Ашкеназы и сефарды: кто есть кто? (продолжение)

 Одежда евреев в Средние века..14в. Миниатюра. Париж.  Biblithèque Nationale, мс. Français 820, л. 192; в:  Энциклопедии иудаика 1971 Vol. 4, кол. 65

Йехудис Ханин

Часть 3. Страна легенд

Среди многочисленных и разнообразных по культурному наследию еврейских общин йеменская стоит несколько особняком.

Поскольку Йемен — это арабская страна, то распространено мнение, что йеменские евреи — это такие же сефарды, как и мароканские 1. Но на самом деле йеменская община приблизительно в два или даже три раза старше мароканской. С ее рождением связано много легенд.

Одна из них гласит, что йеменские арабы приняли иудаизм после посещения Царя Соломона царицей Савской.

Евреи, проживающие в столице Йемена Сане, утверждают, что их предки пришли в страну за 42 года до разрушения первого Храма. Согласно этому преданию, больше 50 000 евреев прибыли в Йемен под руководством пророка Йирмеягу. Среди местного населения распространено предание, что, когда пророк Эзра дал указание евреям вернуться в Иерусалим, они не послушались и тем самым навлекли на себя отлучение от общины. В наказание за непослушание Эзра не разрешал хоронить йеменских евреев в Стране Израиля.

Но единственный факт, подтверждающий эту историю, это то, что йеменские евреи используют все библейские имена для своих детей, кроме имени Эзра. Многие же сегодняшние йеменские раввины утверждают, что эта история не имеет исторической достоверности. Это же подтверждают и археологические раскопки. Согласно им, появление евреев на южной части Аравийского полуострова произошло сразу после разрушения Второго Храма. Через Мекку и Ятриб евреи проникли на юг и осели там.

Интересная история произошла в пятом столетии новой эры. Король Йемена, последний правитель царства Химьяр, Ду Нуваз принял иудаизм, а вместе с ним и большинство его подданных. После вступления на престол в 518 г. н.э он взял себе имя Йосеф.

К несчастью, в 525 г. н.э. Йеменское еврейское царство было уничтожено византийскими и абиссинскими войсками. Хотя многие евреи покинули Йемен, достаточно большая община продолжала существовать, но уже никогда больше не достигла своего былого великолепия.

Несмотря на то, что долгое время йеменские евреи были оторваны от остального еврейского мира, они все же поддерживали с ним связь. Так в 1172 году раввины Йемена обратились к Рамбаму по поводу гонений со стороны мусульман. Его ответом стало «Йеменское послание», в котором он четко и смело выражает свое отрицательное отношение к исламу и его основателю. Кроме того, Рамбам обратился к султану Египта Саладдину, у которого он работал придворным врачом, с ходатайством о прекращении преследований евреев в Йемене. Он был в этом успешен и заслужил особенное к себе отношение со стороны евреев йеменской общины.

В наши дни евреев в Йемене практически не осталось, большинство из них проживает в Израиле.

Благодаря тому, что йеменские евреи были изолированы от остальных общин, они сохранили свои древние и уникальные традиции практически нетронутыми. Что же делает йеменские традиции особенными?

Например, произношение слов Святого языка, принятое у йеменских евреев, считается наиболее близким к тому, что использовалось во времена Храма. Кроме того, в йеменских общинах не существует специального чтеца Торы. Каждую Субботу и в праздники раввин синагоги приглашает членов общины в качестве чтецов Торы. Даже маленькие дети знают, как читать Тору, поэтому шестым к Торе обычно вызывают мальчика, не достигшего совершеннолетия.

Одной из самых распространенных профессий среди йеменских евреев была профессия ювелира по серебру. Особенно знамениты во всем мире украшения для женщин. Согласно традиции, йеменская невеста надевает на свадьбу костюм, который весит несколько килограммов, так богато он украшен серебряными ювелирными изделиями.

Существуют ли еще общины в еврейском мире, отличные от тех, о которых вы уже прочитали? Об этом в следующей части.

Примечания:

1. См. предыдущую главу.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий