Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)

Протоиерей Фёдор Кривонос

На Могилёвщине...

Χ Ρ Ο Ν Ο Σ. Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г. Первым храмом, открытым на Могилёвщине, стала церковь Святых Апостолов Петра и Павла, располагавшаяся в предместье г. Могилёва на Луполове.

С 9 августа 1941 г. богослужения в ней начал совершать священник Михаил Агеев56. До войны он являлся настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Головчин Белыничского района. В 1932 г. был арестован по обвинению в принадлежности к мифической «церковно-повстанческой антисоветской организации». Отбывал срок заключения в Сибири57.

После освобождения возвратился в Белоруссию. Это был выдающийся пастырь. В сан священника его рукоположил епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев), умерший в Вологодской тюрьме НКВД в 1942 г.58 В протоиереи возвёл епископ Могилёвский Феодосий (Ващинский), принявший смерть от безбожников в 1937 г.59 Забегая вперёд, отметим, что после войны протоиерей Михаил Агеев был духовником Могилёвскогоблагочиния и пользовался редкой любовью и большим авторитетом среди собратьев по пастырскому служению и простых мирян.

Вместе с отцом Михаилом Агеевым в Свято-Петро-Павловской церкви в начальный период войны служил полуслепой иеромонах Иоанникий (Панькевич), с 1937 г. – единственный православный священник-катокомбник Могилёва и его окрестностей, до начала войны скрывавшийся от властей60.

В Могилёве было образовано Временное епархиальное управление, которое стало назначать на приходы священников. Его организовал и возглавил протоиерей Константин Радзивинович, речь о котором пойдёт ниже. Именно оно оказалось в центре возрождавшейся церковной жизни на Могилёвщине в первые месяцы войны61.

28 августа указом этого управления настоятелем Свято-Успенской церкви с. Голени Могилёвского района назначили иерея Петра Сойченко. До 1932 г. он служил в Свято-Троицком храме с. Городище того же района. Затем подвергся аресту и был приговорён к восьми годам заключения. После освобождения возвратился на Родину. О себе он оставил память, как «добрый, ревностный служитель Святого Алтаря»62.

В августе 1941 г. по инициативе местных жителей возобновил свою деятельность Спасо-Преображенский храм в Шклове63.

В том же месяце под руководством священника Стефана Клинцова верующие восстановили Свято-Троицкий храм в Быхове. Вдохновивший и организовавший их на это благое дело пастырь был человеком исповеднической судьбы.

Сан диакона он принял в 1929 г., когда в Восточной Белоруссии крестьяне подверглись массовой коллективизации, а Церковь жестоким гонениям. Рукоположил его епископ Могилёвский Феодосий (Ващинский), позднее расстрелянный большевиками64.

В 1931 г. молодого диакона арестовали и отправили на один год принудительных работ за невыполнение лесозаготовок. Отбыв этот срок, он, однако, не изменил своему призванию и решился продолжить служение Богу и людям в то суровое, опасное время. 15 марта 1932 г.  епископ Феодосий возвёл его в сан священника.

До конца 1934 г. отец Стефан окормлял приход в с. Гладково Чаусского района. После закрытия храма он вынужден был заняться... плетеним корзин для торфозаготовок, а в 1937 г., предчувствуя свой скорый арест, по его собственным словам, «перешёл на полулегальное положение и находился на нём до 12 июля 1941 г., т.е. до момента оккупации Быховского района немецко-фашистскими войсками»65.

16 сентября 1941 г. Могилёвское епархиальное управление назначило священника к Высоцкой церкви Шкловского района. Им стал иерей Константин Семенюк, до войны служивший в церкви с. Корсаковичи Борисовского района. Арестованный в 1933 г., он после выхода на свободу с мая 1936 г. проживал в Могилёве, трудился разнорабочим на фабрике66.

Осенью 1941 г. богослужения возобновились в Свято-Борисо-Глебской церкви Могилёва. Её настоятелем стал протоиерей Николай Бекаревич, до войны отбывший десятилетний срок заключения в концлагере67. В качестве его помощника выступил священник Онисим Коваленко, до 1930 г. служивший в церкви с. Ульяновичи Сенненского района Витебской области, а в 1930–1935 гг. находившийся в тюрьме68.

26 октября 1941 г. в должность настоятеля Трёхсвятительской церкви Могилёва вступил протоиерей Константин Радзивинович, характеризовавшийся, как «трудолюбивый и добрый пастырь, который дело пастырское любит и исполняет с великим тщанием»69. За его плечами остался пятилетний срок пребывания в концлагере, где он работал на строительстве канала Москва–Волга70.

В помощь отцу Константину 10 декабря Могилёвским епархиальным управлением вторым священником в Трёхсвятительскую церковь был определён шестидесятилетний протоиерей Иларион Бразовский, несмотря на свой возраст и физические немощи, запомнившийся верующим людям, как «ревностный служитель Церкви Божией, идущий навстречу нуждам прихожан»71.

Наряду со Свято-Петро-Павловской (на Луполове), Свято-Борисо-Глебской и Трёхсвятительской церквями к концу октября 1941 г. В Могилёве были возрождены ещё два православных храма: Свято-Николаевский и кладбищенский (по Быховскому шоссе)72.

В первые месяцы войны возобновил работу Белыничский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Нелёгкий крест служения в нём принял на себя архимандрит Марк (Сидляр), по отзыву современников «многоболезненный старец, всей душой преданный Господу и Его Святой Церкви»73. Он также был судим в своё время. После освобождения проживал в Белыничах.

Помощником отца Марка стал диакон Архип Павленко, бывший целибатом. В его характеристике послевоенных лет читаем: «Скромный, трудолюбивый и нестяжательный... он самообразованием достиг многого... Его простые слова, проникнутые теплотой сердца, доходят до сердец верующих»74.

Среди возрождённых в 1941 г. на Могилёвщине приходских церквей нельзя не упомянуть и церковь Святого Димитрия Ростовского с. Выдрянка Краснопольского района. В период войны этот храм действовал в радиусе 60–80 км, окормляя прихожан с самых дальних уголков района75.

 Примечания:

55.  Горидовец Владимир, священник. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941–1944 годах // Преображение. 2009. № 6 (июнь).
56.  Архив МЕУ. ПСУС. Т. 1 (А–В).
57.  Маракоў Леанід. Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі. 1917–1967. Т. І. Минск, 2007. С. 24.
58.  История Русской Православной Церкви. Т. І. СПб., 1997. С. 539.
59.  Мученический и исповеднический подвиг Могилёвских святителей ХХ века: Феодосия (Ващинского), Свмч. Павлина (Крошечкина), Александра (Раевского). Минск, 2002. С. 15.
60.  Архив МЕУ. ПСУС. Т. 5 (М–Р).
61.  Иванова М. Протоиерей Константин Радзивинович // Могилёвские епархиальные ведомости. 2005. № 157.
62.  Архив МЕУ. ПСУС. Т. 7 (С–Я).
63.  Лебедь Сергий, священник. Свято-Георгиевская церковь с. Высокое Шкловского района // Могилёвские епархиальные ведомости. 2006. № 1 (158).
64.  Кривонос Феодор, священник. Мученический и исповеднический подвиг Могилёвских святителей ХХ века… Минск, 2002. С. 15.
65.  УКГБ по Могилёвской области. Д. 15032-сн. Л. 24 об.–25.
66.  Архив МЕУ. ПСУС. Т. 7 (С–Я).
67.  Там же. Т. 2 (А–М).
68.  Там же. Т. 4 (К–Л).
69.  Там же. Т. 6 ( М–Я).
70. Кривонос Феодор, священник. У Бога мёртвых нет… С. 173
71. Архив МЕУ. ПСУС. Т. 2 (А–М).
72. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны… С. 43.
73. Архив МЕУ. ПСУС. Т. 6 (М–Я).
74. Там же. Т. 5 (М–Р).
75. Сям’янава Г. К. 100-гадовы юбілей Свята-Дзімітрыеўскай царквы ў с. Выдранка Краснапольскага р-на // Могилёвские епархиальные ведомости. 2005. № 4 (157).

Назад   Начало  Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий