Ашкеназы и сефарды: кто есть кто? (продолжение)

 Одежда евреев в Средние века..14в. Миниатюра. Париж.  Biblithèque Nationale, мс. Français 820, л. 192; в:  Энциклопедии иудаика 1971 Vol. 4, кол. 65

Йехудис Ханин

Часть 9. Там, где зреют апельсины

Теперь давайте вернемся в область, из которой евреи стали заселять земли, именнуемые Ашкеназ, а именно в Италию. Всего лишь несколько стран в мире могут похвастаться тем, что евреи там проживали непрерывно: от античности до нашего времени. В Европе на такую честь может претендовать только Италия.

Тут, кстати, надо сразу оговорится, что так же, как и Индия, и Кавказ, Италия является домом для нескольких культурных еврейских групп. Помимо основной, о которой пойдет речь, в Италии проживают ашкеназы и сефарды, переселившиеся на Апеннинский полуостров в конце средних веков, а также персидские и североафриканские евреи1.

Вернемся к истории. Первое переселение евреев на итальянскую землю началось до разрушения Второго Храма, во времена, когда Иудея впервые попала под владычество Рима. Рим предоставлял большие экономические возможности, и поэтому евреи переселялись преимущественно в столицу империи, а также в портовые города метрополии, такие, например, как Помпеи. Римская еврейская община практиковала традиции, принесенные из страны Израиля.

В конце 60-х годов новой эры евреи Иудейской провинции подняли восстание против римских завоевателей. Восстание было жестоко подавлено. После осады Иерусалима и разрушения Храма в 70 году в ознаменование победы еврейских пленников провели в кандалах по улицам Рима. Эта сцена запечетлена на Триумфальной арке Тита, которая была построена вскоре после его смерти в 81 году в память о взятии Иерусалима. Пленников ожидала участь рабов, но они были выкуплены своими собратьями, уже проживавшими в Риме. Очень скоро бывшие рабы стали свободными и полноправными жителями имперской столицы.

Удивительно, что непоколебимость евреев в их приверженности Торе, которая явилась причиной долгой и дорогостоящей войны римлян с Иудеей, на самой римской территории была предметом восхищения. В том же самом году, когда Тит, разрушивший Иерусалим, занял престол императора, взорвался вулкан Везувий, погребя под лавой и вулканическим пеплом пять городов, включая знаменитые Помпеи. Многие жители страны утверждали, что это было проявлением недоволльства Небес новым императором, который посмел разрушить Иерусалимский Храм. Некоторые римляне переходили в иудаизм, другие перестали служить идолам и приняли на себя частично еврейские традиции, не принимая иудаизм в целом. Например, многие римляне зажигали свечи накануне Субботы.

После обьявления христианства официальной религией Рима в IV в.н.э. положение евреев в стране сильно ухудшилось. Они были ограничены в соблюдении религиозных обычаев и законов. Их права были урезаны экономически, политически и социально. В связи с новыми законами евреи Рима оставили ремесла, которыми занимались до этого, и обратились, в основном, к международному финансированию.

Несмотря на новую тяжелую экономическую ситуацию, еврейская общественная жизнь продолжалась в привычном ключе. Со временем были официально учреждены йешивы в нескольких городах, включая Лукку, место рождения известной семьи Калонимус, прибытие которой на берега Рейна по приглашению Карла Великого сыграло ключевую роль в становлении ашкеназийского еврейства (см. часть 1).

К XIII в.н.э. дискриминация итальянского еврейства усилилась. Евреи были обязаны носить специальную одежду, отличающую их от остального населения. В 1290 г. в Неаполе евреи были вынуждены креститься, а тех, кто отказывался уничтожали. Но некоторые продолжали соблюдать законы еврейской веры в тайне.

В эпоху Возрождения в обществе появился интерес к библейским первоисточникам. Развитие Ренессанса заставило христианских ученых заново переоценить еврейскую мысль. В это время в еврейскую общину Италии влились беженцы из Испании и Португалии. Среди них было много знатоков Торы.

Во второй половине XVI в. евреи были вынуждены поселиться в гетто (специально выделенных местах внутри города, окруженных стеной), и им было запрещено нанимать слуг — христиан. Это было реакцией Ватикана на появление более толератного к евреям протестантизма.

В течение XVIII и XIX веков, когда итальянская правящая верхушка металась между либеральными реформами и консервативной реакцией, евреи постепенно все больше проникали в светское общество, вплоть до того, что они иногда занимали государственные посты. Гетто были отменены, и запреты на опередленные профессии сняты. Правда, к сожалению, как и везде в Европе, либеральная политика государства привела к духовному и демографическому упадку итальянской еврейской общины.

Так продолжалось и в XX веке. Даже фашистский режим Муссолини терпимо относился к еврейской общине. Только в конце Второй мировой войны по примеру Германии были приняты антиеврейские законы. Но несмотря на то, что это стало результатом сильнейшего уменьшения общины (от 50 000 до войны до менее 30 000 после), итальянская община выжила даже в таких тяжелейших условиях в стране, которая всегда была домом для евреев со времен античности.

Итальянских евреев, которые проживают в Италии со времен Римской империи, в отличие от сефардов и ашкеназов, иногда в научной литературе называют италким (от латинского прилагательного italicu , что означает — латинский). Они традиционно говорили на иудео-итальянском языке с произношением, похожим на сефардское.

Литургия итальянских евреев отличается от религиозных служб других общин в диаспоре. Еврейскую литургию, как правило, делят на две основные категории: сефардских и ашкеназийских обрядов. Разделение это установилось в эпоху вавилонских академий и их глав — гаонов. Тогда выделялись два различных обряда молитвы — вавилонский и израильский. Те, кто увлекается историей, знают, что в то время существовал некий негласный спор между вавилонскими авторитетами и учеными страны Израиля по многим вопросам соблюдения традиций. Даже Талмуда у нас два — один Вавилонский, а другой Иерусалимский. Бытует мнение, что итальянский молитвенник содержит последние остатки иудейской еврейской традиции, в то время как сефардские и, в меньшей степени, ашкеназийские обряды отражают вавилонскую традицию. Итальянские евреи сохранили уникальный набор и порядок молитв, стиль речитатива и оригинальных литургических напевов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Североафриканские евреи — на иврите מַגּרֶבִּים (магребим). Установившиеся еврейские общины существовали в Северной Африке задолго до появления сефардов, бежавших из Испании и Португалии в период с XIIII по XVI в.н.э. Старейшие поселения евреев в этих местах появились, согласно некоторым мнениям, еще во времена древнего Карфагена. Североафриканские евреи сильно перемешались с вновь прибывшими сефрадами и, переняв их культурные и религиозные традиции, расстворились среди последних.

Назад / Начало  /Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий