9 Ава — национальный день траура еврейского народа

Шествие с трофеями. Триумфальная арка Тита

В этой передаче раввины мессианских общин, Борис Грисенко и Михаил Самсонов, обсуждают события, произошедшие 9 ава в разные годы еврейской истории, а также предлагают еврейский мессианский взгляд и комментарий на этот непростой вопрос.

Историческая заметка. 9 Ава – национальный день траура еврейского народа – день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Этот День отмечен трагическими событиями на протяжении всей еврейской истории и стал символом преследований и несчастий, выпавших на долю еврейского народа.

Часть 1

Раввин Михаил Самсонов. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы в гостях у Бориса Сауловича. Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о такой печальной дате еврейского календаря, как 9 Ава. Мы будем сегодня вспоминать события, которые дают основания этой печали, и может быть какие-то еще факты и комментарии.

Раввин Борис Грисенко. Шалом, дорогие хаверим! Снова очень приятно видеть вас всех у нас в гостях.

9 Ава 1312 г. до н.э. разведчики, посланные Моисеем, произвели панику среди евреев сложностями завоевания Ханаана. Народ испугался и отказался войти в Землю Израиля, обещанную Богом, в результате в Землю Обетованную вошло только следующее поколение через 40 лет.

9 Ава 586 г. до н.э. в течение трех недель Вавилоняне разрушили стены Иерусалима, захватили город и разрушили храм, после чего последовал 70-летний Вавилонский плен.

9 Ава 70 г. н.э. римляне после осады Иерусалима разрушили Второй Храм.

9 Ава 132 г. по приказу римского наместника Храмовая гора в Иерусалиме была распахана. Это послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы, которое продолжалось три года.

9 Ава 135 г. римляне захватили Бейтар, последний оплот восставших при восстании Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля.

Раввин Борис Грисенко. Для многих из христиан эти даты, откровенно говоря, практически неизвестны. Подавляющее большинство христиан, естественно, знакомы с самими фактами: фактом разрушения Первого Храма и фактом разрушения Второго. Но наш разговор будет относиться не к тому, что знают все люди, более или менее читавшие Библию. Но к тому, что об этом говорит еврейская традиция. То есть для нас очень важно, чтобы традиционный еврейский контекст в отношении этих особенных дат все больше открывался для верующих в Бога Израиля из всех народов, особенно в русскоязычном пространстве.

Раввин Михаил Самсонов. Вы знаете, я был в свое время очень удивлен, когда узнал, что оба Храма (вот, их было два в истории Израиля, отношение к Храму среди верующих евреев самое что ни на есть трепетное, и это объяснимо), и я был очень удивлен, узнав, что оба Храма были разрушены в один и тот же день. Настолько был удивлен, что очень долго ходил и думал над этим фактом. Потом, интересуясь темой, темой 9 Ава я увидел в толкованиях, что на этот день припадают разные такие серьезные трагические события в истории Израиля, по крайней мере, с точки зрения традиций.

Историческая заметка. Принято считать, что 9 Ава также произошли:

Призыв Папы Урбана II в 1095 году к началу Крестовых походов, во время которых были уничтожены многие еврейские общины;

Массовое изгнание евреев из Англии и в 1290 году;

Массовое сожжение Талмуда и еврейских книг в Париже в 1240 году;

Изгнание евреев из Франции (1306 год);

Изгнание из Испании в 1492 году;

Начало Первой Мировой войны в 1914 году;

Начало функционирования лагеря смерти Треблинка (1942 год).

Многие также считают эвакуацию еврейских поселенцев из сектора Газа и северной Самарии в 2005 году национальным бедствием, оно началось 10 Ава.

Раввин Михаил Самсонов. Я пытался все это проверить исторически, и в общем, оно не очень так получается, что это припало на 9 Ава. У меня родилось такое понимание, что, знаете, решили вот сгрузить все печальные еврейские даты на этот день.

Раввин Борис Грисенко. Тут очень богатая еврейская традиция, я бы сказал, раввинистическая еврейская традиция. Потому что есть не только раввинистическая еврейская традиция, но мы сегодня не будем ее затрагивать. Итак, очень богатая раввинистическая традиция, связанная с 9 Ава. И один из, так сказать, светочей иудаизма, можно сказать, отцов Талмуда, он приводил древнее предание, которое говорит следующее.

Как бы Бог обратился к народу Израиля, когда они плакали в пустыне после известного доклада соглядатаев. Плакали о своем безнадежном положении и о том, что у них нет якобы шанса по-настоящему войти в Обетованную Землю. И она им обетована, но напрасно… И вот, согласно этому древнему преданию, Бог сказал всему народу: «Сегодня вы плакали в этот день без всякого основания. Вы плакали из-за того что не верили Мне, не верили Моему Слову, не верили Моему обещанию. Но настанут дни, когда в эту же дату вы будете плакать по очень серьезной причине».

Это такое древнее иудейское предание. Я думаю, что здесь, конечно, это не Слово Божье, это не Тора, но здесь есть очень здравое зерно в этом. Потому что когда народ Израиля и вообще верующие из любого народа начинают обвинять Бога за что-то (но мы знаем, что Бог то не только в том, в чем Его обвиняли, но и ни в чем другом не виноват, в чем можно себе представить вообще), когда верующие ропщут, когда верующие жалуются, когда верующие говорят: «Что же Ты, Бог, не исполняешь Свои обещания?!» — мы знаем, что такого быть не может. Одно из двух: или Бог не обещал того, в чем Его обвиняют, или люди не поняли условий исполнения этого обещания. И вот, когда верующие плачут, обвиняют, жалеют себя без всякой причины реальной со стороны Бога, обычно это приводит к тому, что потом им в той же сфере, в подобных обстоятельствах приходится серьезно плакать, горевать, потому что последствия их духовного заблуждения (духовного!) отражаются на объективном, так сказать, материальном мире, и затем Бог допускает настоящие трагедии.

Теперь, когда это происходит, уже остановка за людьми: понять смысл происходящего, понять связь этих событий, раскаяться и вернуться к Божьим основаниям, или еще сильнее обвинять Бога.

Раввин Михаил Самсонов. Да, да, резонно. Много говорится в Торе, вообще во всех Священных Писаниях о ропоте. Я когда-то думал: «А что здесь все-таки такого страшного, почему Бог так много говорит и не поощряет, что люди жалуются?» Проблема-то здесь какая? Почему так жестко? Вот там прямо, помните места в Торе, где Он именно за ропот им предъявляет, даже наказание им обещает за ропот. Ну, пороптали, ну, бывает, ну, мы все люди.

Со временем я понял, что основная-то причина ропота какая? Ну, не традиция явно, правда? Это неверие фактически. Что такое неверие? Это понижение статуса Бога в своих собственных глазах.

А если это ропот привселюдный, если это может быть даже, скажем так, ораторский ропот, на публику, как тот случай с соглядатаями. Фактически они своим неверием, происходящим из страха (страх превысил знание Бога), они заразили весь народ Израиля, который должен был стать глашатаем веры для всей земли, для всех народов. Они отравили своим неверием всех и отравили настолько сильно, что ситуация стала уже как бы невозможной к исправлению.

Ропот. Действительно, стоит ли удивляться, что вот подобное могло произойти с целым народом. Да еще не просто народом, а с народом Божьим.

Раввин Борис Грисенко. С народом Божьим, но который на тот момент был народом Божьим, в большей мере, в потенциале.

Раввин Михаил Самсонов. В потенциале, конечно!

Раввин Борис Грисенко. Это от него самого, от народа зависело, то ли раскрыть тот Божий потенциал, который был дан милосердным и абсолютно верным каждому Своему Слову Богом, то ли продолжать вести себя, как обычные люди, как те язычники, которые вокруг них, зависящие от обстоятельств, от стихий этого мира, зависящие, прямо скажем, от духовных сил, управляющих этим падшим миром в какой-то мере.

К сожалению, Божий народ не осознал истинного своего потенциала. И хотя вроде бы знал цели, постоянно отклонялся от них к тому, что было для него привычным. Вот эта проблема! И это проблема вечная, на самом деле.

Раввин Михаил Самсонов. Интересное дело! Само по себе то, что Бог назначил этот народ Себе в особенный народ (прямо если дословно так говорить, цитировать), еще не обозначало совершенно, вот, как мы сейчас говорим, что назначение этого народа как бы в народ-сын не значило, что им ничего уже не нужно делать для развития своих отношений с Богом, для освящения и так далее.

Я вот как-то с одним раввином общался на эту тему и спросил у него, с его точки зрения, что нужно обычному еврею для того, чтобы получить спасение? Он мне сказал: «Здесь небольшой набор условий. Достаточно быть евреем по маме,...

Раввин Борис Грисенко. О! Это прекрасно!

Раввин Михаил Самсонов. …достаточно посещать синагогу в Шаббат,...

Раввин Борис Грисенко. Замечательно!

Раввин Михаил Самсонов. …достаточно радоваться радостью в этот день». — Я говорю: «Это все?!» — Он говорит: «Это все!» — Я говорю: «Конечно, я вас теперь понимаю! Какая несложная теология…»

Если мы берем Тору и возвращаемся ко всем этим историям, когда Бог разговаривал с народом, которые были евреи по маме все, которые, в общем-то, можно видеть, периодически крепко радовались и собирались на Шаббат. Там же есть, что вот кто-то там чего-то в Шаббат не пошел, так его, в общем, и наказали. То есть все в Шаббат выделялись для того, чтобы не работать и собираться на священное собрание.

Тем ни менее, Богу этого было мало. Он хотел от них большего. Он хотел, чтобы они не только о Шаббате и о том, что они евреи по маме говорили всему миру. А о Святом Израилеве, о другом образе жизни, о грехе, о том, что это плохо, и чтобы не просто говорили, а собой являли святость.

Раввин Борис Грисенко. На самом деле, если нас слушают какие-то ортодоксальные иудеи или там, консервативные иудеи, предположим, или какие-то ультраортодоксальные, то они могут поулыбаться и сказать: «Ну, это тут какой-то странный раввин! На самом деле, наш раввин говорит, что этого недостаточно, а нужно еще пару условий».

А какая-то другая группа может сказать: «Нет, нужно еще вот это делать и это. И как же можно без каршрута?!» И еще четвертая группа, и пятая, и шестая…

Но, в конечном счете, все, о чем будет идти речь, как об условиях еврейского спасения, все будет сводиться к одному: «Вот вам набор правил. Делайте, исполняйте их, и шоб вы себе были здоровы и не портили нервы. Верьте нам, благословляйте нас, а мы позаботимся о том, чтобы в конечном счете у вас все срослось».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий