Брейшит (Бытие), 25:19-28:9 Толдот

В начале главы «Толдот» приводится родословная «Ицхака, сына Авраама», а затем следует пояснение, что «Авраам родил Ицхака» . Зачем нужен этот повтор? Ребе цитирует четыре толкования, которые представляют четыре уровня интерпретации Торы. И хотя на первый взгляд между этими толкованиями нет ничего общего, подробный разбор каждого из них доказывает, что между ними существует скрытая связь, что демонстрирует сущностное единство различных путей понимания Торы.

Четыре толкования

Глава начинается со слов: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака». Разумеется, комментаторы Торы сразу задаются вопросом, почему в этой фразе дважды повторяется одна и та же мысль: Авраам родил Ицхака. Среди различных толкований есть следующие:

1. В Талмуде (и в Мидраше) рассказывается, что циники того времени подвергали сомнению отцовство Авраама (у Сары в течение многих лет не было от него ребенка, и она родила Ицхака только после того, как побывала в плену у Авимелеха). Поэтому Б-г и сотворил Ицхака похожим на Авраама как две капли воды, чтобы не возникало сомнений в том, что он действительно сын Авраама. Два выражения Торы с одинаковым смыслом свидетельствуют об этом факте.

2. В Мидраше сказано: «Авраам был венцом Ицхака, а Ицхак был венцом Авраама», то есть каждый был гордостью другого.

3. Согласно учению хасидизма, Авраам символизирует служение Всевышнему любовью и добротой, в то время как Ицхак служит образцом трепета перед Ним и строгости. Существуют две ступени для каждого из этих путей служения Б-гу. С одной стороны, есть низший страх как боязнь наказания за грех или вреда, который может последовать в результате свершения греха. Более высокий уровень страха есть благоговейный трепет перед величием Творца, который заставляет отказываться от греха как от совершения того, что противоречит Его воле. Низший уровень любви к Б-гу характеризуется скрытым мотивом желания получить вознаграждение — материальное или духовное. Высшая же любовь свободна от поисков личной выгоды, она выражает стремление к единению с Б-гом ради него самого.

Дважды повторенная в одной фразе мысль сообщает нам о соотношении этих четырех форм служения Всевышнему. Имена следуют в таком порядке: Ицхак, Авраам, Авраам, Ицхак. Служение Б-гу, начинаясь с низшего страха, перерастает в низшую форму любви, переходит к высшей любви, и в своей наивысшей точке достигает благоговейного трепета перед Всевышним. Низшая форма порождает высшую, потому что тот, кто начинает служить Б-гу по личному расчету, в конце концов приходит к тому, что делает это ради самого Б-га. И это относится ко всем евреям (они должны служить Б-гу и с любовью, и со страхом), ведь Авраама, Ицхака и Яакова называют праотцами еврейского народа, поскольку все их потомки получают в наследство их качества, равно как и обязанность их использовать.

4. В книге книге Зогар сказано, что Авраам символизирует душу, а Сара – тело. Сказано в Торе: «И умерла Сара», — то есть тело, которое смертно. Об Аврааме же написано: «И поднялся Авраам от лица умершей своей», — имеется в виду душа, которая выше смерти. Ицхак, чье имя означает смех и радость, символизирует наслаждение, которое испытывает душа в будущем мире. Таким образом, исследуемую фразу можно интерпретировать как «Наслаждение будет наградой душе» («Ицхак, сын Авраама») в будущем мире, если «душа порождает наслаждение» («Авраам родил Ицхака») служением Б-гу в этом мире.

Внутреннее единство

Существует общее правило, согласно которому все объяснения одного и того же фрагмента Торы взаимосвязаны, несмотря на то что на первый взгляд между ними нет ничего общего. Какова же связь между нашими четырьмя толкованиями?

За каждой историей из Торы стоит нравственный урок, имеющий прямое отношение к жизни каждого еврея. Нам легко понять мораль хасидского толкования. Она заключается в том, что еврей должен служить Б-гу всей душой, сочетая оба противоположных полюса своих эмоций — Любовь и Страх. Толкование Зогар учит нас тому, что служение в этом мире еврейской души, облеченной в плоть, создает духовные наслаждения, которые раскроются ей в будущем мире. Если еврей осознает это, его служение Б-гу обретает новую жизнь.

Но что же делать с талумудическим толкованием и версией Мидраша, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к нам?

Эти толкования объединены тем, что оба они посвящены событиям, которые выходят за рамки естественного порядка вещей.

Если бы все шло по законам природы, то у Авраама не могло бы быть ребенка: он и его жена были стары и бесплодны. Поэтому в Торе сказано, что Б-г, собираясь сообщить Аврааму о том, что у него будет ребенок, «вывел его наружу». Мудрецы толкуют эту строчку так: «выйди за пределы астрологических предначертаний», согласно которым Авраам знал, что у него не будет детей.

И если бы эволюция духа шла, как обычно (то есть с понижением духовного уровня людей в каждом последующем поколении; как говорят об этом наши мудрецы: «Если первые евреи были сынами ангелов, то мы сыновья людей и т.д.» ), то Ицхак не стал бы венцом Авраама. Ведь это означает, что Ицхак дополнял и доводил до совершенства службу отца, внося в нее то, чего не хватало Аврааму.

Таким образом оба толкования раскрывают глубокую мысль о том, что еврей способен преодолеть рамки естественных закономерностей не только в духовном, но и в физическом смысле.

У Авраама были, так сказать, духовные потомки до Ицхака. Сказано, что «плоды праведника – это его добрые дела». Рождение Ицхака доказало, что и в физическом мире с Авраамом может произойти чудо. И это решительный аргумент против «циников поколения». Ведь их утверждение на уровне внутреннего смысла означало, что даже если еврей выше ограничений на уровне духовном, то для воздействия на мир материальный требуется хотя бы временное использование силы земных правителей (заявление, что Авимелех был отцом Ицхака). Иными словами, в физическом мире еврей подчиняется естественным законам.

Сделав Ицхака как две капли воды похожим на Авраама, Б-г доказал всем, что Авраам и есть настоящий отец. Он показал, что каналом физического воздействия был Авраам (следуя толкованию Зогара – душа), а не Авимелех (земной правитель). Для души нет препятствий ни в самой себе, ни когда она решает воплотить свои побуждения в действия.

Свобода души

Это помогает нам понять слова рабби Йосиф-Ицхака (шестого Любавического Ребе): «Все люди Земли должны это знать: только наши тела оказались в изгнании, отданы в рабство чужим правителям. Но наши души не находятся ни в изгнании, ни в рабстве. Мы открыто перед всеми должны заявить, что во всех делах, связанных с нашей религией, с Торой, с заповедями и обычаями Израиля, для нас, евреев, не существует никого, кто мог бы командовать нами и никакое давление на нас недопустимо».

На первый взгляд не совсем понятно, что толку в том, что душа остается свободной, если наши тела находятся в изгнании. Ведь душа должна выполнять волю Б-га будучи именно в теле в этом материальном мире. Но на самом деле сила подъема души такова, что она может освободить тело из физического рабства. И это должно быть сделано открыто, чтобы «все люди Земли» (включая «циников поколения») увидели, что ни тело, ни душа еврея не принадлежат Авимелеху (земной власти).

Служение и награда

Таким образом можно понять связь всех четырех толкований.

Талмуд относится к «открытой» области Торы и поэтому отвечает на возможный скептицизм, который может возникнуть в этом «открытом» физическом мире. Он отвечает на вызов «циников», показывая, что даже на материальном уровне еврей не подвластен законам природы.

Мидраш представляет промежуточное звено между «открытым» и «скрытым» аспектами Торы. Поэтому он подходит к предмету, подобно Талмуду, но представляет также более глубокое толкование вопроса, показывая, что еврей может превзойти природу, в том числе естественный («природный») духовный порядок. Еврей находится в стороне от общей тенденции понижения уровня духовности. Поэтому — «венец стариков – их внуки»: новые поколения совершенствуют работу предыдущих. (И так как во втором комментарии Мидраша разговор ведется на том уровне, где нет места цинизму, здесь отсутствует и необходимость отвечать в том же духе, что и Талмуд.)

Учение хасидизма, раскрывающее путь служения Всевышнему, также переносит нас в область «надприродную». Мораль этого комментария, что каждый еврей должен служить Б-гу одновременно с любовью и трепетом. На первый взгляд эти два чувства несовместимы: любовь означает сближение, а страх наоборот есть осознание разделяющей дистанции. Но служа Творцу, человек преодолевает естественную направленность своих чувств, и противоположные, казалось бы, позывы сливаются, наполняя все его существо. Достигнув этого, человек удостаивается того, что Свыше его отделяют от естественного хода бытия как физически (об этом говорит Талмуд), так и в духовном смысле (это отмечается в Мидраше).

В книге Зогар, раскрывающей тайные аспекты Торы, речь идет о грядущем мире и о том, что еврей, своими усилиями в этом мире позволяя своей душе преодолеть границы человеческого существования, получает в награду духовные наслаждения в будущей жизни.

Награда в самом исполнении

Этот анализ можно продолжить дальше. Сказано, что «наградой за выполнение мицвы (повеления) служит сама мицва». То есть на самом деле вознаграждение заключается в самом процессе выполнения заповедей, а не в дополнительных наслаждениях, которые следуют после. Ведь то, что обещается еврею в будущем мире, – не следствия его добрых дел, но сами добрые дела, раскрывающиеся в своей истинной сути. В этом мире душа, помещенная в тело, не может постичь внутреннюю духовную реальность акта исполнения воли Всевышнего. А в будущем мире может, и в этом заключается ее награда.

В первых трех толкованиях рассказывается о выполнении заповедей, в то время как в Зогаре речь идет непосредственно о награде. Но раз награда заключается в самом акте служения Всевышнему, связь между четырьмя объяснениями очевидна.

Служение тела, награда души

Имя Ицхак означает «веселье», так как Сара, родив сына в таком преклонном возрасте, сказала: «Смех сделал мне Вс-сильный». Имя Б-га, используемое в этом стихе, Элоким, обычно применяется для обозначения имманентности Б-га в природе (его числовое значение также совпадает с числовым значением слова «природа» на иврите) и служит для сокрытия четырехбуквенного имени, обозначающего трансцендентность Б-га. И в хасидском истолковании этот стих звучит как: «наступила радость от того, что я стараюсь принести святость в природу этого мира». То есть в нашем физическом мире скрыто близкое присутствие Б-га. И совершая поступки, приносящие святость в этот мир, человек открывает Б-га, что соответствует Б-жественнной цели творения и доставляет радость самому Б-гу.

В человеке, созданном по образу Б-га, тоже соединились имманентный и трансцендентный аспекты – тело и душа соответственно. И подобно тому, как радуется Б-г, когда мы приносим святость в этот мир, Он так же радуется и когда мы освещаем наше тело. Ведь в этом и заключается исполнение Б-жественного предназначения.

И если сейчас душа дает телу жизнь, то в будущем мире тело будет давать жизненные силы душе. Цель сотворения мира достигается за счет очищения и возвышения тела, и раз душа оказывается силой, совершенствующей тело, то она разделит наслаждение, созданное в результате ее воздействия на тело.

В этом и заключается главная идея связи всех четырех истолкований. В первых трех речь идет о служении человека, о том, как душа возвышает тело над его естественными ограничениями, и, преобразуя природу в состояние очевидной святости, тем самым доставляет наслаждение Всевышнему («Авраам родил Ицхака», или «душа создает наслаждение»). В итоге душа получает это наслаждение в мире грядущем — то, что рассматривается в книге Зогар толкованием слов «Ицхак, сын Авраама» как «душа получает наслаждение» в награду.

От Якова произошли «двенадцать колен Израиля» – весь наш народ. А Эсав отказался от той ответственности, которую накладывает на человека статус представителя избранного народа. Он сделал ставку на земные блага и стал вечным противником всего Б-жественного, и, как следствие этого, и всего еврейского. От него произошло несколько европейских народов, в различные исторические эпохи проявивших свои антисемитские наклонности, например, римляне и немцы.

Дальние родственники

Но, невзирая на то, что от него пошли такие потомки, Эсав всё же назван в нашей главе «родословием», «потомством» Ицхака. Да к тому же упомянут он рядом с Яковом – совершенным праведником – величайшим из праотцов. Чем объяснить такую мягкость по отношению к родоначальнику бандитов со стороны Книги Книг?

Ещё больше усиливает наш вопрос тот факт, что дядю наших главных героев – сводного брата Ицхака – Ишмаэля, который считается прародителем арабов, Тора ни разу не называет «потомством» Авраама. Хотя, если разобраться, то Ишмаэль был не большим разбойником, чем Эсав. Более того, об Ишмаэле сказано, что в конце жизни он раскаялся в своих грехах и встал на путь добра и справедливости. А что касается Эсава, то он тем и знаменит, что никогда и ни в чём не раскаивался. И тем не менее, у более коварного врага Тора обнаруживает еврейское родство и подчеркивает его право на духовное наследие нашего народа, когда называет Эсава «потомством» Ицхака. Где же логика? И если существует отличие между Ишмаэлем и Эсавом, то в чём оно?

Покатилась, покатилась голова…

Эсав, как и его брат Яков, родился в еврейской семье, но вся его жизнь, как, в общем-то, и смерть прошли в злодействе. Еврейский мыслитель рабби Хаим Йосеф Довид Азулаи (Хида) утверждает, что клипа, оболочка духовной нечистоты, которой Эсав окружил себя, намного хуже и чернее, чем клипа Ишмаэля… Поэтому сказали наши мудрецы: «К Эсаву нужно относиться как к еврею, который изменил вере своего народа…»

Чтобы разобраться в этом утверждении, изучим сначала один весьма любопытный Мидраш – устное предание.

Во время похорон Якова Эсав попытался загородить вход в гробницу праотцов – пещеру Махпела, где лежали другие предки еврейского народа: «Оставшееся место в пещере предназначено для меня, а не для Якова!»

Один из внуков Якова, возмущённый этими словами, нанёс наглецу столь сокрушительный удар, что отсёк ему голову. Голова грешника, отлетев, закатилась в гробницу, где и остаётся по сегодняшний день. Обезглавленное тело было погребено в другом месте – на горе Сэир.

Почему же голову нечестивца оставили в пещере праотцев? Ведь существует известное правило: «Злодея не хоронят рядом с праведниками». Всевышний настолько строго следит за этим, что однажды даже совершил чудо воскрешения из мёртвых, чтобы удалить тело лжепророка, которого похоронили рядом с пророком Элишей…

Как теряют... туловище

За ответом обратимся к учению хасидизма. Эсав стал злодеем из-за своего тела, в котором животное начало подавляло и гасило все добрые порывы и побуждения. Но в то же время, когда в сердце нечестивца бушевали греховные страсти, в глубине его сознания процветали «благие намерения», другими словами, его «голова» была «головой» праведника. Она заслуживала того, чтобы её похоронили в гробнице рядом с Авраамом и Ицхаком.

Ицхак знал о скрытом добре, которое кроется в его сыне, и пытался раскрыть его, дав Эсаву благословение.

Но правда заключалась в том, что внутренее добро, заключенное в Эсаве, может раскрыться, только его голова, то есть духовное начало, будет отделено от тела, то есть низменной материальности. И голова Эсава должна была «присоединиться» к Якову, ибо только Якову было дано очистить и вынуть из нечистой оболочки душу своего брата, потому что лишь ему и его потомству под силу извлечь искры святости, затерявшиеся в Мире хаоса. На это намекает тот же Хида, говоря, что «геры приходят в еврейство из сынов Эсава, но не из сынов Ишмаэля…» И действительно, величайшие мудрецы Торы Шмая и Автальон, Онкелос и рабби Меир были потомками Эсава – римлянами. Расставшись со своим «телом», то есть со своей прежней средой, со своим народом, они, подобно голове Эсава, реализовали сокровища своей души во всём великолепии.

Эсав — это голова!

Случай с головой Эсава служит примером для нас с вами. Ведь если уж голова антисемита нашла свой путь к еврейству, то тем более это должно произойти с теми нашими соплеменниками, временно отошедшими от Торы и заповедей. Общаясь с любым евреем, нужно помнить, что в его душе навечно запечатлены Десять Изречений, прозвучавшие для нашего народа на горе Синай. Поэтому не нужно смотреть на его «тело» – на тот образ жизни, те поступки, слова и мысли, которыми он маскирует свою «еврейскую голову». Именно в этом отличие Ишмаэля от Эсава. Ведь «голова» того, кто родился в еврейской семье, всегда остаётся «подключённой» к своему Б-жественному источнику. Как известно, «если прошла голова, то пройдёт и всё тело», а стало быть – давайте не забывать, что у нас на плечах!


Из трудов Любавического Ребе; адаптировано равом Джонатаном Саксом и  Д. Б. Байтмана

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий