Ашкеназы и сефарды: кто есть кто? (продолжение)

 Одежда евреев в Средние века..14в. Миниатюра. Париж.  Biblithèque Nationale, мс. Français 820, л. 192; в:  Энциклопедии иудаика 1971 Vol. 4, кол. 65

Йехудис Ханин

Часть 5. Восток — дело тонкое

В Узбекистане и на Кавказе проживают аж три различные по культурному наследию еврейские общины: бухарские евреи, горские и грузинские. Сейчас речь пойдет о бухарской общине.

Средняя Азия была упомянута еще в Талмуде как место проживания евреев во времена Кира II Великого в середине VI века до н.э. Как уже было сказано в предыдущей части цикла, история еврейской общины Средней Азии напрямую связана с персидской.

Персия, находясь на пересечении путей из Месопатамии (область обьединявшая территории современных Ирака, Сирии и Ирана) в Индию и Китай, в силу своего расположения являлась оживленным центром торговли. Будучи подданными Персидского царства, евреи постепенно основали свои общины в пределах персидского культурного влияния, занимая практически всю Центральную Азию от Узбекистана на севере до Афганистана на юге. И вот здесь, за практически непроходимыми пустынями Каракум и Кызылкум, у подножия Памира, образовались значительные по численности прочные еврейские общины. Одним из самых больших и влиятельных центров среди них была Бухара, а также расположенный сравнительно неподалеку Самарканд.

Известный еврейский средневековый путешественник Биньомин из Туделы утверждал, что в XII веке, накануне Монгольского нашествия, еврейские общины в Центральной Азии впечатляли современников своей численностью и известностью.

Официальное разделение персидских и бухарских евреев на отдельные культурные группы произошло в XVI веке, когда узбекская династия Шейбанидов отделилась от персидского влияния и расширила границы Бухарского ханства на юго-запад, до северной Персии, и на юго-восток, до Афганистана. Новое государство, являясь средоточием оживленной торговли, привлекло к себе много евреев из Персии. В их число вошли также группы, бежавшие от междоусобных войн между персами-шиитами и суннитами Средней Азии. К сожалению, очень скоро неблагоприятные политические условия приостановили рост еврейской общины.

Возникновение нового независимого царства в Афганистане в XVIII столетии еще больше разъединило еврейские общины в регионе.

Неоднократные попытки властей обратить евреев в ислам привели к тому, что многие предпочли скрыть свою приверженность иудаизму, а другие ассимилировались. В целом, в силу вышеприведенных обстоятельств, община бухарских евреев духовно обеднела, и ее члены были не в состоянии поддерживать изучение Торы.

К счастью, в 1793 г. рабби Йосеф Маман Магриби из Марокко, прибыв в Бухару из города Цфат в Святой Земле, был настолько поражен духовным упадком среди местных евреев, что остался там на несколько десятилетий, чтобы восстановить в общине забытые знания иудаизма. Первым делом он открыл йешиву — религиозную школу. Поскольку сам рав Йосеф Маман, будучи родом из Марокко, был сефардом, то и обучение в йешиве и молитвы он вел на привычный ему лад. По этой причине бухарские евреи частично адаптировали сефардские обычаи вместо персидских. Его усилия по созданию образовательных заведений совпали с новым, терпимым отношением со стороны местных властей. Они разрешили евреям селиться за пределами особых районов, в которых евреи должны были жить с начала XVII столетия. Кроме того им было разрешено иметь автономную структуру правления в гражданских делах, не затрагивающих мусульман.

В XIX веке произошли большие изменения на политической арене в Средней Азии. Еще до захвата Бухары, Ташкента и Самарканда в 1865—1868 гг. российским царем Александром II среднеазиатские евреи были допущены к торговле в пределах Российской империи и имели право проживать за пределами черты оседлости. Эти права были дарованы бухарским евреям, поскольку правительство считало их лояльным меньшинством среди враждебно настроенного мусульманского населения.

С 1870 г. положение евреев ухудшилось из-за отношения местных лидеров, которые винили их в своем зависимом положении от России. В свою очередь, бюрократия российского государственного аппарата затрудняла получение российских паспортов тем евреям, которые хотели переехать в европейскую часть империи.

Но все эти трудности были несравнимы с теми, что возникли после революции 1917 г. Многие синагоги были закрыты, и еврейское образование запрещено. Наряду с духовными трудностями евреи столкнулись с насильственными изменениями в правилах ведения торговли: частных, мелких торговцев заставляли вступать в государственные кооперативы.

Во время Второй мировой войны, регион, а особенно Самарканд и Ташкент, привлек к себе многочисленных ашкеназских беженцев из европейской части страны.

После распада Советского Союза большинство евреев из Центральной Азии эмигрировало — в основном, в Израиль и Америку.

Язык, на котором традиционно говорили среднеазиатские евреи, представляет собой бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта фарси. Фарси — это официальный язык Персии (в наши дни — Ирана).

Основными традиционными занятиями бухарских евреев были окраска шерсти и ткани, а также торговля. Краски они изготавливали сами, и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Бухарские евреи по традиции надевают на свадьбы специальные красочные свободные халаты, богато украшенные вышивкой, и специальные головные уборы в традиционно узбекском стиле, так же роскошно вышитые. В целом, в одежде, кулинарных пристрастиях и использовании музыкальных инструментов бухарские евреи многое переняли от своих узбекских и таджикских соседей.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий