Брейшит (Бытие)

Тора

Раздел А. Сотворение мира

Главы 1:1-2: 3 считаются одними из самых важных в Торе. Строки, продиктованные Всевышним, нельзя поставить в один ряд и сравнить с теми описаниями возникновения мира, которые являются плодом воображения и творчества людей. Ни один из мифов не содержит в себе такой глубины и бесконечной информации, как Тора. Скудость сведений из области естествознания не позволяла человеку древнего мира представить себе и передать в точных образах возникновение и взаимосвязь всего существующего в мире. Сведения же Торы настолько точны во всех приводимых подробностях и деталях, что всякий раз на новом этапе развития науки открывается, что кажущиеся противоречия текста, записанного Моше, с окружающей действительностью и данными точных наук возникали только потому, что ученые пользовались не совсем точной физической моделью и не знали всего того, что происходит в космосе и в недрах звезд. Люди, создававшие мифы, оставили в стороне окружающий нас мир природы, проблемы ее возникновения и предназначения отдельных ее элементов и сразу перешли к жизнеописанию богов. В этой области свободная фантазия не вступает в противоречие с действительностью, поскольку выходит за рамки реально существующего и шкалы времен. Это справедливо как для эпоса Финикии, Вавилонии, Греции, так и для возникших позднее мифов древнего Рима.

Незнание тайн материи приводит к тому, что она воспринимается как нечто первичное, существующее извечно и само по себе являющееся первопричиной возникновения различных божеств. Так ассиро-вавилонская мифология повествует о том, что до возникновения всего существующего: земли и неба — был хаос, который можно определить как находящиеся в непрерывном движении, перемещающиеся в пространстве массы воды. Из этого хаоса, который эпос называет Тиамат, возникают самые разные божества:

«Когда небо вверху не было еще названо своим именем, и земля внизу не имела никакого названия, и превечный Апсу (Бездна), их прародитель, и Тиамат (хаос), мать их обоих, смешали свои воды вместе, тогда возникли божества на небесах».

Апсу (Бездна) обеспокоен тем, что в его владениях неожиданно появилось множество новых божеств. Он призывает на свою сторону Тиамат (Хаос) и предлагает принять участие в борьбе с ними, чтобы не дать им захватить власть. Однако сам Апсу оказывается под властью хитрой Эа, а Тиамат, оставшись одна, продолжает борьбу. Она порождает страшных и наводящих на всех ужас союзников. Вступившие в сражение с Тиамат божества выбирают себе предводителя: их главой становится Мардук, который, стремительно приблизившись, набрасывает на Тиамат огромную сеть, «заносит свой огромный кулак и безжалостно разбивает ей череп». Останки великана-чудовища он разрывает на две части, одну из которых помещает в вышине, чтобы она удерживала воды, готовые обрушиться сверху. Эпос, продолжая повествование в таких же гротескных тонах, рассказывает о возникновении солнца, луны, планет, животных и человека. Многие исследователи древних текстов, обращая внимание лишь на совпадение чисто внешних деталей, утверждали, в общем-то бездоказательно с научной точки зрения, что древневавилонский эпос является предшественником тех текстов, которые впоследствии появились у еврейского народа. Однако тщательный лингвистический анализ, проведенный д-ром Драйвером, исключил саму возможность подобных необоснованных заявлений в дальнейшем. Д-р Драйвер писал: «По многим соображениям, представляется совершенно невероятным, чтобы текст книги Брейшит, каждое слово которого проникнуто идеей монотеизма, мог основываться хоть на каких-либо деталях, приводимых в тексте эпоса, который повествует о борьбе Мардука и Тиамат и во всем исходит из концепции политеизма».

Важно не только точное описание картины возникновения мира, которое мы встречаем в Торе, но и то, что в первых главах, посвященных процессу Творения, закладываются основные принципы веры, которые в дальнейшем повествовании предстают перед нами в более развернутом виде и иллюстрируются на примере событий, происходящих в жизни праотцев и всего народа. Речь идет о следующих положениях:

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий