Брейшит (Бытие), 25:19-28:9 Толдот

«И копали рабы Ицхака в долине, и нашли там колодец воды живой.» (Брейшит, 26:19)

Рытье колодцев, несомненно, служило распространению цивилизации в те земли, где они были вырыты. Но в еще большей степени это занятие Ицхака являлось его посланием миру.

В противоположность наполнению какого-либо резервуара водой, принесенной откуда-нибудь, рытье колодца раскрывает уже существующий источник воды, скрытый под наслоением земли. Путь Авраама был следующим посланием миру: «Дай мне пробудить тебя живительной водой знания о Б-ге!» Посланием же Ицхака было: «Теперь, когда ты уже ожил, найди в себе внутренний источник воды. Срой все наслоения грязи, и ты раскроешь в себе живой родник веры в Творца. И она будет утолением твоей духовной жажды на протяжении всей жизни».

Это несет в себе важный урок о том, что наши вспышки прозрения и вдохновения должны сопровождаться работой по исправлению и улучшению себя – чтобы не гаснуть втуне, а приносить реальные изменения.3

«И пришел к нему Авимелех …и сказали они: „Видеть мы видели, что Г-сподь был с тобою, и мы сказали: да будет взаимная для нас клятва, между нами и тобою, и заключим с тобою союз...“» (Брейшит, 26:19)

Многие из колодцев, вырытых Ицхаком, были первоначально захвачены филистимлянами. В последствие же филистимляне уже разыскивали Ицхака, чтобы заключить с ним мир. Точно так же и в нашей жизни, даже самые благонамеренные усилия и духовные старания могут иной раз как бы рикошетом привести к пробуждению сил негативных. Тем не менее пример Ицхака учит нас не разочаровываться перед лицом таких неожиданных проблем. Наоборот, нужно продолжать усилия, чтобы в конечном итоге наверняка добиться успеха4

Фраза, с которой начинается глава Торы «Толдот», вызывает большое недоумение у комментаторов. Написано в Торе: «И вот родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака». Действительно, возникает вопрос: после того, что уже сказано, что Ицхак — сын Авраама, для чего Тора добавляет: «Авраам родил Ицхака»?

Раши приводит объяснение этому из Мидраша и Талмуда. Дело в том, что насмешники того поколения говорили, что Сара забеременела от Авимелеха, ведь она жила с Авраамом много лет и не беременела! Как поступил Всевышний? Творец сделал так, что лицо Ицхака было точной копией Авраама. И всем стало очевидно, что Авраам родил Ицхака. И об этом сообщает нам Тора, когда говорит, что Ицхак — сын Авраама, поскольку было явное свидетельство, что «Авраам родил Ицхака».

Согласно этому комментарию, данная фраза Торы дает нам абсолютное доказательство того, что Ицхак был сыном Авраама. Их лица были на удивление похожи. Настолько, что всякий видевший их понимал: «Авраам родил Ицхака».

Есть мидраш, который объясняет это иначе: «Ицхак гордился Авраамом, а Авраам гордился Ицхаком». То есть, Тора хочет сказать, что Ицхак представлялся как «Ицхак, сын Авраама», а Авраам, в свою очередь, гордился сыном своим Ицхаком — «Авраам родил Ицхака».

Тора — это, как известно, не сборник сказаний. Все, о чем рассказывает Книга Книг, должно служить указанием для последующих поколений. И особенно это положение касается историй, происшедших с нашими праотцами. Сказали об этом мудрецы: «Деяния отцов — поучение для сынов». Так какой же урок извлекаем мы из двух объяснений, приведенных в мидрашах?

Общим для двух этих объяснений является то, что речь в них идет о явлениях, которые не могут быть поняты в рамках обычного порядка вещей.

История рождения Ицхака — явное чудо. Сара и Авраам не могли иметь детей. Невозможность этого определялась причинами как физиологическими (об говорят мудрецы Талмуда), так и астральными.

Так же и тот факт, что Авраам с гордостью называл себя отцом Ицхака, весьма необычен. Ведь сам Авраам был натурой цельной, высоко духовной. И трудно представить себе человека, достигшего большего на пути личного и духовного совершенствования. Непреложным фактом является понижение этого уровня от поколения к поколению. Но в данном случае, при всем необыкновенном величии отца, он был в состоянии гордиться праведностью сына.

И вот какой вывод мы должны из всего этого сделать: не надо отступать перед ограничениями, которые накладывают на нас законы материального мира. Для еврея нет невозможного ни в духовном, ни в материальном. Поскольку еврей самой своей сущностью связан с Творцом, ему подвластны величайшие чудеса. Если человек пробуждает силы своей души, исходя из того, что ни его тело, ни дурные побуждения не могут помешать ему исполнить волю Создателя — он поднимается над всеми ограничениями природы и может творить чудеса как в материальной, так и в духовной сферах.

Глава «Толдот» открывается словами: «Вот порождения Ицхака, сына Авраама». Наши мудрецы объясняют, что слово «порождение» имеет два значения: первое — дети, потомки, второе — добрые дела человека. Как сказано в Мидраше, «главные порождения праведника — добрые дела». Сообщая, что Ицхак был сыном Авраама, Тора указывает нам на это как на заслугу, благодаря которой Ицхак смог оставить после себя потомков и добрые дела. Таким образом, опосредованно и они являются заслугой нашего праотца Авраама.

Какое же воспитание дал Авраам своему сыну Ицхаку? Прежде всего приходит на ум то, что именно Ицхак был первым ребенком, обрезанным восьми дней от роду, и первым, кому справили наступление совершеннолетия по достижении возраста тринадцати лет, когда мальчик становится взрослым евреем и уже несет ответственность за исполнение заповедей. Мудрецы говорят, что намек на эти два события содержится в следующем предложении Торы: "И устроил Авраам большой пир в день отнятия Ицхака [от груди]". («Отнятие от груди» в Торе передано одним словом игамел, первые две буквы которого составляют гиматрию 8, а последние две означают слово «обрезание». По одному из комментариев, слово игамел следует понимать как «отнятие» от дурного начала и наделение добрым началом.)

На «большом пиру», устроенном Авраамом, присутствовали все могущественные люди того поколения, в том числе великан Ог, властелин Башана. Из Мидраша мы узнаем, как Ог издевался над весельем Авраама, говоря, что «мизинцем может раздавить сына Авраама». Всевышний тогда сказал: «Клянусь, что ты увидишь тысячи тысяч его потомков и в конце концов от них погибнешь».

Этот конфликт является выражением пути еврейского народа. Он проявляется именно в сути того, что выражает уникальность еврея: день обрезания, когда устанавливается бесконечная связь еврея с Б-гом, и день Бар-Мицвы, когда он получает доброе начало. Перед ним стоит весь мир, который говорит ему: «Я могу уничтожить тебя одним мизинцем».

Ог, могущественный великан — и Авраам, которого Тора именует иври, «стоящим по ту сторону реки»... Одинокий, единственный, кто знает Творца, он стоит на одном берегу, а на другом — весь мир, погрязший в идолопоклонстве. Есть ли надежда, что Авраам может выстоять против всего мира?

Тем не менее Авраам бесстрашно распространяет знания о существовании Творца, «Б-га мира». Именно «Б-га мира», а не «Б-га над миром». Мир не является чем-то самостоятельным, существующим вне Творца, будучи лишь созданным и управляемым Им. Мир — это и есть Творец, все существование мира — есть лишь проявление Его силы, и «нет ничего, кроме Него».

Идущий по этому пути Авраам удостаивается обещания Б-га, что тысячи тысяч его потомков будут идти по этому же пути и в конце концов враги падут от их рук. Вот чему научил Авраам Ицхака, и именно благодаря этому заслужил Ицхак «порождения» — продолжения дел своего отца.

Урок, который нам следует извлечь из этого, очевиден. Мы тоже видим перед собой мир, в котором господствует зло. Мир этот выглядит не менее страшным, чем великан Ог, угрожающий младенцу Ицхаку. Необходимо помнить, что «деяния отцов — знак сыновьям». Нам в наследство досталась сила Авраама. У нас есть потенциал, позволяющий нам продолжать свой путь, путь Торы и заповедей, ведущий к полному освобождению этого мира от сил зла.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Примечания:
3. «Тора Ор», 17в; «Ликутей Сихот», т. 1, с. 27-29; т. 5, с. 71-72; т. 15, с. 194-195; т. 25, с. 123-130.
4. «Ликутей Сихот», т. 1, с. 29-31.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий