Вхождение Константинопольского патриархата в русло внешней политики США в первые годы холодной войны

7 декабря 1965 г. одновременно с Павлом VI Константинопольский Патриарх Афинагор I объявил о взаимном снятии анафем 1054 г., которые этим произвольным постановлением, якобы, устранены из памяти Церкви.

Автор: Павел Ермилов

Послевоенное противостояние США с Советским Союзом разворачивалось не только в политическом, экономическом и идеологическом плане. В ходе выработки многосторонней стратегии сдерживания «советской угрозы» США уделяли большое внимание религиозному фактору, стремясь придать «холодной войне» религиозное измерение1.

Американские идеологи «холодной» или, как тогда говорили, «психологической» войны с Советским Союзом представляли коммунизм в качестве агрессивного псевдорелигиозного учения, которому необходимо было противопоставить нравственный мировой порядок и истинную веру 2. В одном из наиболее важных документов эпохи — подготовленном в апреле 1950 г. докладе «Цели и планы Соединённых Штатов в сфере национальной безопасности» (NSC 68) — отмечалось, что Советский Союз движим «новой фанатичной верой, прямо противоположной нашей вере» (new fanatic faith, antithetical to our own)3, «новой всеобъемлющей верой» (new universal faith), во имя которой он готов возглавить «международный крестовый поход» (international crusade)4. В том же году президент США Г. Трумэн в обращении к нации по случаю празднования Рождества говорил: "Мы все едины в борьбе против коммунистической тирании. Коммунизм безбожен. Демократия же является плодом веры — веры в самого себя, веры в своих близких, веры в Бога. Самым мощным оружием демократии являются не пушки, танки или бомбы. Но вера. Вера в братство и достоинство человека под Богом"5. В официальной риторике того времени постоянно подчёркивалось, что холодная война была "не просто противостоянием двух наций с противоположными экономическими и политическими системами, а противостоянием двух религий"6.

В 1952 г. созданный администрацией Трумэна Совет по психологической стратегии (Psychological Strategy Board) отмечал, что "потенциал религии как средства борьбы с коммунизмом просто колоссален... Нашей глобальной целью в попытке использования религии как орудия „холодной войны” должно быть способствование духовному оздоровлению мира, поскольку духовно здоровому миру коммунизм не страшен"7. Реализация этой программы началась с Соединённых Штатов8. 6 марта 1946 г. Г. Трумэн произнес речь перед Федеральным советом Церквей Христа, в которой заявил о необходимости «духовного пробуждения»:

Если мы хотим, чтобы цивилизованный мир, каким мы его знаем, выжил, то страшной мощи, которую человек научился извлекать при помощи атомной энергии, нужно противопоставить духовную силу ещё больших масштабов. Все человечество стоит в данный момент или на пороге уничтожения, или в преддверии величайшей эпохи в истории. Я бы хотел вступить в эту великую эпоху. Только высокое нравственное устроение сможет совладать с новой мощью мироздания и развить её во имя общего блага... Протестантская Церковь, Католическая Церковь и иудейская синагога, соединившись друг с другом в братском американском единстве, должны запустить ту ударную волну, которая позволит осуществить это нравственное и духовное пробуждение (moral and spiritual awakening)9.

Однако Трумэн не ограничивал свою программу рамками одного американского общества. На протяжении всего своего президентского срока он занимался выстраиванием международного религиозного фронта в борьбе с коммунизмом10. Американский президент глубоко верил  в возможность консолидации всех религий мира на базе общих нравственных ценностей перед лицом атеистической угрозы. В 1951 г., обращаясь к американским верующим, Трумэн говорил:

В этот кризисный момент человеческой истории, все, кто исповедуют веру в Бога, должны объединиться, прося Его помощи и Его руководства. Нужно отложить различия между нами и быть сейчас вместе, потому что никогда ещё не были различия между нами столь второстепенными и незначительными, как перед лицом той угрозы, с которой мы сегодня столкнулись... В опасности находится не просто та или иная Церковь. Под угрозой уничтожения не просто та или иная вера. Беда нависла над всеми Церквами и всеми вероисповеданиями. На кону само будущее Слова Божия — учения, которое дошло до нас от дней пророков и времен Иисуса... Несмотря на преграды, разделяющие разные Церкви, на более глубоком уровне существует братское единство. Мы должны дальше пытаться выявить эти связующие нити и направить Церкви вместе в более тесном единении в крестовый поход во имя мира... И пусть Бог объединит Церкви и все свободное человечество, чтобы в наши дни воцарился мир11.

Позже Трумэн делился своими воспоминаниями:

Идея, которую, как мне всегда казалось, стоило было попытаться осуществить, состояла в том, чтобы привести лидеров и последователей основных мировых религий к деятельному соработничеству. Если бы нам удалось выстроить такой общий религиозно-нравственный фронт, мы бы получили в своё распоряжение жизненную силу для распространения мира на земле. Мелкие и даже значительные расхождения относительно того, как, на наш взгляд, следует почитать Бога, казались мне не столь существенными перед лицом агрессивного врага, угрожавшего искоренить свободу исповедания и другие проявления свободы личности. В 1948 году, в бытность президентом, я старался побудить мировых религиозных лидеров к подобному шагу. Я отправил Майрона Ч. Тейлора, которого ранее повторно утвердил в качестве личного представителя президента при Ватикане, со специальной миссией к папе Пию XII, чтобы представить ему мои соображения по этому предмету. Приватный обмен мнениями я имел с протестантскими прелатами, в их числе с епископом Г. Бромли Окснамом и доктором Самуэлем Макреа Кавертом. Я беседовал с несколькими видными иудейскими лидерами, также имели место контакты с духовными авторитетами исламского мира. Я искал возможности установить связи с лидерами других вероисповеданий, включая тибетского далай-ламу12.

Именно упомянутому Майрону Тейлору, официальному представителю президента США в Ватикане, и была поручена реализация этого проекта13. Его «миссия» была сформулирована следующим образом:

В этот критический момент истории марксизм со всех сторон теснит христианство, при этом христианский мир, к сожалению, сильно разобщён... Воссоединить христианство из-за догматических и культовых расхождений сейчас едва ли возможно, но лидерам христианских Церквей должно быть понятно, что всё христианство в целом подвергается нападению со стороны марксизма и что не по какой другой причине, а лишь защищая сами себя, христианские Церкви должны объединиться для борьбы с «варварами у наших ворот», и увы, уже можно сказать — «в наших воротах». Объединившись, они смогут устоять. Разделившись, они почти наверняка падут. Основная цель миссии г-на Тейлора, личного представителя президента, внушить вышеозначенное христианским лидерам прежде всего Западной и Южной Европы, включая Стамбул, место пребывания Вселенского Патриарха, и Грецию, и выстроить христианские силы для борьбы с большевизмом14.

В письме послу Великобритании в США Э. Вуду Тейлор озвучил свою миссию конкретнее: "побудить все деноминации к религиозному единству в деле сопротивления пропаганде и успехам коммунизма, преимущественно в России"15.

Естественным союзником США стал Ватикан, который к тому времени являлся религиозным центром противостояния советской политике16. Через посредство Тейлора Трумэн передаёт письмо папе Пию XII, в котором пишет: "Я разделяю Ваше опасение из-за угрозы для христианской цивилизации. Все, кому дороги христианские и демократические институты, должны объединиться против общего врага. И этот враг — Советский Союз, который пытается заменить Откровение марксистским учением об атеистическом коммунизме"17. Стремление Трумэна привлечь на свою сторону Ватикан поддержал и Черчилль, который по этому поводу сказал Тейлору: "Я — с Папой... В борьбе с коммунизмом я с ним солидарен... Он весьма последователен в своих высказываниях против коммунизма. Папой я глубоко восхищён"18. Вскоре и Британский МИД присоединяется к идее международного религиозного фронта:

Настал наконец момент для того, чтобы мобилизовать духовные силы в защиту общей идеи Западного союза в самом широком смысле. Свобода личности настолько тесно связана с религиозной свободой и общими духовными ценностями, что все великие религии: христианство, ислам, буддизм и т.д., могут быть объединены на этом уровне в противовес коммунизму. Впрочем, прежде чем пытаться организовать ислам и буддизм, принципиально важно достичь определенного единства среди христианских Церквей... В нынешний кризисный момент следует предпринимать дальнейшие усилия сплотить все христианские Церкви вокруг идеи защиты религии, мира, свободы и социальной справедливости19.

В ходе выстраивания антисоветского религиозного фронта Трумэн поручает Тейлору привлечь на свою сторону Константинопольского патриарха. К тому моменту у американских властей за плечами уже был отрицательный опыт в общении с представителями патриархата в Турции. В 1945 г. американские дипломаты пытались установить контакты с отдельными иерархами, в частности с наиболее влиятельным членом синода митрополитом Максимом (Вапортзисом). Тогда будущий Патриарх Максим отверг предложения о возможной поддержке со стороны США, объясняя свою позицию тем, что "всякое вмешательство приведёт только к тому, что греки в очередной раз подвергнутся притеснениям со стороны турок«20. С другой стороны, у властей США и лично Г. Трумэна установились хорошие отношения с главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата Афинагором (Спиру), который сам охотно шел на тесные контакты с государственной администрацией.

Американское внешнеполитическое ведомство с начала 1940-х гг. пристальным образом наблюдало за ситуацией в православном мире, а через своё посольство в Турции — за ситуацией в Константинопольском патриархате. Тейлор обращается к американскому послу в Анкаре Э. Вильсону за рекомендациями в осуществлении своей миссии. В письме от 16 апреля 1948 г. Тейлор пишет:

Дорогой господин посол, Вы, возможно, могли быть несколько удивлены моей телеграммой, но она явилась результатом весьма секретных указаний, полученных мною в минувшем году и в частности во время последней недели моего пребывания в Вашингтоне, суть которых касается организации поездки, описанной в моей первой телеграмме. Когда я покидал дом, не было ещё понятно ни того, что отставка обсуждаемого нами лица окажется неминуемой, ни того, что его преемником может стать представитель этой Церкви в Америке. С последним я имел беседу накануне моего отъезда, и поскольку он предоставил мне исчерпывающую информацию касательно ситуации в целом, я полагаю, что он также не считал нужным предпринимать поспешных действий в настоящий момент... Проблема, о которой идет речь, представляет повышенный интерес лично для президента, и я буду Вам глубоко признателен, если бы Вы могли предоставить мне сейчас и в дальнейшем, в случае каких-то новых событий, подробное описание ситуации с тем, чтобы я, в свою очередь, мог передать его президенту Трумэну21.

Примечания:

1. Трактовкой „холодной войны” как одной из величайших религиозных войн в истории человечества мы обязаны англо-американской пропаганде, развивавшей тему священной войны и превратившей сдерживание в этическую драму, где западная цивилизация и христианство защищались от посягательств безбожного коммунизма». См.: KirbyD. Divinely Sanctioned: The Anglo-American Cold War Alliance and the Defence of Western Civilization and Christianity, 1945-48 // Journal of Contemporary History. 2000. Vol. 35 (3). P. 389.

2.    Foglesong D.S. Roots of ‘Liberation’: American Images of the Future of Russia in the Early Cold War, 1948—1953 // International History Review. 1999. Vol. 21 (1). P. 57-79; Kirby D. The Cold War, the hegemony of the United States and the golden age of Christian democracy // The Cambridge history of Christianity. Vol. 9: World Christianities, c. 1914 -c. 2000 / H. McLeod, ed. Cambridge University Press, 2006. P. 285-303; Herzog J.P. The spiritual-industrial complex: America’s religious battle against communism in the early Cold War. Oxford University Press, 2011; Preston A. Sword of the spirit, shield of faith: religion in American war and diplomacy. New York, 2012.

3.   Foreign Relations of the United States, 1950. Vol. 1. Washington, 1951. P. 237.

4.   Ibid. P. 247.

5.   Truman H.S. Address Recorded for Broadcast on the Occasion of the Lighting of the National Community Christmas Tree on the White House Grounds. December 24, 1950. URL: http://trumanlibrary.org/publicpapers/viewpapers.php?pid=1007.

6. Inboden W. Religion and American foreign policy, 1945—1960: the soul of containment. Cambridge University Press, 2008. P. 114.

7.   Цит. по: Inboden W. Religion and American foreign policy. P. 118.

8.   См.: Gunn T.J. Spiritual weapons: the Cold War and the forging of an American national religion. Westport, 2009; Kruse K.M. One nation under God: how corporate America invented Christian America. New York, 2015.

9.  Truman H.S. Address in Columbus at a Conference of the Federal Council of Churches. March 6, 1946. URL: http://www.trumanlibrary.org/publicpapers/index.php?pid=1494.

10.  См.: Jill E. The president, the archbishop and the envoy: Religion and diplomacy in the cold war // Diplomacy & Statecraft. 1995. Vol. 6 (2). P. 490-511; Kirby D. Truman’s Holy Alliance: The President, the Pope and the Origins of the Cold War // Borderlines: Studies in American Culture. 1997. Vol. 4 (1). P. 1-17; Idem. Harry S.

Truman’s International Religious Anti-Communist Front, the Archbishop of Canterbury and the 1948 Inaugural Assembly of the World Council of Churches // Contemporary British History. 2001. Vol. 15 (4). P. 35-70; Idem. Harry Truman’s Religious Legacy: The Holy Alliance, Containment and the Cold War // Religion and the Cold War / D. Kirby, ed. New York, 2003. P. 142-160; Spalding E.E. The first cold warrior: Harry Truman, containment, and the remaking of liberal internationalism. Kentucky, 2006. P. 199-222.

11. Truman H.S. Address to the Washington Pilgrimage of American Churchmen. September 28, 1951. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=13934.

12.  Truman H.S. Mr. Citizen. New York, 1961. P. 99-100. О том же Трумэн писал своей жене 2 октября 1947 года: «Все идёт к тому, что на нашей стороне окажутся нравственные устои всего мира. Мы ведём переговоры с архиепископом Кентербери, главным епископом Лютеранской Церкви, митрополитом греческой Церкви в Стамбуле и папой. Я думаю отправить [Тейлора] с визитом к самому главному буддисту и к великому ламе в Тибете. Если мне удастся мобилизовать тех, кто верит в нравственный мир, против большевистских материалистов, которые... верят в то, что „цель оправдывает средства”, тогда мы сможем победить» (Dear Bess: the letters from Harry to Bess Truman, 1910—1959 / R. H. Ferrell, ed. New York, 1983. P. 551).

13.  О Тейлоре см.: Flynn G.Q. Franklin Roosevelt and the Vatican: The Myron Taylor Appointment // Catholic Historical Review. 1972. Vol. 58 (2). P. 171-194; Conway J.S. Myron C. Taylor’s Mission to the Vatican, 1940—1950 // Church History. 1975. Vol. 44 (1). P. 85-99; Curtiss W.D., Stewart C.E. Myron C. Taylor, Part Two: President Franklin D. Roosevelt’s «Ambassador Extraordinary» // Cornell Law Forum. 2007. Vol. 33 (2). P. 4-13.

14. Harry S. Truman Library. Papers of Myron Taylor. Box 1: Mission of the Honorable Myron G. Taylor, 13.04.1948.

15. Harry S. Truman Library. Papers of Harry S. Truman. Confidential files. Box 45: Letter Taylor to Lord Halifax, 8.10.1947. Среди бумаг Тейлора встречается ещё одна формулировка его «миссии»: «побудить всех верующих в Бога и человеческую свободу объединиться вместе и общим стремлением к миру надавить на русское атеистическое коммунистическое правительство» (Цит. по: Preston A. The death of a peculiar special relationship: Myron Taylor and the religious roots of America’s Cold War // America’s ‘special relationships’: foreign and domestic aspects of the politics of alliance / J. Dumbrell, A.R. Schafer, eds. London; New York: Routledge, 2009. P. 218).

16. См.: Gill G.J. The Truman Administration and Vatican Relations // Catholic Historical Review. 1987. Vol. 73 (3). P. 408-423; Di Nolfo E. Dear pope. Vaticano e Stati Uniti. La corrispondenza segreta di Roosevelt e Truman con papa Pacelli. Roma, 2003; Краснов П.П. Трансатлантическая дипломатия Папы Пия XII и Ф. Рузвельта в период Второй мировой войны // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5 (111). С. 4-11.

17. Papers of Myron Taylor. Box 1: Letter Truman to Pope Pius XII, 11.08.1948.

18. Цит. по: Kirby D. Divinely Sanctioned. P. 391.

19.  Ibid. P. 409.

20.  Цит. по: Martano V. Athenagoras, il patriarca (1886—1972): un cristiano fra crisi della coabitazione e utopia ecumenica. Bologna, 1996. P. 119.

21.Papers of Myron Taylor. Box 1: Letter Taylor to Wilson, 16.04.1948.

 

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий