Брейшит (Бытие) 44:18-47:27

Тора

Йеуда подступает к Йосефу, умоляя его освободить Бинъямина, и предлагает, чтобы правитель Египта взял его себе рабом вместо Бинъямина. Убедившись в преданности братьев друг другу, Йосеф раскрывает себя братьям. «Я — Йосеф!» — провозглашает он. — «Жив ли еще мой отец?»

Братья охвачены стыдом и раскаянием, но Йосеф утешает их, говоря, что на самом деле не по их воле он оказался в Египте, но Всевышний послал его туда для будущего спасения семьи от голода.

Братья возвращаются к отцу в Землю Кнаан с радостной вестью. Яаков прибывает в Египет вместе с сыновьями и их семьями — семдесят душ в общей сложности — и наконец воссоединяется с любимым сыном после 22 лет разлуки. По пути в Египет он получает обещание от Всевышнего: «Не бойся спуститься в Египет, ибо там Я сделаю тебя великим народом. Я спущусь с тобою в Египет и Я непременно подниму тебя оттуда вновь».

В течение голодных лет Йосеф собирает богатство Египта, продавая хлеб, собранный в годы изобилия.

Фараон дает Яакову для поселения плодородную землю Гошен, и его семья процветает в Египте.

***

В Писании весь еврейский народ именуется Йосефом: «Пастырь Израиля, внемли, ведущий Йосефа как овец» (Теилим, 80). В комментарии Раши это объясняется тем, «что он содержал весь народ в дни голода». Именно об этом повествует глава «Ваигаш».

Но почему из-за короткого периода, когда Йосеф был кормильцем еврейского народа, последний назван его именем? И именно тогда, когда Псалмы говорят об особой заслуге евреев, призывая Пастыря Израиля прислушаться к молитвам Его народа?! Неужели деятельность Йосефа во времена голода и есть та особая заслуга, за которую молитвы евреев достигнут Небес?

Каббала и хасидизм утверждают, что все события, происходящие в нашей материальной сфере, коренятся и имеют свою причину в сфере духовной. То, что Йосеф спас евреев от материального голода, свидетельствует о том, что он был кормильцем народа и в тяжелые дни голода духовного. Во времена сокрытия Б-жественности, изгнания и духовного мрака именно праведник Йосеф является для нас источником духовных сил.

Особенность Йосефа, отличающая его от братьев, родоначальников колен еврейского народа, заключается в том, что все они были пастухами, удалившимися от окружающего их материального мира, от людей, населяющих его, чтобы не подвергать себя, подобно им, влиянию суетности, материализма или, того хуже, идолопоклонства. Йосеф, напротив, находился в самом центре мирского порядка — он был управляющим дома Потифара, царедворца египетского фараона, старостой заключенных в тюрьме и, наконец, вторым человеком государства. И постоянно соприкасаясь с миром, с жизненными трудностями, он не стал частью его, остался преданным Б-гу и вере.

Большая часть жизни Йосефа прошла в изгнании. Он был сначала слугой Потифара, затем фараона. Не только заботы о своем благополучии, но и обязанности по государственному устройству Египта должны были отвлечь его от наследия отцов. Однако этого не случилось, что и выделяет Йосефа из среды его братьев и даже праотцев. Поэтому он служит символом народа Израиля. Ведь еврейский народ оказался в изгнании под властью других народов. И не может он отгородиться от всего мира, дабы не повредить своей духовной связи со Всевышним. Нет, он должен сохранять свою веру и преданность Творцу в тяжелейших условиях, окруженный материальным миром, будничными заботами.

Где же взять силы, чтобы устоять в такой ситуации? Конечно, у Йосефа, который «кормил и содержал их в дни голода». У Йосефа, помогавшего своему народу выдержать испытание духовным голодом: изгнание, мирские заботы, преследование, ненависть. И когда евреи хотят обратить внимание Всевышнего на свои особые заслуги, они называют себя Йосефом.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

***

В начале главы Торы «Вайигаш» описывается, как Йеуда, подойдя к Йосефу, жестко говорил с ним ради спасения Беньямина. По ходу своего обращения Йеуда объяснил, почему именно он заступается за брата: «Ибо раб твой поручился за отрока». Словом «поручиться» воспользовался Йеуда и раньше, когда уговаривал Яакова отпустить с братьями Биньямина.

В Талмуде приводится мнение, что закон о поручительстве мы учим из этого рассказа Торы. Закон говорит, что поручитель готов заменить собой берущего в долг, как будто это он взял деньги. Так и в рассказе Торы: Йеуда готов полностью заменить собой Беньямина.

Взаимное поручительство

Понятие о поручительстве применимо ко всем сынам Израиля. Сказали мудрецы: «Все евреи отвечают друг за друга». Каждый из нас полностью отвечает за другого, вплоть до того, что заменяет собой. Мы учим это из повествования о Йеуде, в чьем поступке выразилась сама его сущности.

Народ Израиля сравнивают с единым телом, состоящим из множества частей. Единение различных органов находит выражение в разных аспектах. Во-первых, каждая часть привносит что-то свое в общую гармонию тела. Во-вторых, каждый орган, помогает другим органам в их работе. Например, голова не может прийти куда-либо без участия ног — получается, что ноги помогают голове.

Без различий

Оба приведенных варианта показывают преимущество объединения частей. Идет ли речь об общем единстве тела или о более совершенной работе каждого отдельного органа.

Однако есть и более высокая ступень единения. На этом уровне каждый орган чувствует, что главный смысл его существования как раз и заключается в его функционировании как составной части организма. Тогда-то и возникает полное единство, при котором нет различия между отдельными частями.

Так же и в народе Израиля: есть единение, проистекающее из того, что каждый еврей вносит что-то в общую картину народа. Есть единение, базирующееся на тех индивидуальных способностях, которыми каждый дополняет работу остальных. Но есть и более высокий уровень объединения. Здесь каждый еврей чувствует себя частью народа Израиля. На этой ступени исчезают все различия между отдельными представителями нашего народа.

Царь колен израилевых

Именно такое, высшее единение и олицетворял собою Йеуда. Сказано, что был он «царем колен израилевых» (поэтому и сравнивают его со львом — царем животных). Именно ступень царства и порождает ощущение что каждый отдельный еврей является частью всего народа. Этим и объясняется, почему Йеуда предстал как поручитель за своего брата.

Такое объединение приведет к единству эпохи Избавления. И об этом говорится в афтаре главы «Вайигаш»: «И царь один будет для всех» (Йехезкиэль 37; 22) — царь из колена Йеуды, который придет и избавит нас в ближайшее время.

(Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в «Ликутей сихот», т. 30, стр. 215. Изложение р-на Давида Эльдина)

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий