Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)

На Гомельщине...

Χ Ρ Ο Ν Ο Σ. Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г. Гомель был захвачен немецкими войсками 19 августа 1941 г. Вскоре при городской управе оккупационные власти учредили отдел народного просвещения, который возглавил Николай Николаевич Будзилович. До июня 1942 г. этот отдел заведывал всеми делами, связанными с открытием на Гомельщине православных приходов и назначением на них священнослужителей.

Заметную роль в организации церковной жизни в Гомеле и его окрестностях в период оккупации города сыграл протоиерей Николай Гейхрох, со временем ставший местным благочинным.

По его свидетельству, сразу после вступления в Гомель немцев, богослужения возобновились в тамошнем кафедральном соборе Святых Апостолов Петра и Павла. В нём поочерёдно стали служить: вначале немцы (по-видимому, лютеране); затем – римо-католики и только в последнюю очередь – православные.

Такое положение дел вызвало недовольство среди последних, так как храм изначально являлся православным и никогда не использовался в качестве кирхи или костёла.

Поэтому православные верующие обратились с ходатайством в городскую управу, чтобы им для проведения служб выделили другое помещение. Таковое было предоставлено по улице Советской. Им являлся бывший физкультурный клуб. После ремонта 25 октября 1941 г. в нём освятили храм в честь Святого Великомученика Георгия, настоятелем которого стал протоиерей Николай Гейхрох.

С наступлением зимы немцы освободили кафедральный собор и православные верующие занялись ремонтом этого величественного храма, изготовлением иконостаса, приобретением необходимой церковной утвари. Его освятили 17 марта 1942 г.

17 декабря 1941 г. старанием верующих в Гомеле возродилась ещё одна церковь, освящённая в честь Святителя Николая. В простонародье она называлась Полесской и обслуживала духовные нужды Залинейного района Гомеля76.

Таким образом, во второй половине 1941 г. в Восточной Белоруссии, оккупированной немецкими войсками, в условиях неимоверных трудностей, многих лишений и невзгод начался процесс возрождения церковной жизни.

Это возрождение явилось отражением чаяний самого белорусского народа. Оно проистекало из той глубокой расположенности к Православной Церкви, которую за годы гонений так и не смогли вытравить в душах людей большевики. В пределах Минщины, Витебщины, Могилёвщины и Гомельщины были открыты десятки храмов, в которых

вновь стали возноситься молитвы ко Господу, духовно укреплявшие верующих в несении ими тягот военного безвременья.

В этой связи заслуживает внимания та оценка, которую дал этим первым месяцам возрождения Белорусской Церкви в условиях оккупации современник тех событий и в дальнейшем их непосредственный участник архиепископ Афанасий (Мартос).

Он запечатлел ход событий первых месяцев 1941 г. в следующих словах: «С приходом немецких войск верующие принялись за восстановление разрушенной церковной жизни. Немецкие военные власти помогали в этом с расчётом на приобретение народной симпатии. Находились священники, которые многие годы скрывали свой сан, опасаясь преследования. Немцы выдавали им удостоверения, дающие право беспрепятственно совершать богослужения и исполнять пастырские обязанности в условиях военной оккупации. Верующие принимали священников с любовью, отстраивали полуразрушенные церкви, украшали их иконами, приносили церковно-богослужебные предметы и книги, которые бережно хранили у себя дома от взора безбожников и гонителей веры. Богослужения начали совершаться в переполненных храмах. Священников было весьма мало, а нужда в них была велика. Нива Божия созрела, но делателей на ней не хватало. Священникам приходилось совершать Таинство Крещения детей и взрослых десятками за один раз. Это было второе крещение Руси, как бы новое возрождение православной веры на всех просторах Восточной Беларуси77.

 Примечания:

76 Архив УКГБ по Брестской области. Д. 13331-с. Л. 173–173 об.

77 Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 2000. С. 323–324.

Назад       Начало

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий