключительных случаях мог перейти в духовное сословие и принять сан священника. Для такого перехода требовалось разрешение самого императора. А поскольку это сопровождалось существенным понижением социального статуса, то подобный переход оказывался практически нереальным. Но то, что было невозможно применительно к Православной церкви, оказалось реальностью в неправославном христианстве. Богач В. А. Пашков, граф А. П. Бобринский, граф М. М. Корф, барон П. Н. Николаи и другие представители высшей аристократии не согласились бы стать православными священниками, но они с огромным воодушевлением приняли на свои плечи обязанности протестантского пастора.

В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» имеются страницы, прямо относящиеся к рассматриваемой теме. Это прежде всего характеристика великосветского кружка графини Лидии Ивановны, в которую был вхож один из главных героев романа — Алексей Александрович Каренин. Деятельность графини Лидии Ивановны и ее кружка Толстой называет филантропической и религиозно-патриотической, широко известной всему Петербургу и являющейся весьма важной реальностью духовной жизни столичного высшего света. К этому кружку причастна и Анна Каренина, которая до встречи с Вронским и измены мужу относилась к людям этого круга почтительно, с глубоким пиететом и имела среди них друзей. Но в дальнейшем общение с людьми, которые были «совестью петербургского общества», стало тяготить ее. Теперь «кружок этот ей стал невыносим. Ей показалось, что и она и все они притворяются, и ей стало так скучно и неловко в этом обществе, что она сколько возможно менее ездила к графине Лидии Ивановне», — пишет Толстой1.

С деятельностью кружка Лидии Ивановны связана фигура некоего сэра Джона, приехавшего из Англии. В романе нет никаких сведений, указывающих на то, кто это такой. Под именем сэра Джона в романе Толстого выведен протестантский проповедник, английский аристократ, лорд Гренвил Аугустус Вильям Вальдигрев Редсток (1831 — 1913). Петербургские события, непосредственно связанные с его именем, получили два названия. Многие наблюдатели характеризовали его как «великосветский раскол», а Н. С. Лесков даже использовал это определение в качестве заголовка своего сочинения, посвященного Редстоку. Православные священнослужители отзывались о протестанте Редстоке с большим неудовольствием, видя в английском проповеднике нарушителя духовного благоденствия, «хищного волка», проникшего в православную овчарню, а в аристократах-"редстокистах" — совращенных отступников от истинной веры, ставших опасными еретиками. Но несмотря на различия оценок фигуры Редстока, все единодушно признавали, что деятельность английского лорда "наделала довольно большого шума в России"2.

Личность лорда-миссионера изучена очень слабо. Даже Н. С. Лесков, автор наиболее обстоятельного описания «дела Редстока», с самого начала предупреждает читателей, что сведения, которыми он располагает, "не особенно точны и весьма неполны"3. Первая причина — это упомянутое выше разнообразие оценок деятельности Редстока в Петербурге. Православное и протестантское сознание предлагают взаимоисключающие точки зрения на личность и миссию Редстока. Первая носит негативный и даже бранный характер, а вторая окрашена в восторженно-умиленные тона. Современному российскому христианину, православному или протестанту не составит труда определиться в данном вопросе и присоединиться к одной из этих двух позиций. Для светского, внецерковного сознания это самоопределение задача достаточно трудная. Большее, на что может рассчитывать исследователь, не разделяющий взглядов ни православных, ни протестантов, — это возможность внести некоторые дополнительные фактографические штрихи в характеристику исследуемого феномена. Вторая причина состоит в том, что деятельность «редстокистов» пресекалась царским правительством, и впоследствии какое-либо серьезное научно-теоретическое внимание к ней не находило поддержки в официальных академических и университетских кругах. Сами же русские протестанты были поставлены в России, а затем в СССР, в такие условия, при которых заниматься научными исследованиями своей истории им было практически невозможно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий